Ахляк (нрав)

Что мешает нам быть терпеливыми?

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Наверное, первое, что приходит в голову верующему на вопрос «что мешает нам быть терпеливыми?» – это ответ «недостаток имана». Однако же этот «недостаток имана» имеет вполне реальное лицо, реальные черты. Перечислим три препятствия на пути терпеливости.

1. Спешка

В одном из хадисов говорится: «Неторопливость от Аллаха, а спешка от Сатаны». Спешка, как необдуманно совершенный поступок, приводит к негативным последствиям. Это и несчастные случаи, и разрушенные отношения, и потери. Неслучайно арабы называют спешку матерью сожаления. Абу Хатим аль Басти, да помилует его Всевышний, сказал: «Поспешный человек говорит прежде, чем узнает. Отвечает прежде, чем выслушает и поймет. Благодарит прежде, чем испробует. Ругает после того, как поблагодарит». Спешка не позволяет человеку обдумать ситуацию, учесть все стороны происходящего, правильно оценить условия и результаты тех или иных поступков. Большинство ошибок совершается именно по причине спешки. Желание скорого решения проблемы побуждает его к поспешности, вскоре преходящей границы терпения. Спешка – это копье, разрывающее узы терпения. Она может проявляться не только в поступках, но и в скорых предположениях, мыслях. Человек только увидел часть, а уже делает вывод о целом. Он не дослушал, а уже уверен, что понял собеседника. Спешки необходимо избегать даже в мыслях!

2. Гнев

В хадисе сказано: «Воистину, гнев – от шайтана, и воистину, шайтан создан из огня». Гнев толкает человека на самые неожиданные поступки: оскорбления, насилие, клевета, причинение вреда, нарушение границ и т. п. В гневе так же, как и при спешке, человек не видит реального положения дел. Уголек гнева, разогревшийся у него внутри, не знает границ между добром и злом, и он совершает поступки, не различая добра и зла. Праведники говорили: «Бойтесь гнева, воистину, он портит веру так же, как вкус алоэ портит мед».

3. Отчаяние

Отчаяние – один из самых коварных врагов верующего.  Отчаяние несовместимо с терпением, так как отсутствие веры в результат, в ценность трудов и конечное вознаграждение останавливает человека на пути к победам. Ведь в хадисе сказано: «Нет победы без терпения». Но отчаяние – это половина поражения, когда верующий останавливает поиски, опускает руки, предается апатии и безнадежности. Пророк Якуб, мир ему, предостерегал своих сыновей от отчаяния: «О, сыновья мои! Ступайте и разыщите Юсуфа (мир ему) и его брата, и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (сура «Юсуф», аят 87)

Всевышний Аллах сказал в Коране:

«Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек тороплив» (сура «Аль-Исра» («Ночное вознесение»), аят 11)

 

Отчаяние, гнев, спешка – это состояния, препятствующие терпению и характерные скорее для детей, нежели для взрослых людей. Взрослый человек, тем более верующий, идет к своей цели неуклонно. Его могут постигать трудности, ему могут выпадать испытания, он может спотыкаться и терять ориентир, но он проявляет терпение. Терпение – это основа веры в успех. Из всех «духовных напитков» это самый вкусный, так как соткан из сладости победы и горечи достижения ее. Таким образом, достигается в нем гармоничное сочетание двух противоположных вкусов. И не случайно один из самых лучших мусульман, праведный халиф Умар ибн аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Лучшие моменты нашей жизни – это когда мы испытывали терпение»

Ася Гагиева

islam-today

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх