Ахляк (нрав)

Лечение недуга самолюбования

Ибн  Са’д  приводит  в «Табакат» историю  об ‘Умаре  ибн ‘Абду-ль-Азизе, в которой рассказывается о том, что он, произнося  проповедь  с  минбара,  боялся  для  себя самолюбования и прерывал свою речь. И когда он писал что-нибудь  и  начинал  бояться  самолюбования, он  рвал написанное и говорил: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от зла души своей!»

Знай, что  когда  раб  Аллаха  начинает  говорить  или приступает к  совершению какого-либо действия, стремясь к довольству  Аллаха, полагаясь  на  милость  Аллаха  и  Его поддержку  и  содействие, и  понимая, что [если  у  него получится  осуществить  задуманное, то] только  благодаря Аллаху, а не благодаря ему самому, его знанию, мышлению, сообразительности  и  силе. Всё  это  он  осуществляет  только благодаря Тому, Кто наделил его языком, сердцем, глазами и ушами, ибо  Тот, Кто  даровал  ему  всё  это, наделил  его  и возможностью произнести эти слова или осуществить данное действие.

Если  человек  постоянно  помнит  об  этом  и  видит это сердцем своим, то ему не грозит самолюбование, основой которого  является  чрезмерное  внимание  к  собственной персоне и забвение милости, содействия и помощи Господа.

Если же это (то есть тот факт, что человеку удаётся осуществить желаемое только благодаря содействию и помощи Всевышнего)  ускользает от внимания человека, то душа его восстаёт и начинает претендовать [на то, на что у неё нет права], и  появляется  самолюбование, из-за  которого  его слова  и  дела  становятся  тщетными.

А  иногда  Всевышний мешает  человеку  завершить  начатое, и  это  оказывается милостью  для  него, дабы  он  не  забывал  о  милости  и содействии  Аллаха. А  в  некоторых  случаях  ему  всё-таки удаётся  довести  задуманное  до  конца, однако  его  труды  не приносят  плодов, а  если  и  приносят, то  плод  получается слабым  и  совсем  не  таким,  каким  должен  был  быть.

А  бывает, что  совершённое  приносит  человеку  больше  вреда, чем пользы и влечёт за  собой  разные  скверные последствия, — в зависимости от того, в какой степени он проигнорировал содействие  и  милость Аллаха и был  убеждён в том, что эти слова и действия — его личная заслуга.

Всевышний Аллах делает благими  слова  и  дела  Своего раба и увеличивает плоды, приносимые ими, либо, напротив, делает их скверными и лишает его этих плодов. И нет ничего более губительного для дел, чем самолюбование.

Если Аллах желает рабу Своему блага, Он помогает ему увидеть Его милость, содействие и  помощь ему во всём, что он  говорит  и  делает, дабы  у  него  не  возникало самолюбования. А  затем  Он  помогает  ему  увидеть собственные  упущения  в  совершённом  им  деле  и  осознать, что он недоволен этим делом для Господа и он раскаивается перед  Ним,  просит  прощения  [за  свою  нерадивость]  и  стыдится  просить  награды. Если  же  Всевышний не  покажет Своему  рабу  всё  это, то  это  остаётся  сокрытым  от  него, и, совершая какое-нибудь  дело,  он  видит  в  нем лишь себя, причём видит оком совершенства и довольства, и совершённое им дело не удостаивается принятия, довольства и любви.

Знающий  совершает  дела  свои  ради  Аллаха, видя  в совершаемом  им  деле  Его  милость, дарованное  Им благо  и содействие, извиняется перед Ним [за  сделанные  упущения] и  стыдится, потому  что  не  совершил  это  дело  должным образом. А  невежественный  совершает  что-то, как  ему заблагорассудится, и  замечает  при  этом  лишь  собственные заслуги  и  попрекает  своими  деяниями  Господа  своего, будучи доволен ими. Это — одно положение, а то — совсем другое.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх