Ахляк (нрав)

Духовность и религия на рабочем месте

Что для меня значит работа?

Приношу ли я обществу какую-то пользу?

Можно ли иметь работу, которую действительно любишь?

Готов ли я на жертвы ради такой работы?

Вам знакомы эти вопросы? Все больше и больше людей задаются ими в попытках обнаружить смысл своей трудовой деятельности.

Исследователи Иан Митрофф и Элизабет Дентон (Mitroff, Ian I., Elizabeth A. Denton. A Spiritual Audit of Corporate America: A Hard Look at Spintuality. – Духовный аудит корпоративной Америки: пристальный взгляд на духовность) провели среди американцев опрос с целью узнать, что для них самое главное в работе. И обнаружили, что большинство людей ставят на первое место вовсе не размер зарплаты – при выборе работы чаще всего они руководствуются тем, насколько она поможет им раскрыть свой личностный потенциал.

Общепринятое отношение к работе

Большинству людей свойственен материалистический подход, они полагают, что обладание вещами сделает их счастливыми; они пришли к утилитарному индивидуализму и больше не ощущают связи друг с другом. По их представлениям, центром жизни является автономный индивид, который может выбирать себе роль и обязанности, исходя не из высшей истины, а из своих представлений о пользе и эффективности.

В условиях этой разъединенности расцвела бизнес-культура, при которой компании отвечают на духовные запросы служащих тем, что объявляют их неуместными или не имеющими к ним отношения. Так называемый здравый смысл твердит, что это слишком личные и индивидуальные вещи, чтобы уделять им время на работе. Он также объявляет, что дела духовные и душевные не имеют практически ничего общего с повседневными трудовыми обязанностями и тем более с корпоративными делами. Это значит, что им не место на работе, и служащий должен посвящать им свободное время – если сочтет нужным.

Хотя корпоративная Америка провозглашает, что духовные вопросы ее не касаются, она ожидает от работников энергичности и энтузиазма. В этом и заключается противоречие, ибо энтузиазм – это именно душевное состояние. На самом деле, существует неразрывная взаимосвязь между поступками человека и его внутренней жизнью. Решительное и настойчивое поведение зажигает внутреннее сознание, а свет внутреннего сознания укрепляет волю и решимость, стимулирует на достижение новых, высших горизонтов.

Организации создают стену между личными заботами сотрудников и требованиями бизнеса. Этот разрыв лежит как во внутренней, так и во внешней плоскостях, потому что он делает недоступными для организации глубочайшие творческие и продуктивные ресурсы сотрудника, а также порождает фундаментальный раскол в его душе.

Вот пример типичной проблемы многих людей: «Что касается карьеры, я поставил перед собой цель и достиг ее, я высококлассный профессионал. Но это стоило мне личной и семейной жизни. Я перестал понимать жену и детей. Я даже не уверен, что понимаю себя, и меня это очень тревожит. Теперь я спрашиваю себя: стоило ли это того?»

Религия или духовность?

Сегодня людям требуется больше, чем просто профессиональный успех. Они хотят, чтобы их занятие было наполнено глубоким смыслом, они ждут духовного и эмоционального удовлетворения. «Духовный аудит корпоративной Америки» Митроффа и Дентон – это призыв к духовному возрождению, которое авторы всячески превозносят. В своей книге они пытаются определить, как люди представляют себе духовность и веру и каким образом эти понятия могут отражаться в трудовой деятельности.

Авторы сообщают, что 60% опрошенных высказали позитивное отношение к духовности и негативное – к религии. Эти респонденты полагают, что духовность является чертой всего сущего, связана с душой и определяет смысл и суть жизни. С другой стороны, они считают, что религия догматична, узка, замкнута и полна ограничений. Только 30% относятся положительно и к религии, и к духовности.

На наш взгляд, эти результаты свидетельствуют о том, в душе современного человека врожденная духовность существует отдельно от божественного послания, в то время как эти понятия неразделимы.

Духовность на рабочем месте

Представление об антагонистичности души и тела и возможности их развития только в ущерб друг другу по-своему повлияло на философскую и религиозную мысль. Для души тело является тюрьмой, а повседневная человеческая жизнь – оковами, которые препятствуют ее росту. Это неизбежно приводит к делению мира на духовное и материальное.

В результате этого конфликта души и тела возникли два противоположных идеала человеческого совершенства. Одним из них является человек, окруживший себя всевозможными материальными благами, но исключивший духовность из всей своей деятельности – социальной, политической, экономической, культурной. Другой идеал подразумевает необходимость полного обуздания чувств, пробуждение сверхчувственных способностей и преодоление ограничений чувственного мира. Согласно этому представлению, для достижения духовного совершенства требуется полное самоотречение, умерщвление плоти и уход от мира.

Исламское представление о духовности выходит за пределы этого дуализма и предлагает единую и всеобъемлющую концепцию жизни. Тело было создано, чтобы через него душа могла выполнять свои обязанности. Поэтому тело – это мастерская души. И если душа способна расти и развиваться, то она может делать это только с помощью своей мастерской.

Следовательно, этот мир – не место наказания, а та область, куда Бог посылает душу, чтобы она работала и выполняла свои обязанности перед Ним. Духовное развитие не заключается в том, чтобы отвернуться от своей мастерской и отойти в сторону, напротив, мы должны жить и работать и при этом стараться заслужить самую высокую оценку.

Ислам не приемлет и осуждает полный аскетизм и предлагает немало методов и процедур, обеспечивающих духовное развитие человека в этом мире. Верующие и неверующие могут заниматься одним и тем же. Но верующие работают с б̀ольшим энтузиазмом, чем те, кто далек от религии. По сравнению с остальными, верующие люди более активны в семейной и социальной жизни.

У них иное поведение в силу их отношений с Богом и целей их действий. Верующие действуют с осознанием того, что им придется ответить за свои поступки перед Богом. Поэтому они стремятся, чтобы Он был доволен, и чтобы их поступки отвечали божьим законам. Люди неверующие безразличны к Богу, поэтому руководствуются только личными мотивами. В силу этого отличия вся жизнь верующего человека полностью превращается в духовное предприятие, тогда как жизнь неверующего не освещена светом духовности.

Почему выгодно признать духовность

Есть множество доказательств того, что духовно-направленные программы на рабочем месте успокаивают психику служащего и повышают его продуктивность.

Последнее исследование австралийских ученых показали, что в компаниях, опирающихся на программы с использованием духовных техник, повышается производительность и падает текучесть кадров.

Митрофф и Дентон сообщают об аналогичных результатах: служащие, работающие на компании, которые, по их мнению, связаны с духовностью, менее пугливы, меньше готовы поступиться своими ценностями и больше отдаются работе. Люди не хотят, уходя на работу, оставлять свою душу дома, они хотят и на работе чувствовать себя целостной личностью.

За какое бы направление ни взялись исследователи, они видят, что компании и люди, считающие себя духовными, более успешны, чем те, кто таковыми себя не считают.

Как религия влияет на работу

Нравственные качества, происходящие из высокой духовности, это набор благородных принципов, которыми руководствуется человек в своем поведении.

Люди, пренебрегающие духовностью, страдают отсутствием духовных ценностей и, следовательно, не могут вести себя в соответствии с ними.

Люди, имеющие сильную веру, считают себя и все, что им принадлежит, собственностью Бога. Они поклоняются Богу, неся ему свое «я», свои мысли и страсти. Они не пытаются избежать ответственности за свои действия и всегда делают выбор в пользу добрых дел, потому что верят в то, что когда-нибудь ответят перед Всевышним за свои поступки.

Коран гласит:

«Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали» (Коран, 9:105).

Смысл этих слов ясен: будьте честны и усердно трудитесь, ибо ни один ваш поступок не остается без внимания.

Принцип честности и доверия верен для всех – и для рабочего, и для руководителя. Например, нельзя обманывать начальство или клиентов, зря тратить время или транжирить средства компании, потому что это злоупотребление доверием.

Мусульмане обращают на этот момент особое внимание. Если служащий работает на почасовой основе, то он может совершать необязательные молитвы на работе только с разрешения нанимателя. Но если у него нормированный рабочий день, он может совершать необязательные молитвы по окончании работы. Со своей стороны, работодатель обязан платить рабочему справедливое вознаграждение.

Подобный подход также принят в христианстве и иудаизме. В своем Послании к Ефесянам (6:6) апостол Павел говорит, что служить следует «с усердием, как Господу, а не как человекам». Талмуд, являющийся фундаментальным сводом религиозно-этических положений иудаизма, гласит, что первое, о чем человека спросят после смерти, это был ли он честен в своих делах, затем будут заданы вопросы о честном выполнении религиозных обязанностей. В Торе постоянно сопоставляются ритуальные заповеди иудаизма и нравственные обязательства по отношению к людям.

И евреи, и христиане соблюдают десять Заповедей, в которых изложены основные нормы морали. Восьмая заповедь – «не укради». Украсть можно не только деньги, но и время нанимателя или сотрудника, идеи и так далее. В Послании к Ефесянам (4:28) говорится: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся».

Исламское понятие «ихсан» означает поклоняться Богу так, как если бы Он был перед вами, а если невозможно достичь такого состояния, то помнить, что Он всегда смотрит на вас. Любой работник или работодатель под пристальным взором Всевышнего будет вести себя подобающим образом.

В отличие от страха перед Богом и ощущения Его присутствия, любовь к Нему заставляет работать так, чтобы достигнуть Его довольства. В состоянии «ихсан» человек способен сделать куда больше, чем предполагают его обязанности, он полон энергии и готов на жертвы. Сходная концепция описывается в Библии: едите вы или пьете, что бы вы ни делали, делайте это во славу Божию (Колоссянам, 3:23).

Злоупотребление религиозными убеждениями на рабочем месте

Когда трудовая деятельность становится более открытой для религии и духовности, различия восприятий становятся более очевидными. Это может вызвать конфликт в коллективе или с руководством. О возможной угрозе такого конфликта сообщает Комиссия по равным возможностям при трудоустройстве, которая обнаружила, что с 1992 года количество обвинений в дискриминации по религиозному признаку выросло на 29%, по численности они стоят на третьем месте после обвинений в сексуальных домогательствах и дискриминации инвалидов.

Чтобы решить проблему компаниям следует сделать акцент на общих для всех религий идеях толерантности и плюрализма. Люди имеют право верить в то, что правильно выбрали свою веру, но они не должны заявлять, что их вера – единственно правильная. Руководствам компаний следует воспитывать взаимоуважение и терпимость как среди сотрудников, так и в отношениях руководитель-подчиненный.

Ясемин Аджикел (Yasemin Açıkel)


Источник: OnIslam

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх