Ахляк (нрав)

Мысли — основа и блага, и зла

Основой  блага  и  зла  является  мышление, поскольку мысль — начало  воли  и  стремления, равнодушия  и оставления, любви и ненависти.

Самое  полезное  размышление — размышление  о  том, что  приносит  пользу  в  мире  вечном, и  о  том, как  снискать блага мира вечного, а также о том, как отвести от себя вред в мире вечном, и о том, как избежать его. Эти четыре темы для размышления — наиболее достойные. За  ними следуют ещё четыре. Это размышление о мирских благах  и о способах  их обретения, а также о том, что приносит вред в этом мире, и о способах  спасения от этого. Разумные  люди размышляют об этих восьми вещах.

Во  главе  первого  вида  стоит  размышление  о  милостях  Аллаха и дарованных Им благах, о Его велениях и запретах и путях познания Его и Его имён и качеств из Его Книги и Сунны  Его  Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует)  и того, что согласуется с  ними.  Плодом  этого  размышления  становится любовь и  познание. И  когда  он  размышляет  о  мире  вечном  и  его достоинствах  и  постоянстве, а  также  о  мире  этом  и  его ничтожности  и  тленности, плодом  этого  размышления становится стремление к миру вечному и равнодушие к миру этому.  И  всякий  раз, когда  он  размышляет  о  том,   что  жизнь  на  самом  деле  очень  коротка  и  времени  очень мало, плодом  этого  размышления  становится  серьёзность  и усердие, и он делает всё, что в его силах, чтобы использовать время  правильно. Эти  размышления  делают  стремления человека возвышенными и оживляют их после того, как они умрут и опустятся, и в результате получается, что его заботит одно, а людей — совсем другое.

Этим  размышлениям  можно  противопоставить скверные  размышления,  которые  посещают  сердца большинства творений.

Приведём пример: человек  размышляет о чём-то  таком, размышление о  чём  не  было  возложено на него  и что  он  не способен постичь из относящегося к лишнему бесполезному знанию, например, размышления о Сущности Господа и Его качествах — разум человека изначально не способен постичь это.

К  этой  же  категории  относится  и  размышление  о тонкостях, которые приносят  не  пользу, а вред, например, размышление  о  шахматах, музыке  и  о  разного  рода изображениях.

Сюда  же  относится  размышление  о  науках, которые, даже  будучи  абсолютно  правильными, не  приносили  бы душе ни совершенства, ни достоинства, Это размышление о тонкостях  логики, математики, о  науках, связанных  с природой, и о большинстве философских наук, которые сами по  себе  таковы, что  если  бы  человек  достиг  в  них  всех возможных  высот, он  не  достиг  бы  совершенства  за  счёт этого и душа его не очистилась бы посредством них.

Сюда  же  относится  размышление  о  страстях  и удовольствиях  и  способах их получения.  Хотя  это и  доставляет  удовольствие  душе, но  ни  к  чему  хорошему  не приводит, и  в  итоге  приносит  даже  в  этом  мире  намного больше вреда, чем пользы, не говоря уже о мире вечном.

Сюда  же  относится  размышление  о  том, чего  не  было: мол, вот если бы оно было, то как бы оно было, например, размышления о том, что бы было, если бы он сделался царём, или  нашёл  клад.  или  ему  досталось  бы  какое-нибудь бесхозное  имущество — что  бы  он  сделал? Как  бы  он действовал и как бы он брал, давал и мстил… Сюда относятся все низкие мысли такого рода.

Сюда  же  относится  размышление  о  мелких подробностях людских дел и того, что происходит с ними и между  ними.  Об этом  думают  лишь  обладатели  душ, отвергающих  истину  и пустых  —  в  них  нет  Аллаха,  Его Посланника и мира вечного.

Сюда же относится размышление о тонкостях хитростей и  интриг, с  помощью  которых  можно  достичь  корыстных целей  и  добиться  желаемого, будь  оно  дозволенным  или запретным.

Сюда  же  относится  размышление  о  разных  видах стихов, их размеров и рифм, будь то стихи хвалебные или порицающие, любовные  или  траурные  и  так  далее. Размышление  обо  всём  этом  отвлекает  человека  от размышлений  о  том, в  чём  счастье  человека  и  его  вечная жизнь.

Сюда  же  относятся  размышления  о  разных предположениях, не существующих в реальности, которые не нужны людям. Подобное существует в каждой науке, даже в таких науках, как фикх, основы [фикха] и медицина.

Все  эти  размышления  приносят  больше  вреда, чем пользы,  и  достаточно  того,  что  они  отвлекают  человека от  размышлений  о  том,  о  чём  ему  следует   размышлять, и о том, что приносит  ему  пользу в этом мире  и в мире  вечном.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх