Ахляк (нрав)

Как воспитать ребенка, вступающего в сознательный возраст?

Ибн аль-Каййим сказал, рассуждая о периодах развития ребёнка:

«Способность  к различению и  разум развиваются постепенно, и в какой-то момент ребёнок вступает в сознательный возраст, или возраст различения, но этот момент не определён однозначно.

 

Некоторые считают достижение пяти лет вступлением в возраст различения, потому что Махмуд ибн  ар-Раби’ передаёт: “Я  помню, как Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) набрал  в рот воды  из  ведра, которое  достали  из  нашего  колодца, и брызнул мне в лицо, а мне тогда было пять лет”.

 

Поэтому из хадисов,  переданных  детьми, принимаются  только  те, которые  переданы  детьми, достигшими  пятилетнего  возраста. А для некоторых возраст  различения начинается даже раньше, поскольку они помнят и могут описать события, происходившие до того, как им исполнилось пять лет.

 

А по достижении семи лет любой ребёнок считается вступившим в  возраст  различения, и  его  начинают  приучать  к  совершению молитвы… Когда ему исполнится десять, он становится достаточно сильным, разумным и выносливым для регулярного совершения поклонения, и с этого возраста его уже ударяют за отказ совершать молитву, как и велел Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует), что имеет целью дисциплинировать его и приучить к поклонению.

 

Достигнув  десятилетнего  возраста, ребёнок меняется. Его способность к пониманию и  различению совершенствуются, а знания — увеличиваются. Поэтому многие факыхи считают, что в такой ситуации вера становится обязательной  для него и за оставление  её он  подвергается наказанию. Это мнение  Абу  аль-Хаттаба  и других  авторитетных учёных, и это достаточно сильное мнение. Даже если он  ещё  не  несёт  ответственности  за  неисполнение  второстепенных по своему значению предписаний религии, то он  наделён  всем  необходимым для познания  Творца, признания единобожия и веры в Его Посланника. Он уже способен наблюдать и делать выводы, он способен к познанию разных наук и  немало  знает  о творениях  Всевышнего и  о мирском, и  потому, если  он  не  верует  во  Всевышнего Аллаха и  Его  Посланника  (да благословит его Аллах и приветствует), у него нет  оправданий. Ведь доказательства веры в Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует)  яснее и проще любой науки или ремесла… И то, что в этом мире к ним  до  достижения  совершеннолетия  не  применяются нормы Шариаты, касающиеся взрослых, вовсе не означает, что  к  ним  неприменимы  соответствующие  нормы  в  мире вечном. Это мнение, передаваемое от Абу Ханифы и его товарищей, — весьма веское. С десяти лет и до совершеннолетия ребёнок называется подростком».

Ниже  перечислены  некоторые  особенности  этого  возрастного периода.

1. Различение. Имеется в виду, что в этом возрасте разум ребёнка развит уже настолько, что он способен понимать некоторые вопросы и способен различать: он уже может отличить то, что приносит ему пользу, от того, что причиняет ему  вред, закрывает от  других людей свои  срамные места, может  самостоятельно  есть  и  очищаться, способен  оценивать действия и представлять последствия. Однако в этом он значительно  уступает  взрослым, то  есть  достигшим  совершеннолетия людям, способности которых достигли полноты  в  своём  развитии. А  когда  с  ним  разговаривают, он способен понять и дать разумный ответ.

На протяжении всего изучаемого нами периода умственные способности ребёнка совершенствуются. Постепенно у ребёнка  появляется  логическое  мышление, и  способность связывать события с причинами и обнаруживать связи между  явлениями  и  предметами. Он  высказывает  новые идеи.

Однако во всём этом он уступает взрослым, поскольку его умственные способности ещё не так развиты, как способности взрослых, и к тому же ему не хватает жизненного опыта.

С  момента  достижения  возраста  различения на ребёнка распространяются  нормы  Шариата, которые  не  распространяются  на  более младших детей. Факыхи всех мазхабов затрагивали  нормы, связанные  с  ребёнком, достигшим возраста  различения. Они  говорили  о  принятии  таким  ребёнком ислама, о его вероотступничестве, о том, может ли он   руководить  молитвой,  засчитывается  ли  его   участие в  пятничной  молитве, принимается  ли  его  свидетельство, если  он  утверждает, что видел  народившийся месяц  рамадана, принимается ли клятва ребёнка, действительны ли его завещание, купля и продажа — и так далее. Это внимание со стороны учёных  подчёркивает важность  этого  возрастного периода и его отличия от предыдущего. Это, в свою очередь, возлагает на воспитателя ответственность за коррекцию поведения ребёнка, потому что начиная с этого периода на него уже распространяются некоторые нормы Шариата.

2. Несколько источников воспитания и направления. В этом возрасте ребёнок уже чаще выходит из дома, и внешние факторы оказывают на него всё возрастающее влияние.

Важную  роль  в  воспитании  ребёнка  начинают  играть  учителя, становится заметным влияние школьного обучения, а также  общения  с  одноклассниками, друзьями  и  соседями.

Проблема состоит в том, что все эти факторы оказывают на ребёнка  разностороннее  влияние  и  нередко  противоречат друг другу. Воспитатели — родители и учителя — должны учитывать  это  и создавать  у ребёнка «иммунитет» к  вредным факторам. Они должны объяснить  ребёнку, что он не должен  бездумно повторять  за  другими  их слова или действия, не  посоветовавшись  с воспитателем. Также ребёнок должен  твёрдо  знать, что  он  не  должен  никуда  идти  или ехать  с  незнакомыми  людьми, даже  если  они  будут  называться  друзьями  его  родителей или обещать отвезти  его домой. Также воспитатель  должен внимательно следить за изменениями  в  поведении  ребёнка  и  знать  источники  и причины этих  изменений. Если изменения положительные, их  следует  поощрить, если  отрицательные, их  следует  по возможности  устранить.  Родители  должны  стараться уменьшать влияние вредных факторов на ребёнка и серьёзно относиться  к  выбору  школы  для  ребёнка  и  места  жительства, поскольку окружение  ребёнка также  оказывает  немалое влияние на его воспитание.

3. Совершенствование  понимания  и  умственное развитие.  В  этом возрасте ребёнок понимает уже  намного больше, чем в предшествующий ему возрастной период. Он уже понимает, что такое время, и способен отличить правую руку  от  левой. My’аз  ибн ‘Абдуллах  ибн  Хубайб  аль-Джухани  спросил  свою  жену: «С  какого  возраста  ребёнок должен  начать  совершать  молитву?» Она ответила: «Один наш  соплеменник  упоминал  о  том, что, когда  Посланника Аллаха   спросили об этом, он ответил: “Когда научится отличать правую  руку  от левой, велите  ему совершать молитву”» [Абу Дауд].

Ребёнок  всё  больше  понимает, и  это особенно заметно ближе к середине, а особенно к концу этого возрастного периода. Он обретает способность понимать доказательства и самостоятельно  доказывать  что-то. Он  уже  не  принимает бездоказательные  утверждения  и  замечает  ошибки  и  противоречия  в сведениях, которые получает. Поэтому  нельзя пренебрегать  мыслительными  способностями  ребёнка  и считать, что если он ребёнок, то ничего не понимает. У некоторых детей в этом возрасте возникают уникальные представления и идеи, и они порой задают вопросы, на которые даже взрослый не может дать ответ.

В этом возрасте у детей возникают вопросы, которых не возникало раньше… А что делать, если воспитатель не знает ответа?

Некоторые  воспитатели  отвечают, зная, что  отвечают неправильно. А  другие  отвечают, сами  не зная, правильно они  ответили  или  нет. А  некоторые, не  зная, что  сказать, делают  вид, что  у  них  возникли  непредвиденные обстоятельства  и  они  заняты, или  пытаются  отвлечь ребёнка, чтобы  он  забыл  про  свой  вопрос. А  другие отвечают: «Я сейчас очень устал. Спроси потом, хорошо?» — в надежде, что потом ребёнок уже не вспомнит об этом.

Гораздо  правильнее  ведёт  себя  воспитатель, который, столкнувшись с вопросом ребёнка, на который он не может ответить, реагирует примерно  так: «Хороший  вопрос… Давай предложим твоим товарищам (если речь идёт об учителе и  учениках) ответить  на  него. Может быть, кто-нибудь  из них  знает  ответ?» Возможно, что  версии, высказываемые другими  детьми, приведут  воспитателя  к  правильному  ответу. Или же воспитатель может сказать, что даёт детям время (например, один день), чтобы найти ответ на этот вопрос, и что тот, кто даст правильный ответ, получит приз. Это поможет воспитателю выйти из трудного положения, и у него будет возможность найти правильный ответ.

Воспитатель также может воспользоваться подобной ситуацией, дабы показать ребёнку, что всё на свете знает только Всевышний  Аллах, тогда  как  у  людей  знания  различны, и что, сколько бы знаний человек ни приобрёл, он никогда не будет знать всё, а если он не знает чего-то, он должен сказать: «Я не знаю» — вместо того чтобы давать неверный ответ.

Поступая так, воспитатель подаёт ребёнку хороший пример и учит его, как нужно вести себя в подобной ситуации.

Воспитатель может сказать детям о том, что «Не знаю» — треть знания, и что величайшие мусульманские учёные не стеснялись сказать: «Я не знаю», когда они действительно чего-то не знали. Истории об этом известны, и воспитатель может  выбрать  те, которые  кажутся  ему  подходящими, и рассказать  детям. Искренний  и  мудрый  воспитатель  способен  выбрать  наилучшее  для  своих  воспитанников, и  он понимает, что подходит именно им.

А что если воспитатель знает ответ, но тема слишком интимная  или вопрос щекотливый? Например, ребёнок задаёт вопрос, касающийся  взаимоотношений  мужчин  и  женщин. Что делать воспитателю?

Выходы из положения могут быть разные, но  есть  пределы, которые  воспитатель  не  должен преступать. Например, он не должен давать заведомо неправильный ответ. И он ни в коем случае не должен ругать ребёнка  за  то, что  он  задаёт  подобные  вопросы. И  он  не должен  откладывать ответ  на  потом, особенно если видит, что этот вопрос прочно засел в голове ребёнка. Не получив ответа от воспитателя, ребёнок пойдёт искать его у кого-то другого, так что  воспитателю, безусловно, лучше  ответить на этот вопрос самому, чем потому обнаружить, что кто-то уже  опередил  его  и  дал  такой  ответ, который  заставит воспитателя схватиться за голову…

Лучше всего ответить на вопрос  ребёнка — кратко  и  понятно, не  вдаваясь  в подробности. Или прибегнуть к метафорам. В Коране этот метод  использован  не  раз. Например, половое  сношение названо прикосновением: «И не прикасайтесь к [жёнам], когда вы пребываете в мечетях…» (сура 2 «Корова», аят 187). В  том  же  аяте  сношение  названо  близостью: «Вам дозволено вступать в близость с вашими жёнами в ночь поста»  (сура 2 «Корова», аят 187). В  Сунне  также  много примеров  подобных  метафор. И  по  возможности  лучше отвечать аятом или хадисом.

3. Установление связей. Ребёнок в этом возрасте часто выходит  из  дома, посещая  школу, мечеть  и  другие  общественные  места,  в которых он общается с другими детьми, и если раньше  ребёнок общался в  основном с родителями, братьями, сестрами  и  родственниками, то  теперь  круг  его общения расширяется. У ребёнка появляется желание знакомиться с другими детьми и заводить друзей, создавая новые связи. Ребёнок попадает под влияние новых друзей, ему хочется добиться их любви и расположения. Дети обмениваются с друзьями личными вещами и ходят друг к другу в гости.

Это общение ни в коем случае нельзя запрещать. Напротив, его нужно поощрять, чтобы  ребёнок  привыкал общаться с людьми. Этому лучше учиться в детстве, чтобы, став взрослым, он имел достаточный опыт в области общения и не испытывал трудностей при контактах с людьми. Вместе с тем воспитатель должен  обращать  внимание на степень воспитанности  друзей  ребёнка, потому  что  в  этом  возрасте  они оказывают  непосредственное  влияние на него. В  этом  возрасте ребёнок быстро меняет своё мнение и его способность отличать хорошее от плохого ещё далека  от совершенства: если  вчера  какое-то  действие  казалось  ему  зазорным, то сегодня, посмотрев на друга, он может изменить своё мнение  и  сделать  то  же  самое. Поэтому  и  говорят, что  друг тянет  за  собой. И  поэтому  Посланник  Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал: «Человек становится таким же, как и его друг, а потому смотрите, кого берёте в друзья!» [ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ахмад].

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх