Ахляк (нрав)

Между обучением и воспитанием

«Знание» — антоним  к  слову «невежество». Обучение — это обеспечение знаниями и информацией, которое устраняет невежество. Однако знание и обучение нужны не сами по себе, а  ради  деятельности, которая  становится  их  следствием.

Аш-Шатыби  сказал, разъясняя, что  знания  приобретаются ради действий, которые становятся их следствием: «Один человек задавал сподвижнику Абу ад-Дарде вопросы, и тот спросил его однажды: “Ты претворяешь в жизнь всё, о чём  спрашиваешь?” Тот  ответил: “Нет”. Он  спросил: “Так зачем ты даёшь Аллаху лишний довод против себя?” А аль-Хасан сказал: “Смотрите  на дела  людей, а не на их слова, потому  что  для  каждого  слова  Аллах  создал  дело, его подтверждающее, и дело либо подтверждает это слово, либо опровергает его. И если услышишь благие слова, не спеши делать выводы о том, кто произнёс их, ибо человека можно считать  благим  лишь  в  том  случае, когда  слова  его соответствуют его делам”. Сподвижник Ибн Мас’уд сказал: “Поистине, произносить  благие слова  умеют все  люди, но счастлив тот, чьи слова соответствуют его делам. А тот, чьи слова противоречат его делам, подвергает себя порицанию”.

Учёный ас-Саури сказал: “Хадисы изучают для того, чтобы использовать их как защиту  от гнева  Всевышнего Аллаха, поэтому  эта  наука  превосходит  другие, и  если  бы  не  эта особенность, она не отличалась бы от других”. Имам Малик передаёт  слова  аль-Касима  ибн  Мухаммада: “Я  застал людей, которые любили не слова, но дела”. И доказательств сказанного множество. Отсюда следует, что, с точки зрения Шариата, знание — средство, а не цель. Это путь, ведущий к действию. И  всё  сказанное о  достоинствах  знания  следует понимать именно в этом контексте».

Ибн аль-Мункадир (да помилует его Аллах) сказал: «Знание взывает к делам, и если те не отвечают, оно уходит».

Аль-Бухари (да  помилует  его  Аллах) сказал: «Знание прежде слов и дел».

И воспитание не будет правильным, если не будет опираться  на  знание. Поэтому  невозможно  разделить  эти  два понятия — воспитание  и  обучение. Если  воспитание  упоминают  вместе  с  обучением, образованием, то  под  воспитанием  подразумевается  воспитательная  деятельность, которая зиждется на знании, а под обучением — обеспечение знаниями и информацией. Если же воспитание упоминается отдельно, то  оно  включает  и  обучение. Равным  образом, обучение, упомянутое вместе с воспитанием, подразумевает именно  процесс  передачи  знаний, если  же  обучение  упоминается  отдельно, оно  включает  воспитание, потому  что обучение, следствием которого не становится деятельность, бесполезно. Таким  образом, при  совместном  упоминании эти слова имеют разные значения, а при отдельном упоминании любое из них включает и подразумевает второе.

Это означает, что само по себе приобретение знаний и высокая  успеваемость, следствием  которых  не  становится  деятельность, не  гарантирует  формирование  хорошо  воспитанного  поколения. В  то  же время  можно встретить  прекрасно воспитанных людей с весьма скромным багажом знаний.

Воспитание  оказывает  огромное  воздействие  на человека, заставляя менять взгляды и жизненную позицию и переходить  на  другую  сторону… Как  сказал  Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует). «Каждый младенец рождается не иначе, как в своём  естественном  состоянии  [фитра], а  уже  потом его  родители  делают  из  него  иудея, христианина  или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми: разве  найдёшь среди  них кого-нибудь с отрезанным ухом?!» [аль-Бухари; Муслим].

Роль воспитателя трудно переоценить, и потому крайне важно, чтобы воспитатель был компетентным в своей области и мог правильно воспитывать тех, кто ему поручен, прививая  им  соответствующие  ценности, убеждения  и  нормы поведения. Отсюда следует, что и процесс подготовки воспитателей  должен  быть  поставлен  на  правильные  рельсы, учитывая его значимость. Настоящий воспитатель способен — разумеется, с  помощью  Всевышнего  Аллаха — производить коренные положительные изменения в обществе, охватывающие все жизненные сферы и слои населения.

Воспитатель, о котором мы говорим

В этой книге мы подразумеваем под воспитателем человека, который  занимается воспитанием, избирая для  этого  определённый путь. Это понятие включает, таким образом, родителей, наставников и учителей. И не имеет значения, где они осуществляют процесс воспитания — дома, в школе или в мечети. Это, однако, не  исключает  существование «косвенных воспитателей» — таких, у которых нет конкретной методики и которые  не  следуют  определённому  пути  в  воспитании. На них обычно обращают мало внимания, но  они, как правило, оказывают немалое влияние на воспитание поколений — порой даже большее, чем непосредственные воспитатели.

Степень влияния воспитателя зависит от возраста воспитанника, а также от некоторых других факторов. В раннем детстве, до  поступления  в  школу  и  начала  активного общения с внешней средой, главные воспитатели ребёнка — его родители, хотя  и  другие  обитатели  дома, в  том  числе братья  и сестры, а  также  приходящие  родственники  также оказывают  влияние  на  ребёнка  и  косвенным  образом воспитывают его.

Когда ребёнок начинает ходить в школу, к этому списку добавляются учителя и одноклассники, а также окружающие — соседи, люди, с  которыми  ребёнок  общается  за  пределами дома, поскольку в этом возрасте обычно начинается общение ребёнка с соседями и их детьми.

В более поздний, подростковый период к списку воспитателей добавляется и имам мечети, которую посещает ребёнок. В этот период влияние окружающих на ребёнка усиливается. Становится  очевидным  влияние  СМИ, друзей, клубов и секций, которые ребёнок посещает, а также средств получения  информации, которых  день  ото  дня  становится всё больше — книг, кассет, дисков, Интернета.

Таким  образом, эти  косвенные  факторы  оказывают немалое  влияние  на  ребёнка, и  их  роль  в  его  воспитании весьма  значительна. А  это  возлагает  на  воспитателя огромную  ответственность, обязывая  его  по  возможности контролировать эти факторы, упорядочивать их влияние на ребёнка и помогать ему получать пользу от них и избегать их вредного воздействия.

На  самом  деле, воспитатель  не  в  состоянии в одиночку противостоять великому множеству этих факторов, и было бы  несправедливо  вменять  это  в  обязанность  только  ему.

Принимать участие в упорядочивании влияния этих факторов на ребёнка должны все стороны и органы, которые так или иначе связаны с воспитанием ребёнка и в задачу которых входит  предохранение общества  от  идейно-нравственного  разложения  и  выраженных  отклонений  в  поведении членов этого общества.

Они должны направлять указанные факторы таким образом, чтобы они не становились препятствием на пути правильного воспитания, а, напротив, способствовали ему, чтобы  не  получалось  так, как  сказал  поэт, предостерегая  от противоречащих друг другу дел, мнений и преставлений:

Как может быть завершено строительство,

Когда я строю, а другие разрушают?!

Общество, которое  стремится  к  благополучию, стабильности и высокой нравственности, не может допустить, чтобы организации и структуры, основная задача которых состоит в  воспитании  и  культурном  просвещении — школы, университеты и прочие учебные заведения, различные средства массовой информации и организации, работающие с подрастающим  поколением, — целенаправленно  и  умышленно занимались  разрушением  вместо  созидания, искажая убеждения  и  представления, способствуя  моральному разложению  и побуждая  к  недостойному  и  неправильному поведению. К сожалению, именно такая ситуация сложилась сегодня  во  многих  обществах  мира, в  том  числе  в мусульманских странах.

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства  до совершеннолетия.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх