Ахляк (нрав)

Когда раб Аллаха достигает совершеннолетия, ему вручается завет Творца

Когда раб Аллаха достигает совершеннолетия, ему  даётся договор, который  заключает  с  Ним  Его  Творец  и Властелин.

И если он, заключая этот договор, проявит силу, примет его [со  всей  серьёзностью  и] решительным  намерением исполнять пункты этого договора, то он будет достойным тех степеней, которых достигают те, кто соблюдает заключаемые договоры.

И  если  он  соберёт  в  кулак  свою  волю  при  заключении этого  договора  и  скажет  себе: вот, я  удостоился  чести заключить договор с Господом моим, так кто же, как не я, должен  принять  его,  понять  и  исполнять?

И  если  он постарается  сначала  понять  содержание  этого  договора  и станет размышлять о нём и ознакомится с заветами  Господа своего, а  потом  решительно  примется  за  претворение  этого договора  в  жизнь, поступая  в  строгом  соответствии  с содержанием  договора, и  увидит  сердцем  своим  истинную сущность  этого договора и  того, что содержится в нём, и  обновит устремления свои и решимость свою, дабы она стала уже не такой, какой была в годы его детства, до того, как он заключил  этот  договор, и  избавится  от  мрака  детской беспечности и покорности привычкам и собственной натуре,   проявит  терпение  и  порвёт  завесу  мрака, закрывающую  от него свет твёрдой убеждённости — если  он  сделает всё  это, то  соответственно  своему  терпению  и  искренности  своего усердия он обретёт милость Аллаха, которую Он дарует ему.

Первая  из  степеней  счастья  —  когда  у  человека  ухо усваивающее  и  сердце,  разумеющее  то,  что  усваивает  ухо.  Он  слышит  и  разумеет,  и  ясно  видит  путь,  которым  нужно  следовать,  и  видит  вехи  на  этом  пути,  и  видит,  что  большинство  людей  отклонились  от  этого  пути  либо  вправо,  либо  влево.  Но  сам  он  неуклонно  следует  этим  путём,   не  отклоняясь  вместе   с  отклоняющимися,  причиной  отклонения  которых  стало  то,  что  они  не  приняли  договор,  который  предложил  им  Аллах,  или  же  приняли  его  с  отвращением  и  не  проявили  при  этом  ни  силы,  ни  решимости  и  не  побуждали  души  свои  понять  содержание   этого   договора,  размышлять  над   ним,  поступать  в  соответствии   с  ним   и   исполнять  содержащиеся  в  нём  заветы. Когда  им  был  предложен договор, ими  владела  беспечность  детства  и  они исповедовали  религию-обычай  и  то, что  на  их  глазах исповедовали их матери и отцы, и они приняли договор так, как  принимают  те, кто  ограничивается  тем, на  чём  они застали своих  предков,  и  их  обычаями,  а  не  так,  как принимает  тот, кто  собрал  все  свои  стремления  и  обратил [усилия] сердца  своего  на  понимание  этого  договора  и исполнение  его  так, как  будто  договор  это  был  предложен ему  одному  и  ему  было  сказано: «Поразмышляй  над содержанием этого договора, а затем делай то, к чему он тебя обязывает!» И если он не примет этот договор правильным образом, то  предпочтёт  брать  пример  с  родственников  и следовать  тому, чему  следуют  члены  его  семьи, товарищи, соседи  и  земляки.  И  если  пыл  его  увеличится со  временем, то  он  пойдёт  по  стопам  своих  предков  и предшественников, не  утруждая  себя  размышлениями  о договоре  и  попытками  понять  его, и  удовольствуется  для себя  религией-обычаем. И  если  шайтан  увидит, что  это — предел  его  стремлений  и  решимости, то  подтолкнёт  его  к племенному  фанатизму  и  слепой  приверженности  отцам  и предкам и приукрасит ему то, что он делает, внушив ему, что это и есть истина, а то, что противоречит этому — ложь. Он покажет  ему  верное  руководство  в  образе  заблуждения  и заблуждение — в  образе  верного  руководства  с  помощью этого  фанатизма, в  основу  которого  не  было  положено знание, и он  удовольствуется  тем, что  он  будет  во  всём  со своей  роднёй  и  соплеменниками, разделяя  с  ними  права, обязанности [и участь]. И Всевышний Аллах оставит его без помощи. Он лишится верного руководства, и Аллах позволит ему  направиться  туда, куда  он сам себя направит. И  если  к нему  будет  приходить  верное  руководство, противоречащее тому, чего  придерживаются  его  родственники  и соплеменники, то  он  будет  считать  его  не  иначе  как заблуждением.

Если  же  устремления  его  более  возвышенны,  а  душа  более  благородна  и  положение  выше,  то  он  направит  усилия  на  соблюдение  и  понимание  договора  и  он  будет  размышлять  над  его  содержанием.  Такой  человек понимает, что  Заключивший  договор  с  ним  отличается  от всех  остальных.  Такой  человек  берётся  познавать Всевышнего через этот договор и обнаруживает, что договор этот знакомит  его  с  Ним  Самим и  повествует  о  Нём, Его  качествах  и  именах, Его  действиях  и  законах.

И  из  этого договора  следует, что  Он  существует  Сам  по  Себе  и поддерживает  существование  всего  остального, и  не нуждается  ни  в  ком  и  ни  в  чём, тогда  как  всё  сущее  нуждается в Нём. Он — над Своим Троном, над всеми Своими творениями, видит  и  слышит, проявляет  довольство  и гневается,  любит  и  ненавидит, распоряжается  Своим царством, пребывая  над  Троном  Своим, и  Он  говорит, отдавая  веления  и  устанавливая  запреты, направляет  Своих посланников  в  разные концы  своего  царства  со  Своими словами, которые слышат те Его творения, которым Он даёт их  услышать. Он  беспристрастен  и  справедливо  воздаёт  за благие  и  скверные  деяния. И  Он — Выдержанный, Прощающий, Благодарный, Щедрый, Благодетель, Которому свойственно всё совершенство и Который свободен от любых изъянов и недостатков. Нет никого подобного Ему. Мудрость Его проявляется в Его управлении Своим царством и в том, как  Он  предопределяет  всё  по  воле  Своей, не противоречащей Его справедливости и Его мудрости.

Разум, Шариат  и  естественная  изначальная  природа согласуются  у  него  друг  с  другом  и  подтверждают  друг друга.  И  [заключающий  договор]  понимает  описания, которые Всевышний Аллах дал Себе в Своей Книге, включая Его  имена, с  которыми  Он  ниспослал  Писание, которые произнёс, утвердил  и  претворил  в  жизнь. Через  них  Он познакомил с Собой Своих рабов, так что разум подтвердил это и естественная природа человека засвидетельствовала.

Узнав сердцем своим Того, Кто предлагает ему договор, и  обретя  достоверное  знание  о  Его  качествах, с  сердцем, озарённым их светом, он начинает как будто  видеть воочию то, как они присущи Ему.

Так, он  видит  связь  этих  качеств  с  творением  и распоряжением  и  их  следствия  в  мире  осязаемом  и  мире духовном.

И  он  видит   их   воздействие   на  творения  —    общее и  конкретное.  Они приближают  и  отдаляют,  даруют  и  лишают. И  он  видит  сердцем  своим  проявления справедливости  Всевышнего,  Его  беспристрастности, милости и милосердия. И он верит в обязательность Его довода и  в  то, что  предопределённое  Им  непременно  сбывается, в совершенство  Его  могущества  наряду  с  совершенством  Его справедливости  и  милости, а  также  в  Его  предельную возвышенность над творениями — и при этом Он объем лег их Своим  знанием, и  Он — с  ними, а  также  в  Его  величие  и величественность, гордость, воздаяние и мщение, и милость, и доброту, заботу, щедрость, прощение и снисходительность.

И  он  видит  обязательность  довода  и  непреодолимость  предопределения Речь  идёт  о  том,  что ничего не  происходит  против  воли Всевышнего Аллаха),   за   рамки   которого   творения   не   способны  выйти.   И  он   видит,   как  Его  качества   согласуются  друг  с  другом  и  свидетельствуют  в  пользу  друг  друга.  И  он   видит   мудрость,  которая  является   конечным  пределом  и  целью   предопределения,  которое  является   началом.  И  он   видит   связь   ответвлений  с   основами  и  начал  —  с  завершениями,  и  он  как  будто  видит  начала  мудрости  и   то,   как   предопределение  создаётся  в  соответствии  с  мудростью,  справедливостью,  благом,  милостью  и  благодеянием.  И  предопределение  не  выйдет   за  эти  рамки  до  разрушения   миров  и  исчезновения  законов  в  день,  в  который  будет  вершиться  Суд   над   рабами,  и   проявятся   Его  справедливость   и  мудрость, и  станет  очевидной  для  всех  творений — людей  и джиннов, верующих  и  неверующих — правдивость  Его посланников  и правильность  того, о  чём они  сообщали. Тогда для  них  станут  очевидными  те  Его  величественные  качества  и  совершенные  описания, которых  они  не  знали прежде, Даже  лучший  из  творений  будет  в  этот  день восхвалять Его таким восхвалением, какого не  знали в этом мире. Творениям откроется не только это, но и причины, по которым отклонились от прямого пути отклонившиеся, впали в  заблуждение  заблудшие  и  не  достигли  конца  пути сошедшие с него. И знание об истинной сущности имён и качеств в  этот День будет отличаться от знания в  этом мире так  же, как знание  об  Огне  и  Рае отличается  от  созерцания их, и даже больше.

Также  он  понимает  из  договора, как  Его  имена  и качества  предполагают  существование  пророчества  и законов, и то, что  Он не оставил Свои творения  просто так, не  предоставил  их  самим  себе, и  как  они  предполагают содержащиеся  в  договоре  веления  и  запреты, а  также награду, наказание и воскрешение, и всё это — следствия Его имён и качеств. И Он  превыше того, о чём  утверждают Его враги, отрицая эти истины.

И  он  видит, что  Его  могущество  объемлет  все  Его творения, и  от  Него  не  способна  ускользнуть  даже мельчайшая  частичка. Он  понимает, что  если  бы  наряду  с Ним существовал ещё какой-то бог, то весь этот мир пришёл бы в расстройство и упадок. Воцарился бы хаос на небесах и на земле и плохо пришлось бы их обитателям. И если бы к Всевышнему  были  применимы  такие  понятия, как  сон  и смерть, то весь  этот  мир распался бы  и  разрушился и  не просуществовал бы и мгновения ока.

И  вместе  с  тем  Он  видит  покорность [ислам] и  веру, посредством  которых  Ему  поклоняются  все  Его  рабы. Он видит, как они исходят из Его святейших качеств и как они предполагают  награду  и  наказание  в  этом  мире  и  в  мире вечном.

И  вместе  с  тем  он  видит, что  не  способен  принять  и соблюдать этот договор тот, кто отрицает Его качества и Его возвышенность над творениями и то, что Он изрекал Свои Писания  и  заветы. И  не  способен  принять  его  тот, кто отрицает  истинность  Его  слуха, зрения, жизни, воли  и могущества. Это  те, которые  отвергли  Его  договор  и отказались принять его, а те из них, кто всё-таки принял этот договор, не приняли его полностью со всем, что в нём.

А Аллах — Тот, кто оказывает помощь и содействие.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх