Ахляк (нрав)

Как следует поощрять и наказывать детей возраста различения?

Поощрение радует и ободряет человека, делая его ещё более активным и старательным. Сказанное относится как к материальному  вознаграждению, так  и  к  символическому. Поощрение играет важную роль в воспитании вообще и в исламском воспитании в частности.

Воспитатель должен поощрять ребёнка за слова и дела, достойные  похвалы. Однако  по  достижении  ребёнком возраста, о  котором  мы сейчас  говорим (5-15 лет), становится  очень важным  связать  в  его  сознании  благие  слова  и  дела  с довольством  Аллаха, Его  любовью, наградой  и  так  далее.

Если  же  ограничиться  материальным вознаграждением, то это  может  оказаться  вредным, потому  что  вместо  того, чтобы  совершать  хорошие  дела  с  чистым, искренним намерением, ребёнок  будет  совершать  их  только  из-за награды, которую он получает от воспитателя. То есть  его побуждения станут корыстными.

Аль-Газали  сказал: «Если  ребёнок  хорошо  ведёт  себя или совершает похвальный поступок, ему нужно воздать за это  достойным  образом, одарив  его  тем, что  он  любит, и похвалив его при людях».

Однако при  всей  своей  значимости  награда не  должна превращаться  в  непременное  условие  самого  действия. Награда  будет  играть  отведённую  ей  роль  в  воспитании ребёнка  лишь  до  тех  пор, пока  не  превратится  в непременное условие. Если же это  происходит, награда из воспитательного  средства  превращается  в  фактор, оказывающий  противоположное,  вредное  влияние  на воспитание  ребёнка, поскольку  ребёнок  не  будет  ничего делать  без  вознаграждения. Поэтому  воспитатель  должен быть  бдительным  и  не  злоупотреблять  этим  важным, но неоднозначным воспитательным средством.

Наказание. Когда ребёнок  начинает  ходить  в  школу  и, как  следствие, состязаться с товарищами в получении хороших и отличных оценок, многим воспитателям начинает казаться, что теперь воспитание  должно  ограничиваться  помощью  в  приготовлении  уроков, а также в  усвоении  и повторении  перед  экзаменами информации, которую ребёнок получает в школе.

Хорошие оценки в школе становятся для них показателями того, что с воспитанием ребёнка всё  в порядке, даже  если эти оценки не оказывают никакого положительного влияния на его поведение.

Что необходимо учитывать при наказании? 

 

1. Знание причины наказания. В этом возрасте к поводам для наказания и награды добавляются школьные оценки. За хорошие ребёнка вознаграждают и хвалят, за плохие — ругают и наказывают. Но многие воспитатели уделяют  оценкам  чрезмерное  внимание, забывая  при  этом  о  других очень важных вещах. Бывает, что воспитатель, увидев плохие  отметки в дневнике, приходит в ярость и исступление, а,  например,  о  своевременном  совершении молитвы, правдивости, честности, помощи  бедным, хороших  взаимоотношениях со  сверстниками он с ребёнком  почти не разговаривает. В  результате  такого  подхода  ребёнку  начинает казаться, что хорошие оценки важнее религиозных  обязанностей, благонравия и незыблемых человеческих ценностей.

Порой  чрезмерная  строгость  воспитателя  в  этом  вопросе подталкивает человека к разным хитростям и уловкам, и он действительно получает хорошие оценки, но незаслуженно, нечестным путём. Но ещё хуже то, что некоторые воспитатели, узнав об этом, даже не пытаются бороться с этим явлением, демонстрируя молчаливое одобрение действий ребёнка: мол, ты получил хорошую оценку, а это главное.

Бывает, что ребёнок просыпается утром позже обычного и у него остаётся всего несколько минут, чтобы собраться и добежать до школы. А ему нужно ещё совершить утреннюю молитву.  Некоторые  родители  своим  поведением показывают, что  важнее  не  опоздать  в  школу, чем  совершить молитву, и ребёнок постепенно привыкает к тому, что это так, и  обучение из  средства  превращается  в цель, хотя очевидно, что ребёнку, особенно если ему уже исполнилось десять лет, полезнее совершить молитву и опоздать на пару минут в школу, чем отказаться от молитвы ради того, чтобы явиться точно к звонку.

Если  у  ребёнка  плохие  оценки, воспитатель  не  должен спешить наказывать его. Прежде всего, нужно разобраться, в чём причина низкой успеваемости ребёнка. Ведь причиной может быть как лень, пренебрежение учёбой и бесполезное времяпрепровождение, негативно отражающееся на успеваемости, так и ограниченные способности ребёнка. Различия между двумя причинами очевидны, и наказание не повысит интеллект ребёнка, не улучшит его способности к учёбе и не заставит его прыгнуть выше головы. Вместо того чтобы наказывать  ребёнка, нужно попробовать максимально эффективно  использовать его способности. Не возлагать на  него непосильное, не требовать от него невозможного. Родители должны понимать, что нельзя мерить всех одним мерилом.

Всевышний Аллах создал людей разными. Они отличаются друг от друга ростом, весом, цветом глаз, внешностью, степенью  состоятельности, умственными  способностями, характером и так далее.

2. Обращение  к  разуму  прежде  наказания. В  этом возрасте  вместо телесных  наказаний  нужно стараться  взывать  к  разуму  ребёнка, потому  что  он  уже  достаточно понятлив  и  его  можно  убедить  с  помощью  доводов. Тем более  что  применение  телесных  наказаний, особенно  в конце  этого  возрастного  периода, может  стать  причиной упрямства и озлобления, которое в конечном итоге приведёт к выходу ребёнка из-под контроля родителей.

3. Постепенность  в  наказании.  Наказанию  должны предшествовать  попытки  воспитателей  перевоспитать ребёнка и исправить его поведение.

Аль-Газали сказал: «Если он совершает неправильный поступок один раз, не нужно обращать  на  него  внимание, не  нужно  позорить  ребёнка, выставлять его деяние на всеобщее обозрение и показывать ему, что его поступок — неслыханный и дерзкий. Особенно если  сам  ребёнок  всеми  силами  старается  этот  поступок скрыть. Потому что иначе ребёнок может осмелеть настолько, что перестанет бояться обнаружения его проступков. Если  же  ребёнок  совершил  этот  поступок  снова, его нужно упрекнуть, но тихо, без  свидетелей, и  дать ему понять, что  он  совершил  нечто  действительно  скверное  и неподобающее.  И  нужно сказать ему: “Ты не должен делать  это  снова, и  если  кто-то  увидит  тебя  совершающим такой  поступок, это  будет  очень  стыдно”. Упрёк  не  должен  быть  многословным. А  иначе  упрёки  перестанут  оказывать  на  ребёнка  какое-либо  воздействие,  и они, а также  скверные  дела  станут  казаться  ему  незначительными. Он перестанет  воспринимать  слова.

Разговаривая  с  ребёнком, отец должен говорить так, чтобы сохранить свой авторитет. Он должен упрекать ребёнка лишь изредка. А мать должна грозить  ребёнку  отцом  и  предостерегать  его  от  дурных поступков».

4. Боль без вреда. Если воспитатель видит, что серьёзность  проступка  ребёнка  не  оставляет  выбора  и  придётся прибегнуть  к  телесному  наказанию, он  должен  помнить  о том, что  это  наказание, даже  причиняя  боль, не  должно наносить вреда. Нельзя наносить ребёнку раны и увечья под предлогом воспитания! Подобные действия несовместимы с правильным воспитанием. Кроме того, наказание не должно унижать достоинство ребёнка. Нельзя бить ребёнка по лицу (это, кстати, в  принципе  запрещено  Шариатом), нельзя плевать  на  ребёнка, рвать  его  одежду  и  совершать  другие подобные действия, а  также  обзывать его, потому  что  всё это — унижение человеческого достоинства.

5. Цель наказания — коррекция поведения, а не месть. Применяя  наказание, воспитатель  не  должен  вести  себя агрессивно  и  жестоко. Ребёнок  должен  чувствовать, что единственная цель наказания, которому его подвергают, — исправление его поведения и удержание его от повторения проступка. Ребёнку  необходимо  чувствовать  милосердие, жалость  и  доброту  воспитателя. Известно, что  Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  запретил людям ругать человека, который пил вино и был подвергнут наказанию за это. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах)  передаёт: «Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  привели человека, который пил вино, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: “Побейте его”. И кто-то из нас бил его рукой, кто-то — сандалией,  а кто-то — одеждой. А потом кто-то сказал ему: “Да посрамит  тебя  Аллах!” Посланник  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  сказал:  “Не говорите  так. Не  помогайте  Шайтану  одолеть  его. Говорите: <Да помилует тебя Аллах>”» [Ахмад].

Некоторые  воспитатели  допускают  ошибку, стремясь доказать  наказываемому  ребёнку  свою  любовь, бросаются «мириться» с ним и даже дают ему карманные деньги или что-нибудь  сладкое… В  результате  наказание  оказывается бесполезным для ребёнка.

6. Разные наказания. Телесные наказания бывают разные. Может быть и так, что воспитатель просто показывает ребёнку орудие наказания — например, ремень или прут — или держит его на видном месте. Это неплохое воспитательное средство, и обычно оно побуждает ребёнка к хорошему поведению. Передаётся хадис: «Вешайте плеть там, где её видели  бы  обитатели  дома».

Следующая  стадия — воспитатель угрожает ребёнку применением орудия наказания. Это  если  он  совершает  проступок  снова. Затем  следует лёгкий удар, который может причинить некоторую боль, но не наносит вреда. Но воспитатель ни в коем случае не должен бить ребёнка наугад, по чему попало. Подобные избиения — признаки  неуравновешенности. Если  взбешённый воспитатель берётся «воспитывать» ребёнка таким образом, то последствия могут оказаться трагическими. Воспитатель должен выбрать место для удара и лишь потом ударить, и ни в  коем  случае  нельзя  бить  по  чувствительным  местам, нельзя  бить  несколько  раз  по  одному  и  тому  же  месту, нельзя  поднимать  руку  высоко, чтобы  удар  не  получился очень  сильным, — нужно  прижать  плечо  к  боку  и  лишь тогда ударить. И ни в коем случае нельзя использовать предметы, которыми можно покалечить человека — палки, железные предметы и так далее.

Ибн Хальдун сказал: «Мухаммад ибн Абу Зайд сказал в своей  книге об  учителях  и учениках: “При  необходимости наказания воспитатель не должен ударять своего воспитанника розгой больше трёх раз”. А ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах)  говорил: “Для кого Шариат не воспитание, пусть тому Аллах не даст никакого воспитания!” Он хотел сказать, что наказания, установленного Шариатом, достаточно и не следует применять иных, поскольку Всевышний Аллах лучше знает, какое наказание требуется».

7. Отказ от насмешек и издевательств. Воспитатель может назвать ребёнка словом, имеющим негативное значение и  соответствующим  его  проступку, но  он  не  должен  употреблять грубых выражений, ругательств, а также насмешек и  издевательств. Если  ребёнок  обманывает, его  можно назвать  обманщиком. Подобные выражения не относятся  к ругательствам, а  лишь  характеризуют  скверный  поступок ребёнка  и  побуждают  его  воздержаться  от  таких  действий впредь. Слова, которые употребляет воспитатель, не должны оказывать  разрушительное  воздействие  на  личность  ребёнка. Сподвижник  Абдуллах ибн Буер аль-Мазини  (да будет доволен им Аллаха) передаёт: «Однажды моя мать велела мне отнести Посланнику Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) гроздь винограда и по дороге я съел немного винограда. А когда я пришёл к Посланнику Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха), он взял меня за ухо, приговаривая: “Ах, обманщик!”» (Имеется в виду, что он обманул доверие матери).

Как мы видим, когда Абдуллах совершил неправильный поступок, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) взял его за ухо и сказал ему эти слова, воспитывая его таким образом, чтобы больше он так не поступал.

Подобный случай произошёл со сподвижником ан-Ну’маном ибн Баширом (да будет доволен Аллах им и его отцом). Он рассказывает: «Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  подарили виноград из Таифа, и он дал мне гроздь и сказал: “Отнеси  матери”.  А  я  съел  её  по  дороге. Потом Посланник  Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)   спросил  меня:  “Где  гроздь?”  Я ответил: “Я  её  съел”. И  Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) назвал меня обманщиком». Ан-Ну’ман  в  то  время  был  маленьким  мальчиком, поскольку  он  был  первым  ребёнком, родившимся  у  ансаров после переселения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), в Медину.

8. Ребёнок просит защиты. Иногда во время наказания ребёнок обращается за помощью и защитой к тому, кто, как он думает, сможет помочь ему и избавить от наказания. Если наказывает мать, ребёнок может побежать к отцу, и наоборот. Порой дети обращаются  за помощью к  кому-то  из родственников. Воспитатель, собирающийся  наказать  ребёнка, не  должен  игнорировать  эти  взывания  о  помощи, упорствовать  в  своём  стремлении  наказать  его или  делать вид, что ничего не произошло. Такое поведение воспитателя принижает в глазах ребёнка того, к кому он обращается за помощью. В подобном случае воспитатель должен дать ребёнку понять, что в действительности он заслуживает наказания и избежал его только потому, что за него заступились.

Иногда ребёнок, стремясь избежать наказания, хватается за Коран, зная, какое место отведено ему в жизни родителей. Видя, с каким почтением они относятся к Корану и с каким благоговением читают его, он бросается к Корану в надежде избежать  наказания. Воспитателю  следует  усмирить  свой гнев  и  не  наказывать  ребёнка, дабы  ребёнок  почувствовал значимость  Корана  и  ощущал  благоговение  перед  Книгой Всевышнего. Пусть он почувствует, что Коран для него подобен неприступной крепости, и что, если бы он не прибег к защите Корана, его непременно наказали бы. Если же случай  такой,  что  наказание нельзя отменять, то ребёнка наказывают только после того, как велят отнести Коран на место, предупредив его, что наказание не  отменяется, но его накажут после того, как он положит Коран и отойдёт от него.

Если ребёнок просит защиты у Аллаха, то воспитателю следует оставить его в покое, следуя хадису: «Если кто-то попросит  вас  о  чём-то  ради  Аллаха, дайте ему  это. И если  кто-то  попросил  у  вас  защиты  ради  Аллаха, предоставьте ему защиту…» [аль-Хаким].

А в некоторых случаях ребёнок начинает совершать молитву, зная, что, пока он молится, его никто не накажет. В этом случае воспитатель должен поступать точно так же, как и когда ребёнок берёт Коран, стремясь избежать наказания.

Большую ошибку допускают воспитатели, которые хватают ребёнка  во  время  молитвы, не  дав  завершить  её, и  подвергают наказанию. Тем самым они уменьшают значимость поклонения в глазах ребёнка.

В действительности, поступая так, ребёнок приносит несомненную пользу самому себе. Оттягивая наказание, он даёт  воспитателю  возможность  успокоиться, если  же  воспитатель накажет его до того, как его гнев уляжется, то может причинить вред ребёнку.

9. Проступки, совершённые умышленно или по незнанию.  Выбирая  наказание  для  ребёнка, совершившего  проступок, воспитатель  должен  прежде всего выяснить, умышленно  ребёнок сделал то, что  сделал, или  же  по  незнанию.

Если по незнанию, тогда его нужно учить, а не наказывать. Это, однако, не  означает, что, если  человек  совершил проступок нечаянно, по незнанию, его не нужно удерживать. Ему нужно запретить  поступать  так впредь, выбрав подходящий метод. Когда один взрослый уже человек заговорил во время  молитвы, не  зная, что  это  запрещено, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  просветил  его в этом вопросе, сказав: «Поистине, во время молитвы не годится произносить ничего из того, что обычно говорят люди! Молитва — это только прославление и возвеличивание Аллаха и чтение Корана!»

И этот подход Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) произвёл на того человека  самое благотворное  впечатление. Он  прокомментировал слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха)  следующим образом: «А когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  (да станут мои отец и мать выкупом за него!) закончил молиться, он обратился ко мне. Я не видел ни до, ни после него  такого наставника! Клянусь  Аллахом, он не накричал на меня, не ударил и не обругал…» [Муслим].

10. Неисполнение  обязательного  и  совершение  запретного.  Воспитатель  должен  помнить о  том, что  совершение  запретного — более  серьёзный  проступок, нежели оставление  обязательного. Посланник  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: «Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я велел вам, делайте то, что можете…» [аль-Бухари; Муслим]. Как  мы  видим, условие «то, что  можете» относится только к обязательному.

Кроме того, воспитатель должен смотреть, к какой категории можно отнести проступок ребёнка. Если он связан с религией, то  отношение  к  нему  со  стороны  воспитателя должно быть более серьёзным, чем если он относится к категории мирских дел.

Анас ибн Малик  (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я служил Пророку  (мир ему и благословение Аллаха) десять лет, и он ни разу не сказал мне: “Уф!” — и ни разу не сказал мне: “Почему ты сделал это?” — или: “Почему ты этого не сделал?”» [аль-Бухари; Муслим].

Из слов Анаса видно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  никогда не критиковал его и не придирался к нему, когда речь шла о мирских делах.

Ребёнок должен чувствовать, что отношение воспитателя к  его  проступкам, касающимся  религии, поведения  и  нравственности, отличается от его отношения к проступкам, касающимся обычных мирских дел.

Следует  отметить, что  некоторые  дела  ребёнку  лучше позволить  довести  до  конца,  несмотря  на  их неправильность, потому что  иначе  вред  от  этого  действия может оказаться ещё больше. Например, ребёнок мочится в мечети. Если  прикрикнуть  на  него  в  это  время, он  может побежать и испачкать ещё большее пространство в мечети, чем  если  бы  стоял  на  месте. Поэтому  лучше  дать  ему закончить, после чего вывести из мечети кратчайшим путём, дабы сохранить его чистоту и чистоту мечети. После этого ему  следует  объяснить, что  мечеть  нельзя  осквернять  и загрязнять, и  что  поддерживать  чистоту  в  мечети  важнее даже, чем поддерживать чистоту дома. После этого нужно очистить загрязнённое место в мечети. Именно так поступил Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха), когда один бедуин начал мочиться в мечети. В  известном  хадисе  говорится, что  Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)   не  стал  подвергать  этого  человека  наказанию, потому что он совершил этот проступок не умышленно, а по незнанию. И он не стал торопить его, а подождал, и, когда тот  закончил  мочиться, велел  вылить  на  его  мочу  ведро воды, дабы очистить загрязнённое место (Полы в мечетях в то время были земляными).

Если  воспитатель желает узнать, правильный ли метод наказаний он избрал, ему следует спросить себя: «Если мой ребёнок  совершает  неправильный поступок, приходит  ли он  ко  мне посоветоваться относительно возможного выхода  из  сложившейся  ситуации  или  же, напротив, старается скрыть от меня свой  поступок, боясь наказания?» Если ребёнок не боится обращаться к воспитателю за советом, тогда всё в порядке. Если же ребёнок боится признаться в том, что сделал, и вместо того, чтобы попросить совета, старается скрыть свои проступки от воспитателя, это означает, что воспитатель выбрал неправильный метод наказаний.

11. Взвешенность. Наказывая ребёнка, важно не перегибать палку, потому что, подвергнув ребёнка слишком строгому, не  соответствующему  его  поступку  наказанию, воспитатель  может  сам  горько  пожалеть  об  этом, поскольку следствием таких жестоких наказаний могут стать травмы и даже увечья, которые останутся с ребёнком на всю жизнь.

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх