Ахляк (нрав)

«Кнут и пряник» по Исламу: как следует поощрять и наказывать ребенка?

Побуждение мусульманина к исполнению велений Всевышнего, то есть совершению обязательного и желательного, и соблюдению  Его  запретов, то  есть  отдалению  от  всего  запретного и нежелательного, основывается на привлечении и устрашении. Поощрение и наказание относятся к средствам привлечения  и  устрашения  и  являются  одним  из  методов воспитания, потому что они — воспитание для того, к кому применяются.

 

Поощрение

 

Бесспорно, ребёнок нуждается в поощрении с целью побуждения его к определённым словам и действиям. У детей слабая воля, и  им трудно устоять перед соблазном, и  в то  же время их  выносливость  и способность к  терпению ограничены, поэтому им требуется стимул.

Поощрение бывает как моральное, так и материальное, и в воспитании требуется и то, и другое, особенно когда речь идёт о данной возрастной категории.

Если  воспитатель  обещал  ребёнку  определённую награду, он должен исполнять свои обещания, потому что в противном  случае  он  своим  поведением  может  нанести большой  ущерб  воспитанию  ребёнка: во-первых, ребёнок утратит  доверие  к  воспитателю  из-за  нарушаемых обещаний, а во-вторых, он может начать поступать так же, следуя примеру воспитателя, и давать обещания, а потом не выполнять  их. Дабы  не  ставить  самого  себя  в  трудное положение,  воспитатель  должен  избегать  обещаний, которые  он  не  в  силах  исполнить, а  также  обещаний, исполнение  которых  сопряжено с  большими трудностями.

Кроме  того, воспитатель  не  должен  обещать  ребёнку большое  вознаграждение — например, большую  сумму денег или путешествие  на самолёте — а иначе потом  ему придётся  искать  повод, чтобы  взять  своё  слово  назад  и избежать исполнения необдуманного обещания.

К  сожалению, некоторые  воспитатели не  видят  ничего зазорного в том, чтобы солгать ребёнку этого возраста. Они обещают  ребёнку  что-нибудь, чтобы  заставить  его  совершить какое-нибудь действие или, напротив, воздержаться от какого-нибудь  действия. При  этом  у  них  нет  намерения исполнять свои обещания. Это большая ошибка. Во-первых, потому что такому воспитателю у Аллаха будет записываться  ложь. Во-вторых, ребёнок  утратит  доверие  к воспитателю. Об этом говорил и Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Абдуллах ибн Амир передаёт, что мать позвала его, сказав: «Иди  сюда, я  дам  тебе  кое-что». Пророк  (да благословит его Аллах  и приветствует)  спросил: «Что  ты  хотела  дать  ему?»  Она  ответила: «Финики».

Тогда Посланник Аллаха   сказал: «Если бы ты ничего не дала ему, тебе была бы записана ложь» [Абу Дауд].

И Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то сказал ребёнку: “На вот, возьми”, а потом ничего не дал ему, то это — ложь» [Ахмад].

Некоторые  воспитатели вместо  того, чтобы  вообще  отказаться от лжи, стараются смягчить её и снять с себя моральную  ответственность  за  обещания, которые  они  дают ребёнку, чтобы побудить его к определённым действиям, но не собираются выполнять. Они прибавляют в конце своего обещания: «Ин ша’а Ллах» — мол, я же сказал: «Если Аллах пожелает», а значит, я не солгал и  не  нарушил обещания, просто  Аллах  пожелал иного. Однако  такой подход также имеет негативные последствия. Прекрасные и важные слова «ин  ша’а  Ллах» — «если  пожелает  Аллах» — начинают ассоциироваться  у  ребёнка  с  обещаниями, которые никогда не  исполняются, и  может  кончиться  тем, что  ребёнок, в очередной  раз  услышав  обещание,  сопровождаемое неизменным «ин ша’а Ллах», скажет: «Только давай без “ин ша’а Ллах”!»

Воспитатель должен произносить эти слова, только когда, давая обещание, он намерен  его  выполнить. В  этом случае, если  по  каким-то  причинам  он  не  сможет  выполнить обещание, это будет не его вина и не будет никаких оснований обвинять его в невыполнении обещаний, потому что он произносит эти слова не в качестве оправдания, а в надежде, что у него будет возможность выполнить обещание. В этом случае  никаких  негативных  ассоциаций  у  ребёнка  не возникнет, и он поймёт, что «ин ша’а Ллах» говорят, когда собираются  что-то  сделать, потому  что  Всевышний  Аллах распоряжается всем и всё происходит только в соответствии с Его волей.

Для  детей  этого  возраста  материальное  вознаграждение зачастую  имеет  большее  значение, нежели  моральное, хотя  моральное  поощрение  также требуется. Просто в этом возрасте  материальное  поощрение  оказывается  более  эффективным. Однако не следует  злоупотреблять  таким  поощрением, а иначе  очень  скоро оно  превратится в непременное условие для совершения любого действия.

Наказание

И  ребёнок, и взрослый время  от  времени  совершают  проступки,  и  неправильно  закрывать  глаза  на  все   проступки ребёнка под предлогом того, что, согласно Шариату, он ещё  недостаточно  взрослый, чтобы  отвечать  за  свои  действия. Но не следует впадать и в другую крайность, то есть наказывать  ребёнка  за  каждый  проступок или  воспринимать все  его  ошибки  одинаково, несмотря  на  очевидность различий  между  ними. Телесное  наказание — наименее предпочтительное,  и  воспитателю  следует  по возможности  избегать  его. Как  говорят, «прижигание — последнее лекарство». Применение  телесных  наказаний  в  таком  возрасте  крайне  нежелательно  и  оказывает  вредное  воздействие на ребёнка. Об этом упоминал Ибн Хальдун в своей книге «Мукаддима»: «Излишняя  строгость  к  обучаемым вредна, и  слишком  суровые  наказания  отрицательно  сказываются  на  обучении, особенно  когда  речь  идёт  о  маленьких  детях. Это  признак  скверной  натуры, и, если  по отношению к обучаемому, или невольнику, или  слуге применяют насилие и подавление, он страдает от этого давления.

Оно  лишает  его  радости  и  гасит  его  активность, побуждая  к  лени, лжи, и скверным поступкам, и лицемерию из  страха  перед  возможным  наказанием  и  подавлением. Человек  становится хитрым  и изворотливым, и это входит у него в привычку. Подобное отношение убивает в нём позитивные, полезные  с  социальной  точки  зрения  человеческие качества, в том числе благородный пыл и желание защищать себя и свой дом. Такой человек становится обузой для других, и у него пропадает стремление к приобретению достоинств и  улучшению своего нрава. Он отворачивается от  благородных  целей  и  теряет  свою  человечность. Он опускается  на  самое  дно. Так  происходит  с  каждой  общиной, оказавшейся под  игом, пережившей  насилие  и порабощение, и  это  должно  стать  для  нас  назиданием…

Учитель и родитель не должны прибегать  к подавлению и порабощению при обучении и воспитании».

Воспитатель должен постепенно переходить  от лёгкого наказания к более суровому, и у него должно быть несколько наказаний, которые он мог бы применять в зависимости от тяжести проступка воспитанника.

Если воспитатель опирается на телесные наказания, это свидетельство того, что он либо просто не знает о том, что существуют  другие  наказания, либо  не  верит  в  их эффективность. Хороший  воспитатель  знает  много  наказаний, позволяющих  добиться  хороших результатов, не  причиняя ребёнку боли.

Некоторые проступки ребёнка лучше просто проигнорировать, то есть лучше всего воспитателю сделать вид, что он их вообще не заметил. В других случаях достаточно строгого взгляда или  иного выражения недовольства  поведением ребёнка. Бывает, что может понадобиться выговор или соответствующий жест. А некоторые проступки могут потребовать  в  качестве  воспитательной  меры  лишения  ребёнка чего-то из того, что он любит.

К наказаниям, которые чаще всего оказываются эффективными  в  воспитании  детей  этого  возраста, относится  и строгое  выражение  лица. Воспитатель  не  улыбается  ребёнку, не смеётся с ним, отворачивается от него и смотрит на его братьев и сестёр, не разговаривает с ним и не рассказывает ему сказки. Телесных наказаний в этом возрасте (от трех до семи лет – «Вхиджабе») лучше избегать, а если уж дело дошло до такого наказания, то следует  просто  пригрозить  ребёнку, показав  орудие  наказания — ремень, прут и так далее, а потом потрепать его за ухо. С более серьёзными наказаниями лучше повременить.

В целом же воспитатель выбирает ребёнку наказание в соответствии с тяжестью проступка.

Воспитатель не должен оставлять безнаказанными проступки ребёнка, которые тот совершает у него на глазах, и делать вид, что  не замечает их. Ребёнок понимает  больше, чем мы зачастую думаем, и подобное поведение воспитателя может оказаться очень опасным. Ребёнок начнёт считать, что в его поступках нет ничего плохого и заслуживающего наказания. Воспитатель не должен отказываться от наказания ребёнка за проступок, мотивируя свой отказ жалостью к ребёнку и говоря: «Он ещё слишком мал», «Он ещё ничего не  понимает». Ведь  цель  наказания — не  мстить, а  дать ребёнку понять, что он совершил неправильный поступок, и во многих случаях в качестве наказания достаточно сделать ребёнку выговор.

В одном из хадисов говорится, что и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)   применял это  воспитательное  средство: «Однажды аль-Хасан ибн ‘Али (да будет доволен Аллах  им и его отцом), взял один из фиников, собранных в качестве закята, и положил  его  в  рот, Посланник  Аллаха   (да благословит его Аллах и приветствует) сказал  ему:  “Тьфу, тьфу, брось это… Разве ты не знаешь, что мы не едим ничего из милостыни?”» [аль-Бухари; Муслим].

А в некоторых версиях говорится, что Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) вытащил этот финик у него изо рта. И это несмотря на то, что в то  время  аль-Хасан  был  ещё  маленьким  мальчиком  и  на него не распространялись веления и запреты Шариата.

Ибн Хаджар сказал в своём комментарии к этому хадису: «Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) употребил слово, которое обычно используют, чтобы  помешать ребёнку  взять в рот  что-нибудь  грязное, скверное. В версии  Ахмада говорится, что Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) посмотрел на него и увидел, что он взял в рот финик. Тогда он слегка надавил ему на щёки и сказал: “Выплюнь, сынок! Выплюнь, сынок!” Из  хадиса  можно  понять, что  разрешается приводить детей в мечеть, а также воспитывать их, принося им пользу, и удерживать их от того, в чём вред для них, и от запрещённого — даже если они ещё не достигли совершеннолетия  и  не  отвечают  за  свои  поступки — с целью приучения…

Из  хадиса также видно, что Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил  о  причине  запрета, причём, говоря  маленькому ребёнку, он в действительности обращался к более старшим и  способным  понять  и  усвоить  сказанное  им, потому  что аль-Хасан в  то  время  был  совсем  маленьким. Что  же касается  слов  Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует):  “Разве  ты  не  знаешь..?”, упомянутых  в  версиях  аль-Бухари  и  Муслима, то  их употребляют в тех случаях, когда то, о чём человек говорит, хорошо  известно  и  очевидно, даже  если  тот, к  кому обращаются, и  не  знает  об  этом. Употребляющий  это выражение как будто хочет сказать: как же от тебя укрылось это, когда  это  общеизвестно? И  это  более  веское предостережение, чем просто слова “Не делай так!”»

Этот хадис показывает, что Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) не стал пренебрегать  умственными  способностями  аль-Хасана, обратившись  к  нему, как к  взрослому: «Разве  ты  не  знаешь, что  мы  не  едим  ничего  из  милостыни?»  Подобное  обращение  помогает  ребёнку  почувствовать  собственную значимость и добавляет ему уверенности в себе. Кроме того, Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к аль-Хасану, назвав его «сынок», указав таким образом на причину, по которой запретил ему взять этот финик, — это сострадание и милосердие.

По книге Мухаммада ибн Шакир аш-Шарифа  «Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия»

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх