Ахляк (нрав)

Как должен вести себя мусульманин в случае, когда назревает скандал?

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

В ингушском языке есть такая поговорка: «Лучше воевать с хорошим, чем дружить с плохим». Смысл ее заключается в том, что дружба с плохим человеком обходится дороже, чем вражда с хорошим в силу того вреда, который каждый из них может причинить. К сожалению, порой даже тот человек, которого ты считал «хорошим» и с которым был связан дружескими узами, неожиданно показывает «вражескую» сторону, переходит границы и теряет человеческий облик. Наверно, такие люди убеждены, что возникшие разногласия или спор дают им право выливать свой гнев в любой форме, будь то оскорбления или подлость, и пользуются этим внутренним разрешением. Однако же если для кого-то это может быть нормой и не вызывать угрызений совести, то для мусульманина это недопустимое поведение.

Так как это является одним из признаков явного лицемерия. Абдуллах ибн Амр, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Человек), которому присущи четыре (качества), является истинным лицемером, тот же, кому присуще хотя бы одно из них, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. (Это  – качества того), кто предает, когда ему доверяются, лжет, когда рассказывает (о чем-либо), поступает вероломно, заключив договор, действует незаконно в случае возникновения расхождения (с кем-либо)» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи).

Возникновение разногласий с кем-либо – это одна из скользких троп отношений. Потому что в момент противоречий, «набухающих» эмоций легко поддаться наущениям шайтана и выразить свое мнение в форме, недозволенной Всевышним. Однако же такое случается. И человек, даже если он вел себя как истинный друг, при столкновении интересов, позволяет себе и оскорбления, и проклятья, и посягание на честь и имущество. Однако и здравый разум, и религия запрещают подобные поступки. Какой бы сложной ни была ситуация, сильными – чувства, противоречивыми – разногласия, не стоит позволять себе горьких слов или дурных поступков, ранящих другого.

Так как история может забыться, но забудутся ли те впечатления, которые ты оставил? Не спросит ли обиженный тобой в Судный день с тебя эту обиду и не придется ли тебе пожертвовать ради сказанных в гневе слов своими благодеяниями? Помимо трудностей Судного дня человек омрачает себе и мирскую жизнь – разрушенными отношениями, нечистой совестью, чувством вины и дурным мнением о себе.

Вспоминаются слова из романа М. Шишкина, который писал: «Они скандалили, будто не знали, что злые слова нельзя взять назад и забыть. Не знали, что люди ругаются на полную, а мирятся наполовину, и так каждый раз от любви отрезается, и ее становится меньше и меньше. Или знали, но не могли ничего поделать».

«Ничего не могу поделать» – утверждение тех, кто не хочет прилагать достаточных усилий, чтобы оставаться человеком. Человек может себя контролировать, другой вопрос – хочет ли… Это не значит, что нельзя вступать в разногласия, вести дискуссию, но значит, что необходимо уважать другого при любых противоречиях, сохранять собственное достоинство и не посягать на честь другого. Если же противоречия невыносимы для развития дальнейших отношений, то всегда можно завершить их здоровым, не ранящим способом. Завершить отношения в массовом сознании – это порвать их в гневе, взаимных обидах, скандалах.

Психически здоровые люди выбирают другой вариант – поблагодарить друг друга за то, что было в них хорошего, и, пожав друг другу руки (образно говоря), идти дальше уже раздельными путями. У Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были и враги, и преследователи, и злоумышленники, и клеветники, старавшиеся причинить ему и физический и моральный вред. Но читали ли вы где-нибудь что-нибудь, хотя бы намекавшее на то, что он кому-то ответил тем же? Кого-то оскорбил, унизил, ударил, несправедливо обидел?

А ведь в Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для нас наилучший пример. В одном из хадисов, переданных со слов Абдуллы ибн Амра, да будет доволен им Аллах, говорится: «Люби того, кого ты любишь, умеренно, ведь в один из дней он может стать тем, кого ты ненавидишь! И ненавидь того, кого ты ненавидишь, умеренно, ведь в один из дней он может стать тем, кого ты любишь!»

 

Какой бы ни была ситуация, она, скорее всего, забудется через некоторое время. Но слова, которые ты сказал тогда в гневе, могут запомниться надолго. Поэтому, какие бы ни возникали противоречия, не стоит давать волю негативным эмоциям, необходимо держать голову трезвой, язык – безопасным, мысли – непорочными. Как сказал один ученый «В конце концов, нравственный выбор и оказывается единственно правильным».

Ася Гагиева

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх