Ахляк (нрав)

К величайшим проявлениям несправедливости и невежества относится требование от людей возвеличивания и почтительности по отношению к себе, в то время как в сердце требующего нет возвеличивания и почтительности по отношению к Аллаху

К  величайшим  проявлениям  несправедливости  и невежества относится тот случай, когда  ты  требуешь  от людей  возвеличивания  и  почтительности  по  отношению  к себе, в  то  время  как  в  сердце  твоём  нет  возвеличивания  и почтительности по отношению к  Аллаху: ты  относишься к творению  с  таким  почтением  и  трепетом, что  не  желаешь, чтобы они видели тебя в  некоторых  положениях, но ты  не почитаешь  Аллаха  настолько, чтобы  опасаться, что  Он увидит тебя в этих положениях!

Всевышний  Аллах  сказал:  «Почему  вы  не  чтите величия  Аллаха?» (сура 71 «Нух», аят 13). То  есть  не относитесь к Нему так, как должны относиться к тому, кого почитаете  и  возвеличиваете. То  же  слово  встречается  в словах Всевышнего «почитали Его» (сура 48 «Победа», аят 9). Аль-Хасан  сказал: «Что  с  вами, почему  не  соблюдаете права Аллаха и не благодарите Его?!» Муджахид сказал: «Вы не  обращаете  внимания  на  величие  Господа  вашего». Ибн Зейд  сказал: «Не  считаете, что  должны  быть  покорными Аллаху». Ибн ‘Аббас  сказал: «Не  осознаёте  Его  истинного величия».

Все  эти  толкования  вращаются вокруг одного значения:  вам  следует  возвеличивать  Аллаха, осознавать Его  истинное  величие, признавать  Его  единственность,   быть  покорными Ему  и  благодарить  Его.  Покорность Всевышнему, воздержание от ослушания Его и стыдливость по отношению к  Нему  зависят  от  того, сколько  почтения  и возвеличивания по отношению к Нему в сердце человека.

Поэтому  один из наших  праведных  предшественников сказал: «Пусть  в  сердце  одного  из  вас  будет  столько возвеличивания  и  почтения по  отношению  к  Аллаху, чтобы [оно заставило вас] вспоминать о Нём при упоминании о том, о чём обычно стыдятся упоминать, и произносить Его имя в подобных случаях. Например, ты говоришь: “Аллах сделал отвратительной  собаку, свинью, нечистоты  и так  далее”. Это относится к почитанию Аллаха».

К  почитанию  и   возвеличиванию  Аллаха  относится  также  отказ  от  приравнивания  к  Нему  чего-то  из  Его  творений.  Это  касается  слов  —  то  есть  ты  не  должен  говорить:  «Клянусь  Аллахом  и  твоей  жизнью!»,  «Нет  у  меня   никого,  кроме  Аллаха  и  тебя»,  «Как  пожелает  Аллах  и  ты». И  это  касается  любви, возвеличивания  и почитания. И  это  касается  покорности  Ему: нельзя подчиняться творению в его велениях и запретах так, как ты подчиняешься  Аллаху,  и  больше,  как  поступают несправедливые  и  нечестивые  люди. Это  касается  также страха и надежды: из тех, кто  смотрит на  человека [и видит его деяния], Он не должен быть самым незначительным для него, и он не должен пренебрегать Его  правом и говорить: мол, мне всё простится. И он не должен оставлять для Него только излишки, предпочитая право творений Его праву. И пусть не получится так: Аллах и Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) — в одной стороне,  а  люди  —  в  другой,  и  он  устремляется  на  ту  сторону, где люди, а не на ту, где Аллах и Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует). И он  не  должен, обращаясь  к  творению, отдавать  ему  сердце  своё и разум свой, и при этом отдавать Аллаху в служении Ему лишь тело и язык, но не сердце и дух. И он не должен ставить желания души  своей выше  желания Господа  своего.

Всё  это  свидетельствует  об  отсутствии  возвеличивания  и почитания Аллаха в сердце. Аллах не внушит сердцам людей почтения  и  трепета  перед  таким  человеком, а  напротив, заберёт из их сердец почтение и трепет перед ним. Если даже они  будут  почитать  его  из  страха  перед  ним, то  это  будет почтение, обусловленное  ненавистью, а  не  любовью  и возвеличиванием.

К почитанию и возвеличиванию Аллаха относится и тот случай, когда человек стыдится, что Аллах, видя всё тайное в нём  и  то, что  происходит  в Его  сознании, увидит  там  нечто достойное порицания.

К почитанию и возвеличиванию Аллаха относится и тот случай, когда  человек, пребывая  в  одиночестве, стыдится перед Ним больше, чем перед самыми высокопоставленными и важными людьми.

Имеется в виду, что если человек не чтит Аллаха и Его слова и то из знания и мудрости, что пришло к нему от Него, то  как  он  может  требовать  от  людей  почтения  и  возвеличивания по отношению к себе?

Коран,  знание  и  слова  Посланника   (да благословит его Аллах и приветствует)  —  связи  истины,  замечания,  предостережения  и  сдерживания,  которые  приходят  к  тебе.  И  седина  —  предостережение  и  сдерживание,  и  она  словно  стоит  над  тобой  и  будит  тебя.  И  при  этом  то,  что  приходит  к  тебе,  не  становится  для  тебя  назиданием,  и  то,  что  происходит  с  тобой,  не  становится  для  тебя  наставлением.  И  вместе  с  тем  ты  требуешь  от   других  почтения   и   возвеличивания!  Ты  подобен  тому,  кого  постигла  беда,  однако  постигшее его не  стало  для  него  назиданием  и  не  отвратило  его [от повторения  того, что  стало  причиной  этой  беды], и  при  этом он требует от других, чтобы они извлекали назидание для  себя  из  постигшей  его  беды  и  чтобы  она  стала сдерживающим  фактором  для  них. Удары, наносимые  ему, не оказывают на него никакого сдерживающего воздействия, и при этом он желает, чтобы эти удары стали сдерживающим фактором для тех, кто смотрит на то, как ему наносят эти удары!

Тот, кто слышал  повествования о примерном наказании и аяты, посвященные кому-то другому, не подобен тому, кто видел  собственными  глазами, как  подобное  происходило  с другими, а  что  говорить  о  том, кто  испытал  подобное  на себе?! «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих» (сура 41 «Разъяснены», аят 53). Его  знамения  во Вселенной можно услышать, и они известны, и Его знамения в  человеке  также  очевидны. Просим  у  Аллаха  защиты  от того, чтобы Он оставил нас без помощи!

Всевышний  Аллах  сказал: «Поистине, те, о  которых подтвердилось  Слово  Аллаха, не  уверуют, пока  их  не постигнут  мучительные  страдания, какие  бы  знамения ни явились к ним» (сура 10 «Юнус», аяты 96-97).

И  Всевышний  Аллах  сказал: «Даже  если  бы  Мы ниспослали  им  ангелов, и  мёртвые  заговорили  бы  с ними, и Мы собрали бы перед ними всё сущее, они ни за что  не  уверовали  бы, если  бы  только  этого  не  пожелал Аллах» (сура 6 «Скот», аят 111).

Разумный  человек,  которому  Всевышний  Аллах содействует, извлекает  для  себя  назидание  и  без  этого, дополняя  недостатки  своего  строения  нравственными достоинствами и достойными делами. И каждый раз, когда его  тело  терпит  убыток, его  вера  увеличивается. И  каждый раз, когда уменьшается сила его тела, увеличивается сила его веры, убеждённости и стремление к Аллаху и миру вечному.

Если  же  человек  не  таков, то  смерть  для  него  лучше жизни, потому  что  она  остановит  его  у  определённого предела  боли  и  испорченности, в  отличие  от  пороков  и изъянов на фоне долгой  жизни, ибо они добавят ему боли, тревог, печалей и сожаления. Долгая жизнь хороша и полезна лишь  тем, что [даёт  человеку  возможность] вспомнить, понять  и  воспользоваться  представляющимися возможностями [исправиться] и  искренне  покаяться. Как сказал  Всевышний:  «Разве  Мы  не  даровали  вам  жизнь достаточно  долгую  для  того, чтобы  опомнился  тот, кто мог опомниться?» (сура 35 «Творец», аят 37).

И  тот, кому  долгая жизнь не  помогла  исправить  свои недостатки, наверстать  упущенное, с  пользой  провести остаток жизни и трудиться ради жизни  сердца и обретения вечного блаженства,  то  в  его жизни  нет блага  для  него.

Поистине, раб  Аллаха [на  протяжении  жизни] совершает путешествие — либо в Рай, либо в Ад. И  если  жизнь  его окажется долгой, а дела — благими, то чем длиннее окажется его путешествие, тем больше наслаждения и блаженства ему удастся обрести. Чем длиннее путешествие, тем больше блага достанется ему. Если же жизнь его окажется долгой, а деяния скверными, то  чем  длиннее  будет  его  путешествие, тем больше боли ему предстоит испытать, тем суровее будет его наказание  и  тем  ниже  опустится  он, ведь  путник  либо поднимается, либо спускается.

В  хадисе,  возводимом к  Пророку (да благословит его Аллах и приветствует),  говорится: «Лучшим из  вас является тот, чья  жизнь  была  долгой, а дела — благими, а наихудший из вас — тот, чья жизнь была  долгой, а  дела — скверными»  [Ахмад; ат-Тирмизи,№2330].

Искренне  стремящийся [к  довольству  Аллаха] каждый раз, когда  какая-то  его  часть  приходит  в  негодность, обращает  это  разрушение  на  пользу  сердцу  и  духу, делая  его  преображением  для  них. И  каждый  раз, когда  он лишается чего-нибудь мирского, он делает это добавлением к своему  миру  вечному. И  каждый  раз, не  получив  что-то  из мирских  удовольствий, он  увеличивает  за  счёт  этого удовольствия, ожидающие его в мире вечном. И каждый раз, когда  его одолевает  тревога  или печаль, он превращает её  в радость в мире вечном. И те лишения, которые  затрагивают его  тело, мирские  блага  и  удовольствия, влияние  и главенство, если они  помогают  ему  обретать  все  это  в  мире вечном  и  сберегать для  себя [блага  мира  вечного] являются милостью и благом для него. А в противном случае это будет лишением  и  наказанием  за  его  явные  и  тайные  грехи  или оставление  обязательного, явное  или  тайное, ибо  поистине, лишение  блага  в  этом  мире  и  в  мире  вечном  становится следствием этих четырёх вещей.

А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх