Ахляк (нрав)

Мудрость и тайны слов Всевышнего «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас»

Всевышний Аллах сказал: «Быть может, вам неприятно то, что  является  благом  для  вас. И  быть  может, вы любите то, что  является злом для  вас. Аллах знает, а вы не знаете» (сура 2 «Корова», аят216).

В этом аяте содержится много важного и полезного для раба Аллаха.

Если раб Аллаха знает, что неприятное приходит к нему через  желанное, а  желанное — через  неприятное, и  не исключает вероятности того, что нечто, приносящее радость, может  принести  ему  вред, а  нечто, приносящее  вред, — доставить  радость, поскольку  ему  неизвестен  исход  дел, тогда как Аллах знает  то, чего не знает Его  раб, — если раб осознаёт  всё  это, это  влечёт  за  собой  определённые следствия.

Он  понимает, что  нет  ничего  полезнее  для  него, чем исполнение велений Аллаха, даже если их исполнение будет казаться  ему  трудным  вначале, потому  что  исполнение  Его велений влечёт  за собой  всевозможные  благие следствия — блага, радость  и  наслаждение, и  даже  если  душа  питает отвращение к этому, исполнение  Его велений приносит ей благо  и  пользу. И  нет  ничего  более  вредоносного  для  неё,  чем  совершение  запретного,  хотя  душа  стремится  и склоняется к этому, ибо следствия совершения запретного — боль, печаль, зло  и  трудности. Разум  человека  устроен  так, что готов переносить  небольшую боль, если она  приносит в итоге  великое  наслаждение  или  обильное  благо, и  избегать незначительного  наслаждения,  результатом  которого становится  великая  боль  и  долговременное  зло. Но  взор невежественного  видит  лишь  начала — он  не  смотрит  на последствия. А  человек  разумный  постоянно  смотрит  на итоги, сокрытые  за  занавесом  начал, и сквозь  эти  завесы  он видит  следствия  похвальные  и  порицаемые. Запретное представляется  им  вкусной  едой, в  которую, однако, подмешан смертельный  яд, и каждый раз, когда  прекрасный вид  этой  еды побуждает его поесть  её, содержащийся  в  ней яд  останавливает  его. А  веления [Аллаха] представляются ему лекарством — неприятным на вкус, но способствующим исцелению    и  оздоровлению.  И  каждый  раз,  когда  неприятный  вкус  лекарства  внушает  ему  отвращение, его полезность и действенность побуждают его к принятию этого лекарства.

Однако для этого человек нуждается в дополнительном знании, с помощью  которого он познаёт следствия [итоги] через  начала. И  он  нуждается  в  силе  терпения, дабы приучить  душу  свою  к  трудностям  пути,  ведущего  к  достижению   благой  цели. Если  же  нет  твёрдой убеждённости и терпения, то ничего это не будет. Если же у него  есть  твёрдая  убеждённость  и  терпение, то  всякая трудность, переносимая ради снискания постоянного блага и вечного  блаженства,  кажется  ему  ничтожной  и незначительной.

К важным особенностям этого аята относится то, что он побуждает  раба  Аллаха  предаваться  на  волю  Того,   Кто  знает  исход  всех  дел, довольствоваться  тем, что  Он выбрал для него  и предопределил ему, надеясь при этом на благой исход.

Раб  Аллаха  не  пытается  предъявлять  требования  Господу своему и выбирать самостоятельно вопреки Его выбору и не просит Его о том, о чём у него нет знания, но просит Его выбрать  для  него лучшее  и внушить  ему  довольство этим  выбором, ибо нет для него ничего полезнее этого.

Если  раб  Аллаха  предоставляет  Всевышнему  выбирать  для него [наилучшее] и доволен Его выбором, то Аллах дарует ему  в  том, что  выбирает  для  него, решимость, твёрдое намерение [осуществить  это] и терпение, и отводит  от  него беды  и  трудности, с  которыми  сталкивается  раб  Аллаха, когда  делает  для  себя  выбор  самостоятельно, и  показывает ему благие  последствия Его выбора, даже части  которых он не обрёл бы, если бы делал выбор самостоятельно.

Следование  этому  аяту  избавляет  раба  Аллаха  от изнуряющих  размышлений,  которые  требуются, чтобы сделать  выбор, и  освобождает  сердце  его  от  разных предположений  и  принятия  мер, из-за  которых  он  будто постоянно взбирается на гору и спускается с неё. И вместе с тем  ему  не  уйти  от  предопределённого  Ему.  И  если  он  довольствуется  тем, что  выбирает  для  него  Аллах, то предопределение  приходит  к  нему, и  он  заслуживает похвалы, благодарности  и  доброго  отношения. А  в противном  случае  предопределение  приходит  к нему, но  он заслуживает порицания, и не милости, потому  что это был его собственный выбор.

Если  человек  со  всей  искренностью  полагается  на выбор  Аллаха  и проявляет  довольство этим выбором,  он  обнаруживает  в  предопределённом ему проявления  доброты и заботы и ощущает себя постоянно окружённым ими, и Его забота защищает его от того, чего он опасается, а Его доброта делает  незначительным  для  него [то  неприятное, что  может быть в] Его предопределении.

Когда  предопределение  осуществляется,  то  очень большую  роль  играет  реакция  человека  на  это предопределение. Самое полезное для него — смирение. Ему следует  броситься  на  землю  перед  этим  предопределением, подобно  тому, как  человек  бросается  на  землю  перед хищным зверем, притворяясь мёртвым, поскольку хищники не едят падаль.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх