Ахляк (нрав)

Если ребенок достиг совершеннолетия

Достигая  совершеннолетия, ребёнок  начинает  нести  ответственность перед Всевышним за то, что делает, и на него возлагаются те же обязанности, что и на взрослых. Ребёнок считается  совершеннолетним  после  появления  признаков, по  которым  определяется  совершеннолетие, а  в  случае  их отсутствия — по  достижении  пятнадцати  лет. Таким образом, этот  период  приходится  на  последние  классы школы.

Ибн  аль-Каййим (да  помилует  его  Аллах) сказал: «По достижении  пятнадцати  лет  в  жизни  ребёнка  начинается новый период. У него случаются поллюции, начинают расти жёсткие  волосы  вокруг  половых  органов, грубеет  голос  и меняется форма носа. Из этих признаков Шариат принимает во внимание только два: поллюции и появление волос».

Он  также сказал: «Когда не остаётся сомнений в том, что  ребёнок  достиг  совершеннолетия, на  него  начинают распространяться  все  те  нормы  Шариата, которые  распространяются  на  взрослых  мужчин. А  потом  он  постепенно  достигает  полной  зрелости… Аз-Зухри  сказал, что пика  зрелости  мужчина  достигает  в  период  между  достижением совершеннолетия и сорокалетием. Таким образом, у этого периода чётко определённое начало и конец, но нельзя сказать, в  какой  именно  отрезок  этого  периода  человека бывает  наиболее силён. Под достижением полной  зрелости понимается  расцвет,  период  наибольшей  силы  и выносливости, и  достигший  полной  зрелости — значит сильный…»

Вступление ребёнка в этот период своей жизни означает, что его разум — а разум напрямую связан с религиозными обязанностями — достаточно созрел для того, чтобы он мог исполнять  религиозные  обязанности  и отвечать  перед Всевышним за свои поступки наравне со взрослыми. Поскольку скорость созревания разума  у  всех людей разная  и её степень  невозможно  определить  с  надлежащей  точностью, за основу принимается достижение совершеннолетия, которое легко узнать по оговорённым Шариатом признакам, относительно которых у учёных нет разногласий.

Достижение совершеннолетия означает, что человек уже готов  умственно  и  физически  к  исполнению  религиозных обязанностей  и  соблюдению  норм  Шариата. Уровень  умственного развития ребёнка в этом возрасте уже позволяет ему понимать доводы и доказательства. Таким образом, если в этом возрасте он не делает того, что должен делать, он уже несёт ответственность за  свои поступки, потому что довод против него уже получен.

Он уже способен направлять свои усилия в правильное русло и реагировать должным образом. Соответственно, его действия сознательны и он несёт ответственность за них. И, наконец, в этом возрасте у человека появляется способность к размножению и продолжению рода, посредством которого Всевышний  Аллах  оберегает  род  человеческий  от исчезновения и вымирания.

Подростковый возраст

 

Согласно мнению некоторых исследователей, подростковый возраст — это  период, который  начинается  с  совершеннолетия (полового созревания) и завершается достижением умственной, эмоциональной  и  социальной  зрелости. В  зависимости от  обстоятельств  и особенностей общества этот период может продолжаться до десяти лет.

Многие  исследователи  считают, что  в  этот  возрастной период  человеку  присуща  неуравновешенность, эмоциональная  неустойчивость  и  неуклюжесть  движений. Они приводят  свидетельства, которые, по  их  мнению, служат доказательствами  их  утверждений, однако  в  действительности специалисты в данной области не пришли к единому мнению в этом вопросе. У нас есть все основания полагать, что  упомянутые  особенности  встречаются  не  у  всех  подростков  и  обусловлены  скорее  культурой  общества, в  котором они живут, нежели возрастом. К тому же не следует забывать  о  том, что  очень  многие  исследования  в  этой области  были  проведены  европейскими  и  американскими учёными и объектом их исследования были общества, в которых  жили  они  сами. Результаты  этих  исследований  не нужно  распространять  на  всё  человечество, поскольку  утверждения, верные для тех обществ, вполне могут оказаться ошибочными  для  других. Ведь  человечество — это  не только Европа и Америка.

Логичнее  было  бы  объяснять  эмоциональную неустойчивость и неуравновешенность подростка тем, что в этом  возрасте  его  разум  становится  полноценным, но  он живёт  в  обществе, пронизанном  ложными  убеждениями  и пороками, и  обнаруживается  противоречие  между  тем, на что указывает ему разум, и тем, что происходит в обществе, а не достижением совершеннолетия (половой зрелости).

Человек — не  неодушевлённый  предмет, подпадающий под непреложный физический закон, выведенный на основе опытов, — на человека оказывает влияние окружающая среда и эпоха. Человек — живое существо, у  которого есть тело, разум, сердце  и  дух, желания  и  стремления, убеждения  и представления. Все  люди  разные, и  общества  отличаются друг  от  друга. Соответственно  отличаются  результаты  и законы, выведенные  на  основе  опытов  этих  обществ.

Известно, что для того, чтобы опыт дал те же результаты ещё раз, он должен быть проведён в тех же условиях. А этого не было  и  не  будет, потому что общества  отличаются друг от друга. Соответственно, результаты и  объяснения поведения индивида, которые  даёт  западная  психология, далеко  не всегда  подходят  для  объяснения  явлений, происходящих  в других обществах. Возможно также, что явлений, на которые ссылается западная психология, в других обществах вообще нет. Или  же  причина  их  появления  заключается  как  раз  в подражании одних обществ другим.

Исследования, которые  провёл  профессор ‘Умар  аль-Муфда, показывают, что  в  мусульманских обществах  процент  подростков, которым  кажется, что  они  стоят  на  распутье  и  пытаются «найти  себя», намного  меньше, чем, например, в  Америке. Возможно, причина  различий в  том, что ислам помогает человеку найти себя, и он меньше времени затрачивает  на  эти  поиски, у  него  возникает меньше вопросов, на которые он пытается найти ответ.

Глядя  на  мусульманскую  молодёжь, получившую  правильное, качественное  воспитание, мы  видим  вполне  нормальных, уравновешенных и достойных членов общества, и нет  оснований  считать, что  подросток-мусульманин  непременно  должен  соответствовать  образу  подростка, созданному  европейскими  или  американскими  психологами.

Всевышний Аллах сказал: «Это были юноши, которые уверовали в своего Господа, и Мы увеличили их приверженность прямому пути» (сура 18 «Пещера», аят 13). А пророк Исма’иль (мир ему), едва  достигнув  совершеннолетия, говорил рассудительно и взвешено: «Когда он достиг того возраста, чтобы трудиться вместе с ним, он сказал: “Сын мой! Я вижу во сне, что я приношу тебя в жертву. Посмотри, что ты думаешь?” Он сказал: “Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдёшь меня одним из терпеливых”» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 102).

А  когда  пророк  Ибрахим  (мир ему)  разбил  идолов,  его соплеменники  сказали  о  нём  следующее: «Они  сказали: “Мы слышали, как юноша по имени Ибрахим выступал против них”» (сура 21 «Пророки», аят 60).

И подобных примеров можно привести множество.

Как бы там ни было, невозможно согласиться с теми, кто утверждает, что  подростковый  возраст  начинается  с  момента  достижения  половой  зрелости, то  есть  совершеннолетия. Если  исходить  из  их  утверждений, получается, что возраст, которому присуща неуравновешенность, беспокойство, эмоциональность, перепады  настроения, пессимизм и повышенная  чувствительность, начинается  как  раз  тогда, когда на человека начинают распространяться те же нормы Шариата, что и на взрослых, на него возлагаются религиозные обязанности и он начинает отвечать перед Всевышним за своим поступки. Термин «подросток» можно встретить во многих  вопросах  исламского  фикха. Например: «Если подросток совершает хадж, засчитывается ли ему этот хадж как обязательный?» Изучив эти вопросы, можно без особого труда понять, что подразумевается ребёнок, приблизившийся к совершеннолетию, но ещё не достигший его. И если мы будем считать подростком того, кто уже достиг совершеннолетия, мы не сможем правильно понять нормы Шариата.

А с социальной точки зрения утверждение о том, что достигшего  совершеннолетия  следует  считать  подростком, приводит к тому, что к молодёжи в этом возрасте складывается  особое отношение. На их  неправильные поступки  закрывают  глаза, их  действиям  ищут  оправдания: мол, они ведь подростки, им ещё рано отвечать за свои поступки…

Но с точки зрения Шариата они уже взрослые люди. Ислам предъявляет ко всем, кто достиг совершеннолетия, те же требования, что и к любому взрослому разумному человеку. Такое  отношение  помогает  юношам  и  девушкам  быстрее достигнуть полной зрелости, успешнее реализовывать себя и комфортно  чувствовать  себя  в  обществе,  которое воспринимает их как взрослых.

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх