Ахляк (нрав)

Аллах — конечный предел всякого стремления…

Аллах — конечный предел всякого стремления, и в Его руках ключи к хранилищам, и все деяния должны совершаться ради Него, и искать что-то следует только у Него

 

Слова  Всевышнего  «Нет  таких  вещей, хранилищ которых не было бы у Нас» (сура 15 «Хиджр», аят 21) содержат  в  себе  один  клад, а  именно: любую  вещь  нужно ожидать только от Того, у Кого её хранилища и в Чьей руке ключи  к  этим  хранилищам, и  требовать  это  от  кого-то другого — значит требовать от него то, чего у него нет и что он не способен дать.

И  Слова  Всевышнего «К  твоему  Господу  предстоит конечный исход» (сура 53 «Звезда», аят 42) содержат в себе великий  клад, а  именно: всё, чего  человек  желает  не  ради Него  и  не  в  связи  с  Ним, недолговечно  и  быстро  исчезает, поскольку конечный исход — не к нему, а к Тому, к Кому предстоит конечный исход всего сущего. Его творение, воля, мудрость  и  знание — предел  всему, и  Он — предел  всего желаемого, и любовь к тому, кого любят не ради Него, — страдание  и  мучение, и  всякое  дело, к  которому  человек стремится  не  ради  Него, — напрасное  и  ложное, и  каждое сердце, не имеющее  связи  с Ним — несчастное, и счастье  и преуспеяние отгорожено от него.

Всё,  чего  желают  от  Него,  соединено  в  Его  словах  «Нет  таких  вещей,  хранилищ  которых  не  было  бы у Нас».  А  всё, что  требуется  по  отношению  к  Нему, соединено  в  Его  словах «К  твоему  Господу  предстоит конечный исход». Нет цели, к которой  стоит  стремиться, кроме  Него, и  нет  цели, помимо  Него, которую  можно считать конечной, пределом.

За  всем  этим  скрывается  великая  тайна  из  тайн единобожия, а  именно: сердце  не  успокоится  и  не  обретёт отдохновения и умиротворения, пока не прибудет к Нему, и всё, что  любят  и к  чему стремятся помимо  Него, требуется людьми не ради него самого, поскольку Тот, Кого любят и к Кому стремятся ради Него Самого, только один, и к Нему предстоит  конечный  исход [и  Ему  принадлежит  конечный предел  всего], и  невозможно, чтобы  конечный  исход предстоял  к  двум, как невозможно и изначальное создание творений двумя.

И если конечной целью любви человека, его стремления, воли  и  покорности  является  не  Он,  то  всё это  является  ложным и покинет его как раз тогда, когда он больше всего будет  нуждаться  в  нём. А  если  конечной  целью  любви человека, его  стремления, воли  и  покорности  является  Он, Всевышний, то  ему  достанется  блаженство  и  наслаждение, радость и счастье, вечные и бесконечные.

Раб Аллаха  постоянно  пребывает  между   нормами, касающимися велений, и нормами, касающимися испытаний, и  ему  совершенно  необходима  помощь [в  исполнении] велений  и  забота, когда  приходят  испытания. Чем  усерднее исполняет он веления, тем больше заботы получает, когда его постигают  испытания. Если  его  исполнение  велений безупречно  внешне  и  внутренне, то  и  забота  и  доброта придёт  к  нему  внешняя  и  внутренняя.

Если  же  его исполнение  велений  ограничивается  внешними проявлениями, лишёнными  внутреннего  содержания, то забота и доброта придут к нему лишь внешне, тогда как доля заботы  внутренней  у  такого  человека  будет  чрезвычайно мала.

Ты можешь  спросить, что подразумевается  под заботой внутренней.

Это  появление  в  сердце  спокойствия, умиротворения, исчезновение  тревоги,  беспокойства  и  отчаяния, возникающих во время испытаний, в результате чего человек предстаёт  перед  своим  Господом  смиренным  и  покорным, взирающим  на  Него  сердцем  своим, стремящимся  к  Нему духом  своим  и  всей  внутренностью  своей. Созерцание доброты  и  заботы  отвлекает  его  от  боли, которую  он испытывает. И  его  заставляет забыть  о  своей  беде  знание того, что Аллах  выбирает  для  него наилучшее, и  что  он — раб, и  это  безусловно, и  постановления  Господа распространяются  на  него  вне  зависимости от того, доволен он  этим  или  нет, и  если  он  доволен, то  сможет  снискать довольство, а  если  недоволен, то  и  его  самого  ждёт недовольство.

И  эта  внутренняя  забота  является  следствием  тех внутренних отношений, и чем они лучше, тем она больше, а чем они хуже, тем она меньше.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх