Ахляк (нрав)

Лёгкость и тяжесть духа — результат лёгкости или тяжести тела

Тело  потомка  Адама  создано  из  земли, а  дух  его  имеет небесную природу. Они были объединены.

И  если  человек  заставляет  тело  своё  голодать  и бодрствовать и побуждает его к служению [Ему], то дух  его ощущает лёгкость  и отдохновение, и стремится туда, где его источник, и  тоскует  по  своему  высшему  миру. Если  же человек насыщает тело своё, обеспечивает ему блаженство и продолжительный сон и занят служением ему и заботами о нём, то  тело  его будет стремиться к тому, из чего оно  было создано, и оно  будет  тянуть  дух  за  собой  и  тот окажется  в заточении. И  если  бы  не  привычка  к  своей  темнице, он кричал бы и звал бы на помощь из-за боли разлуки с этим своим миром, из которого  дух был  сотворен, и отделения от него, подобно тому, как кричит и зовёт на помощь тот, кого истязают и подвергают мучениям.

В  общем, когда  тело  облегчается, дух  оживляется  и стремится  к  своему высшему миру, а  когда тело тяжелеет и устремляется  к  страстям  и  отдыху, дух  становится отяжелённым, опускается  из  своего  возвышенного  мира  и становится земным и низшим.

Ты видишь человека, дух  которого пребывает в высшем небесном обществе, тогда как тело его — с тобой.

Он  спит  в  своей  постели, а  дух  его — у  Лотоса  крайнего предела, летает  вокруг  Трона. А  другой  пребывает  в служении  телом  своим, однако  дух  его  при  этом  внизу  и кружит он вокруг низших вещей.

Расставаясь с телом, дух соединяется со своим миром — либо высшим, либо низшим. Соединяясь с высшим миром, он  обретает  всю  возможную  радость, наслаждение, блаженство и благую жизнь. А соединяясь с низшим миром, он  встречает  всевозможные  тревоги, печали, страдания, скорби, и там его ждёт скверная, жалкая жизнь.

Всевышний  Аллах  сказал:  «А  того,  кто  отвернётся  от  Моего  Напоминания,  ожидает  тяжкая  жизнь» (сура 20 «Та  Ха», аят 124). Его  поминание — это  Его  слова, которые Он ниспослал Своим посланникам. А отвернуться от него — значит  отказаться  размышлять  о  нём  и  поступать согласно  ему. А  тяжкая  жизнь  толкуется  по-разному.

Большинство  толкователей  считают, что  подразумеваются мучения в могиле. Ибн Мас’уд, Абу Хурайра, Абу Са’ид аль-Худри  и  Ибн ‘Аббас  придерживались  такого  мнения, и существует  возводимый  к  Пророку  (да благословит его Аллах и приветствует)  хадис, подтверждающий  это  толкование.

Слово  «данк», употреблённое в  аяте, несёт в  себе значение  стеснённости  и тягот, и это слово употребляют, говоря, например, о жилище или  о  жизни.

Эта  тяжкая, жалкая, стеснённая  жизнь противопоставляется жизни [в этом мире], в которой человек не ограничивал свою душу и тело в удовлетворении страстей, наслаждениях  и  отдыхе.

Поистине, чем  больше  простора предоставляют  душе, тем  сильнее  теснит  она  сердце, результатом  чего  становится  жалкая  жизнь. А  когда  ты стесняешь  душу  свою, она  освобождает  пространство  для сердца, и у него появляется приволье и простор.

Стеснённая жизнь  в  этом  мире  благодаря  богобоязненности приносит человеку простор в барзахе и в мире вечном, тогда как  привольная  жизнь  в  этом  мире  из-за  страстей  делает жизнь  человека  в  барзахе  и  мире  вечном  жалкой  и стеснённой.

Выбери  же  лучшую, самую прекрасную и долговечную из  двух жизней. И заставь тело претерпеть трудности ради блаженства  духа  и  не  заставляй  дух  мучиться  ради блаженства  тела. Поистине, блаженство  и  мучения  духа более  значимы  и  продолжительны, чем  блаженство  и страдания тела!

А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх