Ахляк (нрав)

Мудрость, обоснованность, причины. Несовместимость несправедливости с Аллахом

Не знающие Аллаха, Его имён и качеств, отрицающие  их истинное значение, делают Аллаха ненавистным для Его творений и, сами того не осознавая, мешают им полюбить Его  и  стараться  снискать  Его  любовь  посредством покорности Ему.

Приведём несколько примеров.

Они  утверждают в душах слабых людей представление, согласно  которому  для  Всевышнего  не  имеет  значения покорность, какой бы длительной она ни была и как бы раб Аллаха  ни  усердствовал  в  своей покорности  Ему, внешне  и внутренне — он  всё  равно  не  может  быть  уверен  в  своей безопасности от Него: мол, Всевышний таков, что покорного и богобоязненного раба переносит из михраба в притон и от единобожия  и  восхваления  Аллаха  переносит  его  к придаванию  Ему  сотоварищей  и  музыкальным инструментам, и  поворачивает сердце  его  от  чистой веры  к неверию.

Это  утверждение  его  сторонники  обосновывают достоверными  текстами, истинного  смысла  которых  они  не поняли,  а  также  ложными, не  исходящими  от непогрешимого. И  они  утверждают, что  это — истинная сущность  единобожия. Например, они  приводят  слова  Всевышнего  «Его  не  спрашивают  о  том, что  Он совершает» (сура 21 «Пророки», аят 23). А  также  Его  слова «Неужели  они  не  опасались хитрости91  Аллаха? Хитрости  Аллаха  не  опасаются только люди, терпящие  убыток!» (сура 7 «Преграды», аят 99). Они  приводят  также  Его  слова «И  знайте, что  Аллах возводит преграду между человеком и  сердцем его» (сура 8 «Трофеи», аят 24).

И  в  качестве  доказательства  своего  утверждения  они также  приводят  историю  Иблиса. Он  был  среди  ангелов подобен  павлину, и  не  осталось  ни  на  небе, ни  на  земле такого  места, на  котором он  не совершил  бы поясной  или земной  поклон  Ему. Однако  преступное  предопределение постигло  его  и  одолело, и  его  благая [якобы] природа  вмиг сделалась  наисквернейшей. Знающие  из  числа  этих  людей даже говорят: мол, тебе следует бояться Аллаха так, как ты боишься  льва, который  бросается  на  тебя, несмотря  на  то, что  ты  не  совершал  никакого  греха  и  не  делал  ему  ничего плохого».

И  в  качестве  доказательства  они  приводят  слова Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует):  «Бывает, что  человек  совершает  дела обитателей Рая до тех пор, пока не приблизится к нему на  расстояние  одного  локтя, а  потом  сбывается написанное ему  на  роду, и он начинает совершать дела обитателей Огня и попадает в него» [аль-Бухари, № 3208; Муслим, 2643].

И  они  передают  сообщение  от  одного  из  наших праведных  предшественников: «Величайшие  из  грехов — когда  человек  чувствует  себя  в  безопасности  от  хитрости Аллаха и когда он отчаивается в милости Аллаха».

Имам   Ахмад   передаёт  от   ‘Ауна  ибн  ‘Абдуллаха   и    других, что он слышал, как один человек обращается к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах! Не дай мне безопасности от хитрости Твоей!» Он осудил его за это и сказал: «Говори: “О Аллах! Не  делай  меня  одним  из  тех, кто  чувствует  себя  в безопасности от хитрости Твоей”».

Свое утверждение они построили на ложном основании, а именно — отрицании мудрости, обоснованности и причин.

Они  решили, что  Аллах  действует  не  по  мудрости  и  не  по причине, а  просто  по  Своей  воле, лишённой  мудрости, обоснованности  и  причин,  то есть  Он  делает  что-то  без  основания  и  причин, и  Он  вполне  может  подвергнуть покорных  Ему сильнейшим  мучениям,  и  может  даровать  величайшее  блаженство  врагам  и  щедро  наградить ослушивающихся Его. Мол, эти две вещи для Него равны. И о том,  что это  не  так,  мы можем  узнать  только  из  достоверного  сообщения о  том, что Он действительно  этого не делает — потому что сказано, что Он этого не делает, а не потому, что  данное  действие  само  по  себе  ложно  и несправедливо. Ведь  несправедливость  в  случае  с  Ним невозможна. Это  то  же  самое, что  заставить  одну  вещь находиться в разных местах одновременно, соединить в один миг  день  и  ночь  и  сделать  нечто  существующим  и несуществующим  одновременно. Такова  истинная  природа несправедливости, по мнению этих людей.

И  обращаясь  к  самому  себе,  человек  из  их  числа  рассуждает:  «Если  всё  так  шатко  и  неустойчиво  и  если  от  Его  хитрости  нельзя  уберечься,  то  как  можно  надеяться  на  приближение  к  Нему?  И  какой  смысл  в  покорности  Ему   и   исполнении   Его   велений?   Нам  отпущено совсем немного времени, и если в  этот период мы откажемся  от  наслаждений  и  страстей  и  взвалим  на  себя тяжкое бремя поклонения, не будучи при этом уверенными в том, что Он  не  превратит  нашу веру в неверие, единобожие — в  придавание  Ему  сотоварищей, покорность  Ему —  в  ослушание, а благочестие — в  нечестие, и  не  подвергнет нас постоянным мучениям, то мы окажемся в убытке в этом мире и в мире вечном!»

И  когда  эти  убеждения  утверждаются  в  их  сердцах  и  начинают  бродить  в  их  душах,  а  после  этого  им  велят  совершать  угодное  Аллаху  и  отказываться  от  [запретных]  удовольствий,  то  убеждения  эти  уподобляются  тому,  кто  говорит  своему  ребёнку:  «Учитель  твой  таков,  что  если  ты  будешь  писать,  хорошо  заниматься,  будешь  благовоспитанным  и  не  станешь  ослушиваться,  он  может  придумать   довод   против   тебя  и   подвергнуть   тебя  наказанию,  и  если  ты  будешь  лениться  и  ничего  не  делать  и  не  исполнять  его  веления,  то  он  может  приблизить  тебя  к  себе  и  почтить!»  Слова  эти  западают  в  душу  ребёнка,  и  после  этого  он  уже  не  верит  угрозам  учителя  наказать  за  скверный  поступок  и  его  обещаниям  вознаградить  за  хорошее  [поведение  и  работу].  И  когда  этот  ребёнок  вырастает  и  уже  может  самостоятельно  вести  какие-то  дела  и  занимать  посты,  отец  говорит  ему:  «Это  —  наш  султан.  Он  берёт  разбойника  из  заточения  и  делает  его  визирем  и  предводителем  и  берёт  разумного  человека,  хорошо  исполняющего  свою  работу,  и  бросает  его  в  темницу,  казнит  его  и  распинает!»  Услышав  эти  слова,  он   начинает   дичиться   султана и  не  верить его  угрозам  и  обещаниям. Любовь  к  султану  исчезает  из  его сердца, и  он  начинает  бояться  его  так, как  боятся притеснителя, который  наказывает  вершащего  благое  и мучает  невиновного… И. этот бедняга перестаёт верить в то, что деяния способны принести пользу или причинить вред. И его не тянет совершать благое, и ему не внушает отвращения совершение дурного.

Можно  ли  внушить  людям  большее  отвращение  и ненависть к Аллаху?!

Даже  если  бы  безбожники  усердствовали, стараясь внушить людям ненависть к религии и отвращение к Аллаху, то  они  не  добились  бы  большего, чем  сторонники упомянутых убеждений.

Сторонник  этих  убеждений считает, что  он  утверждает единобожие  и  предопределение, отвечает  приверженцам нововведений  и  поддерживает  религию. Но  на  самом  деле, клянусь  Аллахом, умный враг причиняет меньше вреда, чем невежественный друг!

Все  Писания, ниспосланные  Аллахом, и  все  Его посланники  свидетельствуют  об обратном, особенно  Коран. И  если  бы  проповедники  избрали  для  себя  тот  путь,  к  которому призывает Всевышний Аллах и Его Посланник, то весь мир  жил  бы  благополучно,  не зная  нечестия и  расстройства.

Всевышний  Аллах  сообщил, — а  Он  Правдивый  и исполняет Свои обещания, — что  Он поступает с  людьми  в соответствии  с  тем, что они  приобрели, и  воздаёт  им  за  их дела, и  вершащий  благие  дела  не  должен  бояться притеснения  и  несправедливости  с  Его  стороны  или ущемления своих прав, и он не должен бояться, что с ним поступят несправедливо и скверно. Всевышний не оставляет без  награды  творящих  добро, и  Он  не  упустит  из  дел  раба Своего  ничего  даже  весом  с  мельчайшую  частицу  и  не поступит с ним несправедливо: «А если поступок окажется хорошим, то  Он  приумножит  его  и  одарит  от  Себя великой наградой» (сура 4 «Женщины», аят 40).

Даже  если  дело  это  весом  с  горчичное  зёрнышко, Всевышний  воздаст  ему  за  него  и  не  оставит  его  без воздаяния. И Он воздаёт за скверный поступок подходящим воздаянием и стирает его посредством покаяния, сожаления о содеянном, испрашивания прощения, совершения благих дел и терпеливого перенесения испытаний. А воздаяние за благое дело является десятикратным, однако  может увеличиваться  и  до семисоткратного  и  много большего.  Всевышний  Аллах  помогает  нечестивцам исправиться,  поворачивает  сердца  отвернувшихся  [от истины], прощает  грешников, наставляет  на  прямой  путь заблудших,  спасает  гибнущих,  дарует  знание невежественным, помогает  увидеть  истину  пребывающим  в растерянности,  напоминает  беспечным,  предоставляет прибежище  тем, у  кого  нет  приюта, а  когда  подвергает наказанию  кого-либо,  то  делает  это  после того,  как раб  восстаёт против Него и переходит все границы, и лишь после многократного  призыва  вернуться  к  Нему  и  признать  Его Господство — лишь после того, как раб Аллаха отказывается внимать  Его  призыву  и  признавать  Его  Господство  и Единственность, Он наказывает его за что-то из его неверия, заносчивости  и  неповиновения.

Всевышний  даёт  рабу возможность  оправдаться  и  помогает  ему  признать, что  Он, Всевышний, ни с кем не поступает несправедливо, и что это он сам поступает несправедливо по отношению к себе.

Как  сказал  Всевышний  Аллах  об  обитателях  Огня: «Они  признаются  в  своём  грехе. Прочь  же, обитатели Пламени!» (сура 67 «Власть», аят 11).

И Всевышний  сказал  о  тех, кого  Он погубил  в этом мире, что когда они увидели Его знамения и почувствовали приближение  наказания,  то  сказали:  «”О  горе  нам! Поистине, мы  были  несправедливы!” Они  продолжали так  взывать, пока  Мы  не  превратили  их  в  засохшее жнивьё» (сура 21 «Пророки», аяты 14-15).

И  владельцы  сада, который  Он уничтожил, увидев его, сказали:  «Пречист  наш  Господь!  Мы  были несправедливы» (сура 68 «Письменная трость», аят 29).

Аль-Хасан сказал: «Они вошли в Огонь, а сердца их при этом восхваляли Его, и они не нашли довода против Него».

Поэтому  Всевышний  Аллах  сказал: «Несправедливые были  уничтожены  полностью. Хвала  Аллаху, Господу миров!» (сура 6 «Скот», аят 45). То  есть  они  были уничтожены, в то время как Всевышнего восхваляли за это, и их  уничтожение  сопровождалось  вознесением  Ему  хвалы. Это  было  уничтожение, за  которое  Всевышний  Господь достоин  хвалы, учитывая  совершенство  Его  мудрости, справедливости, и  применение  Им  наказания  там, где требуется  именно  наказание  и  не  подходит  ничто  иное. Он применил  наказание  в  таких  обстоятельствах, ознакомившись  с  которыми, разумный  человек  непременно скажет: «Наказание  применимо  именно  к  этому  объекту [в этих  обстоятельствах] и  не  подходит  сюда  ничего, кроме наказания».

Поэтому сообщение о том, что Он судит Своих рабов, и о  том, что  счастливые  отправятся  в  Рай, а  несчастные — в Огонь, Он  завершил  словами: «Их  рассудят  истинно, и будет сказано: “Хвала Аллаху, Господу миров!”» (сура 39 «Толпы», аят 75).

Не  назван  тот, кто  произнесёт  эти  слова, что  создаёт впечатление  всеобщего  участия  в  этом  действии, — будто весь  мир  сказал: «Хвала  Аллаху, Господу  миров», видя мудрость, справедливость и милость. Поэтому Он сказал об обитателях  Огня:  «Будет  сказано: “Войдите  во  врата Геенны”» (сура 39 «Толпы», аят 72). Как  будто  всё  сущее говорит  это  —  и  даже  органы  их  тел,  их  души,  земля  и  небеса.

Всевышний Аллах сообщил, что Он губит Своих врагов, но при этом спасает Своих приближённых и что Он не губит всех подряд просто потому что Ему так хочется…

Когда  Нух  (мир ему)  попросил  Его  о  спасении  своего  сына, Всевышний сказал, что утопит его за  его скверные деяния и неверие, и Он не говорил: мол, Я погублю просто потому, что Я так желаю, без причины и без греха с его стороны.

Всевышний  Аллах  гарантировал  увеличение приверженности  прямому  пути  тех, кто  усердствует  на  Его пути, и Он не говорил, что введёт их в заблуждение и сделает тщетными  их  усилия  и  старания. Также  Он  гарантировал увеличение приверженности прямому пути богобоязненным, которые стремятся к  Его  довольству, и  сообщил, что  Он не вводит  в  заблуждение  никого, кроме  нечестивцев, которые нарушают свой договор с Аллахом после его заключения, и что  Он  вводит  в  заблуждение  того, кто  сам  предпочитает заблуждение  прямому  пути  и  избирает  его  для  себя, после чего Всевышний  Аллах  запечатывает его слух  и  его  сердце.

Всевышний поворачивает сердце того, кто не довольствуется Его руководством, когда оно приходит к нему, отказывается уверовать  в  него  и  отвергает  его — Он  поворачивает  Его сердце  и  взор в  качестве наказания  за  то, что  он  отверг  его после того, как убедился в его истинности и познал его. И Он, Всевышний, зная, что в том, кому Он позволяет впасть в заблуждение  и  стать  несчастным, есть  благо, обязательно внушил бы ему понимание религии и вывел бы его на прямой путь. Однако  Он  знает, что  данный  человек  не  является подходящим  объектом  для  Его  милости  и  Его  почёт  не приличествует ему.

Всевышний  Аллах  устранил  препятствия, получил доводы [против  людей] и  снабдил  людей  причинами, помогающими  выйти  на  прямой  путь, и  Он  не  вводит  в заблуждение  никого, кроме  нечестивцев  и  несправедливых, Он запечатывает сердца только тех, кто преступает границы, и  Он  не  вводит  в  искушение  никого, кроме  лицемеров, которые  заслуживают  этого  своими  деяниями, и  причиной окутывания сердец неверующих являются исключительно их собственные поступки и деяния. Как сказал Всевышний: «Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели» (сура 83 «Обвешивающие», аят 14).

И  Всевышний  сказал  о  Своих  врагах  из  числа  иудеев: «И  говорили: “Наши  сердца  покрыты  завесой  [или переполнены  знаниями]” О  нет, это  Аллах  запечатал  их сердца за их неверие» (сура 4 «Женщины», аят 155).

Он сообщил, что Он не вводит в заблуждение того, кого уже  вывел  на  прямой  путь, пока  не  разъяснит  ему, чего  он должен  избегать, и  пока  тот, по  несчастью  своему  и [вняв зову] своей скверной натуры, не предпочтёт заблуждение Его руководству  и  не  предпочтёт  отклонение  от  прямого  пути благоразумию и следованию прямым путём и не встанет на сторону души своей, шайтана своего и врага Господа Своего против Него.

Что же касается понятия макр [хитрость, козни], которое Он  приписывает  Себе, то  под  этим  подразумевается  Его воздаяние всем тем, кто строит козни Его приближённым и посланникам,  то  есть  их  скверным  козням  Он противопоставляет  благие. Также  взаимный  обман: это воздаяние Всевышнего тем, кто обманывает Его посланников и  приближённых.  И  нет  ничего  лучше  этого  обмана  и хитрости.

Что  же  касается  того, что  человек  может «совершать деяния обитателей Рая до тех пор, пока не приблизится к нему  на  локоть, а  потом  сбывается  написанное  ему  на роду»,  то  речь  идёт  о  деяниях, которые  другим  кажутся деяниями  обитателей  Рая, и  если  бы  эти  деяния действительно были принятыми и достойными Рая, то Аллах любил бы совершающего их и был бы доволен ими и не стал бы делать их тщетными.

А  слова  «пока  не  приблизится  к  нему  на  локоть»  могут  вызвать  сомнения  в  правильности этого  толкования. Это  сомнение  можно  устранить  следующим  образом: дела оцениваются  по  их  завершению, и  совершавшему  их  не хватило  терпения  совершать  благие  дела  таким  образом, чтобы  они  были  полноценными. В  его  деяниях  был скрытый изъян, недостаток и нечто такое, за что он был оставлен без помощи Всевышнего в конце жизни. Этот порок предал его в важную минуту, это внутреннее зло проявилось однажды, случилось именно то, к чему должен был привести этот порок. Этот порок сделал своё дело. А если бы не было фальши и изъянов, то Аллах не превратил бы веру в неверие и вероотступничество, — если бы человек был правдивым и искренним в своих деяниях и не было бы причины, которая сделала дела этого человека несостоятельными. Аллах знает, что в душах Его рабов, он знает о них то, чего они не знают друг о друге.

Если  же  говорить  об  Иблисе, то  Всевышний  Аллах сказал  ангелам: «Поистине,  Я знаю то, чего вы не знаете» (сура 2 «Корова», аят 30).

Всевышний  Господь  знал, что  в  сердце  Иблиса скрывается  неверие, высокомерие, зависть, о  которых  не знали  ангелы. И  когда  им  было  велено  пасть  ниц  перед Адамом, обнаружилось  то, что  было  в  их  сердцах, — покорность, любовь, боязнь  и  смирение, и они  поспешили исполнить Его веление. Проявилось и то, что было в сердце его  врага, — высокомерие, обман, зависть, и  он  отказался исполнить веление Всевышнего, возгордившись, и оказался одним из неверующих.

Что  же  касается  того, что  приближённые  боятся  Его «хитрости», то это так: они боятся, что Он оставит их без помощи  за  совершаемые  ими  грехи, и тогда  они  сделаются несчастными. И они боятся из-за своих грехов и надеются на Его милость.

А  Его  слова   «Неужели  они  не  опасались  хитрости Аллаха?» (сура 7 «Преграды», аят 99) относятся  к нечестивцам  и  неверующим.  И  смысл  аята  таков: ослушиваются Его и при этом думают, что Всевышний Аллах не  ответит  на  его  скверные  козни  Своими,  только  люди, оказавшиеся в убытке.

А знающие Аллаха боятся козней в том смысле, что Он может  отложить  на  потом  наказание  за  совершаемые  ими деяния, и  они  могут  впасть  в  обольщение  из-за  этого  и привыкнуть совершать грехи, [видя свою безнаказанность], и неожиданно и внезапно к ним придёт наказание.

Ещё  они  боятся, что  начнут  относиться  к  Нему небрежно и предадут забвению поминание Его, и Он оставит их, когда они оставят поминание Его и покорность Ему, и их начнут  постигать  беды  и  испытания. Таким  образом, под хитростью  подразумевается  то, что  Он  оставит  их  без помощи.

Ещё они опасаются, что Он знает об их грехах и пороках то, чего они сами о себе не знают, и хитрость придёт к ним так, что они и не почувствуют этого.

И они  боятся, что Он  испытывает их  тем, от чего им  не хватает терпения удержаться. Это и называется хитростью.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх