Ахляк (нрав)

Дело воспитателя — воспитывать ребёнка: Несколько советов воспитателю юного мусульманина (часть 4)

1. Воспитывать ответственность. В этом возрасте ребёнку необходимо  давать поручения, возлагать на него  ответственность. Нельзя продолжать относиться к нему, как к маленькому, особенно  в  последние  годы  возрастного  периода, которому посвящена эта глава (5-15 лет). Если, почти достигнув совершеннолетия, он не участвует ни в какой деятельности вместе  с  взрослыми, не  имеет  никаких обязанностей  и  не приучен к ответственности, то когда же ему будет наконец предоставлена такая возможность?

Воспитатель  должен  помочь  своему  воспитаннику  почувствовать, что он  уже почти взрослый и способен делать многое из того, что делают взрослые. Так, вместо того чтобы каждый день давать ребёнку деньги на карманные расходы, воспитателю лучше взять за правило выдавать ребёнку определённую сумму раз в неделю, чтобы он сам учился правильно  распоряжаться этими средствами и  рационально распределять их. Воспитателю остаётся лишь наблюдать за ним.

Кроме того, воспитателю следует советоваться с ребёнком в  некоторых делах  и выслушивать его мнение, знакомить его со своим мнением, не перебивать его и не возражать ему, когда он говорит. Нужно позволять ему выбирать из нескольких вариантов, давать ему задания, поручать некоторые домашние дела.

При этом сложно ожидать, что у ребёнка получится безупречно сделать то, о чём его попросили, с первого раза, и воспитатель должен  быть готов  к  тому, что ребёнок  будет действовать неуверенно и неуклюже и может допустить какие-нибудь ошибки. Это не должно раздражать воспитателя и  становиться  поводом  для наказания  ребёнка  и  отказа  от возложения на него подобной ответственности впредь. Вместо этого воспитатель должен спокойно помочь ребёнку исправить допущенные ошибки, не задевая ребёнка за живое и не преуменьшая  ценности  его  усилий. Нужно вместе с ребёнком разобраться, почему он ошибся или у него не получилось что-то, и устранить эти ошибки и недочёты, а также затруднения, ставшие их причиной.

Разумно  не  поручать  ребёнку  сразу  очень  важные  и трудные дела, ошибки в которых могут нанести ущерб или стать причиной непредвиденных расходов. Нужно начинать с  относительно  лёгких  дел, а  когда  ребёнок  привыкнет совершать их, постепенно усложнить ему задачу и перейти к более  ответственным  поручениям. Это  поможет  ему вырасти  человеком  ответственным,  не  боящимся трудностей, на которого можно положиться.

Давая ребёнку поручения, воспитатель должен приучать его  самостоятельно  принимать  решения,  а не обращаться к нему по любому поводу. Воспитатель должен ограничиться указаниями, без которых, как ему кажется, ребёнок не сможет выполнить данное ему поручение. Привычка обращаться к воспитателю по любому вопросу, от действительно важных до самых незначительных, и в точности следовать его указаниям, без осмысления того, что он делает, и не прилагая никаких самостоятельных усилий для того, чтобы найти самое лучшее и правильное решение, оказывает негативное влияние на личность ребёнка. Если никогда не предоставлять  ребёнку выбора и не давать ему свободы для самостоятельных действий, он вырастет неуверенным в себе и неспособным принимать решения и поручение ему разных дел и возложение на него ответственности окажется бессмысленным.

2.  Упреждать  проблемы.  Дело  воспитателя  — воспитывать  ребёнка, то  есть  методично  и  упорядоченно строить, созидать, гармонично формируя  личность  ребёнка.

И  воспитатель  не  должен  ждать, когда  ребёнок  допустит ошибку или в его поведении и развитии появятся отклонения, чтобы потом приступить к исправлению. Профилактика, как известно, лучше лечения. И воспитатель должен предвидеть возможные  негативные  изменения  в  поведении  ребёнка — для этого часто достаточно просто понаблюдать за его сверстниками  и их  поведением — и принять  меры для предотвращения  нежелательных явлений. С этой  целью незадолго до совершеннолетия отцу стоит побеседовать с мальчиком, а матери — с девочкой о признаках совершеннолетия (половой зрелости). Однако  не  стоит  заговаривать  об  этом, если ребёнку едва исполнилось девять.

Такое  воспитание  можно  назвать  созидательным. Правильное  воспитание  требует  методики, упорядоченности  и постепенности. Действия  воспитателя  должны  соответствовать  возрасту  воспитанника. Этим  описанный  метод воспитания отличается от метода, в основе которого лежит исправление уже допущенных ребёнком ошибок: это воспитание применяют, когда ребёнок совершает  проступок  или допускает ошибку.

3.  Обеспечивать  необходимым.  Очень  важно воспитывать  в  ребёнке  такие  качества, как  честность, верность слову, привычка полагаться на собственные силы и стремление сохранить достоинство. Но скупость воспитателя может перечеркнуть всё это.

Видя, что другие дети покупают сладости, сок и другие вещи, а он не может, и не потому что его отец беден, а потому что он  скупой, ребёнок может попытаться  решить проблему собственными способами. Например, он может начать воровать вещи или деньги из своего дома или у друзей. Или же  он  начнёт  выпрашивать  деньги  или  вещи  у  своих  одноклассников и друзей и будет расти слабовольным и бесхарактерным, привыкнув подчиняться своим «благодетелям».

Ибн  аль-Каййим (да помилует  его  Аллах) сказал: «Его опекун должен стараться, чтобы он ничего не брал у других, потому  что, если он привыкнет брать у  других, это  станет частью  его  натуры, и он  вырастет привыкшим  брать, а не отдавать».

Скупость порицаема и может оказать негативное влияние  на  ребёнка. Однако  другая  крайность — расточительность — также осуждаема. Если воспитатель позволяет ребёнку расходовать без счёта, да  ещё и  на ненужные  вещи, ничего хорошего в этом нет. Недаром Всевышний Аллах запретил и скупость, и расточительность, сказав: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее [не будь скуп] и не раскрывай её во всю длину [не расточительствуй], а не то  останешься  порицаемым  и  опечаленным» (сура  17 «Ночное путешествие», аят 29).

4. Уделять время. В середине рассматриваемого нами возрастного  периода  у  ребёнка  увеличивается  желание участвовать в происходящем вокруг, высказывать мнения и предложения. У  него  возникает  много  новых  вопросов, которые он должен кому-то задавать.

Некоторым  воспитателям  время  не  позволяет  обстоятельно  отвечать  на  все  вопросы  ребёнка  и  уделять  ему много  внимания, и  им  кажется, что  наилучший  выход — сказать, что  они  заняты  и  у  них  нет  времени  отвечать  на эти  вопросы  или  обсуждать  эти  темы. Или  же  они  дают ребёнку  какие-то  обрывки  разъяснений, эдакий  полуответ, то есть отвечают поверхностно и нередко обрывают ответ на полуслове. Это огромная ошибка. Ведь ребёнок взирает на воспитателя  с  уважением  и  почтением, и  он  уверен, что воспитатель может  ответить ему на все вопросы  и решить все  его  проблемы. И  если  воспитатель  отталкивает  его подобным  образом,  он  начинает  искать  других собеседников, чтобы  обсудить  с  ними  волнующие  его вопросы. Результатом  становится  ослабление  эмоциональной  связи и мысленного контакта между воспитателем и ребёнком. Поэтому воспитатель должен найти время для удовлетворения  потребностей  ребёнка,  даже  если  ему самому придётся в чём-то ограничить себя или сделать свой рабочий  график  очень  жёстким. Ведь  эти  потребности  на самом деле важнее большинства дел, которые мы привыкли считать  важными. И  не  нужно  спешить. Следует  дать ребёнку  возможность  выговориться  и  внимательно выслушать  его, обсудить  с  ним  сказанное  и  дать необходимые  разъяснения… Это  путь  к  формированию личности, способной  принести  пользу  себе, своему  обществу и своей религии.

5. Использовать шариатские термины. Если в  более раннем возрасте воспитатели вполне могут обходиться фразами вроде «Это — хорошо» и «Это — плохо», то после вступления  в  возраст  различения  следует  начать  использовать шариатские термины — например, халяль, харам и так далее.

Это важная часть подготовки к следующему этапу его жизни, который  начнётся, когда  ребёнок  достигнет  совершеннолетия. В некоторых случаях употребление  этих терминов следует сопровождать  соответствующими аятами  или  хадисами. Это позволит связать ребёнка с Шариатом и поможет  ему научиться правильно относиться к законам Всевышнего, уважать их и не нарушать. Это поможет ребёнку в будущем, когда он станет совершеннолетним.

При  этом  воспитатель  должен  остерегаться  возводить ложь на Аллаха  и Его Посланника, называя  запретным то, что  в  действительности  не  запрещено  исламом, для  того чтобы удержать ребёнка от какого-то действия. Также нельзя объявлять обязательным то, что, с точки зрения Шариата, таковым не является только потому, что нам хочется, чтобы ребёнок совершал это действие. Воспитатель также должен остерегаться говорить без знания, произвольно называя дозволенным или запретным то, о чём он сам не знает, к какой категории оно относится.

6. Учить размышлять. Для любого воспитателя очень важно научить ребёнка думать, размышлять о причинах явлений и их следствиях, потому что умственная деятельность такого  рода  помогает  ребёнку  приобрести  точное  и  правильное знание.

Ребёнок взаимодействует с окружающим миром. Например, он каждый день видит, как солнце встаёт и садится, однако  вполне возможно, что он не  задумывается о природе этого явления, и о том, Кто установил такой порядок во Вселенной, и почему мы каждый  день видим, как солнце движется по небу, и почему оно даёт нам тепло и свет, и так далее. Чтобы понять природу различных явлений и механизм происходящих  во  Вселенной  процессов, необходимо  размышлять и анализировать.

Вокруг нас столько интересного: моря, реки и  океаны, луна, небесный  свод, не  поддерживаемый  никакими  опорами, — и если  воспитатель  учит  ребёнка смотреть  на  то, что  окружает  его, размышлять  об  увиденном, стараться понять  причины  и  смысл  тех  или  иных  явлений, это  оказывает  глубокое  воздействие  на  формирование  личности ребёнка. Он  учится  правильно  понимать  происходящее вокруг  него, делать  правильные  выводы  и  добиваться результатов, которые  принесут  ему  благо  и  преуспеяние  в обоих мирах.

Пророк Ибрахим (мир ему)  выбрал именно этот путь. Всевышний Аллах сказал: «Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: “Вот мой Господь!” Когда же она  закатилась, он  сказал: “Я  не  люблю  тех, кто  закатывается”    Когда  он  увидел  восходящую  луну, то  сказал: “Вот мой Господь!” Когда же она закатилась, он сказал: “Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей”,   Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: “Вот мой Господь! Оно больше  других”. Когда  же  оно зашло, он  сказал: “О мой народ! Я непричастен  к тому, что вы приобщаете в сотоварищи”» (сура 6 «Скот», аяты 76-78).

Можно предложить ребёнку подумать о том, как устроен тот или иной механизм или  прибор из  имеющихся в  доме или за пределами дома. Цель подобных размышлений не в том, чтобы  ребёнок, размышляя, действительно понял, как устроен этот механизм, а в том, чтобы он задействовал своё мышление и воображение и постарался добиться  результатов и сделать выводы из того, что ему известно об этом механизме или приборе.

7. Воспитывать независимость. В конце возрастного периода, которому посвящена данная глава, дети часто поддаются  искушениям, демонстрируя  слабость личности, меняя  мнения  и  привязанности, и  их  уважение  к  исламским ценностям нередко ослабевает. Вероятнее  всего, причина в том, что  в  этом  возрасте  на  ребёнка  оказывают  влияние одновременно  множество  различных  факторов. Они  читают, смотрят, слушают, общаются — и воспринимают, даже против своей воли, очень много самой разной информации.

Следствием  этого  нередко  становится  желание  подражать кому-то  из  тех, кого  ребёнок  видит  или  слышит, причём объект подражания чаще  всего далёк от идеала: им вполне может  оказаться  человек, далёкий  от  веры  и  праведности.

Ребёнку хочется делать всё точь-в-точь, как выбранный им объект подражания: так же одеваться, так же есть и пить, так же  стричь  волосы, так  же  выглядеть, так  же  ходить.

Воспитатель  должен  вовремя  обращать  внимание  на поведение ребёнка и остерегаться появления у ребёнка подобных привычек.

Любая община теряет свою силу, когда её сыны становятся слабыми личностями и перестают гордиться своим наследием, «растворяясь» в других общинах. К сожалению, очень часто  воспитатель  сам  подталкивает  своих  детей  к  такому подражанию  своими  словами  или  действиями. А  ведь  Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал: «Кто подражает каким-то людям, тот из них» [Абу Дауд].

А  халиф ‘Умар  ибн  аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах)   написал ‘Утбе  ибн Фаркаду  в  Азербайджан:  «Остерегайтесь  роскоши, изнеженности и ношения нарядов язычников…» [Муслим].

К порицаемым и вредным привычкам относится  также подражание  мальчика девочкам и  наоборот, поскольку для достигших совершеннолетия вести себя подобным образом — значит  навлекать  на  себя  проклятие. Абдуллах  ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его  отцом) передаёт: «Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) проклял мужчин, которые подражают женщинам, и женщин, которые подражают мужчинам» [аль-Бухари].

Воспитатель должен учить ребёнка быть самим собой, а не  чьей-то  копией, и  объяснять  ему, что  мусульманин,   где бы он ни был, сам подаёт людям благой пример — своим нравом, поведением и поступками, — а также укреплять приверженность  ребёнка  религии. В  исламской  истории можно  найти  множество  достойных  примеров  для подражания, а  потому  у  мусульманина  нет  никаких оснований подражать тем, кто не сравнится с ним в величии, благородстве,  праведности  и  благонравии.  Нужно напомнить ребёнку о том, что человек в Судный день будет собран  вместе  с  теми, кого  он  любил  в  земной  жизни, и объяснить  ему, что  бездумное  подражание, копирование других свидетельствует о слабости личности и неразвитости мышления.

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх