Ахляк (нрав)

Наказание: ошибки в воспитании совершеннолетнего

С  момента  достижения  совершеннолетия  грехи, совершаемые  верующим, записываются  ему, и ему  придётся отвечать за них перед Аллахом в мире вечном, если только он не успеет  покаяться  или  не  совершит  достаточно  благих  дел, чтобы стереть эти грехи. А за некоторые из этих грехов Шариатом  установлены  наказания, которым  человек  должен подвергнуться в этом мире, и наказание воспитателя не может заменить наказания, установленного Шариатом, то есть в  подобных  случаях  в  качестве  воспитательного  средства выступают  именно  наказания, установленные  Шариатом.

Однако  есть  и  другие  проступки, за  которые  Шариат  не установил  определённого  наказания. От  таких  поступков воспитатель обязан удерживать ребёнка, и если он узнает о том, что  его  воспитанник  совершил  один  из  таких поступков, он  должен  принять  меры, даже  если  придётся прибегнуть  к наказанию. В данном  случае под наказанием подразумевается  не  телесное  наказание. Это  может  быть выговор и предостережение, это может быть демонстрация гнева и недовольства, это может быть прекращение общения на день или два. А иначе безнаказанность может привести к тому, что  воспитанник  начнёт  совершать  подобные проступки  раз  за  разом  без  зазрения  совести. Практика показывает, что во многих случаях временный бойкот может оказаться очень эффективным воспитательным средством.

Однажды Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не запрещайте женщинам ходить в мечеть, если они спрашивают у вас разрешения”». Услышав это, его сын  Биляль  ибн  Абдуллах  сказал: «Клянусь  Аллахом, мы  запретим  им!» Передатчик  этого  хадиса  говорит: «И Абдуллах повернулся к нему и обругал его так жёстко, как не ругал в моём присутствии ни разу, после чего сказал: “Я передаю тебе слова Посланника Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха), а ты говоришь: <Клянусь Аллахом, мы запретим им>?!”» [Муслим].

Когда его сын осмелился перечить Сунне Посланника Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха), ‘Абдуллах сурово наказал его — так, чтобы наказание соответствовало серьёзности проступка.

К  сожалению, многие  воспитатели, избегая  суровых, но действенных наказаний, неправильно применяют наказания в  этот  возрастной  период. В  основном  ошибки  в  наказании сводятся к следующему.

  1. Лишение чего-то. Некоторые воспитатели, будучи не в силах удержать своего воспитанника от скверных поступков или обнаружив, что он не прислушивается к их наставлениям и советам, лишают его денег, которые обычно дают ему на расходы, или отказываются пускать на порог. Однако эти меры зачастую  не  только  не  решают  проблему, но  и осложняют дело. Если поначалу юный воспитанник и будет бояться подобных действий воспитателя, то очень скоро он привыкнет к ним и  начнёт  искать  выход  из положения. И наиболее  простым  выходом  ему  может  показаться  окончательно свернуть с прямого пути и отправиться к скверным товарищам. Ничего  хорошего  из  этого, разумеется, не выйдет, и в конце концов горе-родителю не останется ничего, кроме как попытаться вернуть блудного сына в лоно семьи. Возможно, ему и удастся это сделать. Но какой ценой? И через что успеет пройти его воспитанник?..

 

  1. Обращение к Аллаху с мольбами против непокорного. Обращение к Всевышнему с благими мольбами за детей — обычай посланников Всевышнего и праведных верующих на протяжении  всей  истории  человечества. Пророк Ибрахим  (мир ему) говорил: «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву» (сура 14 «Ибрахим»,  аят 40).  А пророк Закария (мир ему)  говорил: «Господи!  Одари  меня  от  Себя прекрасным потомством…» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 38). Верующий, упомянутый  в Коране, говорил: «Сделай  для меня моих потомков праведниками»  (сура 46 «Пески», аят 15). И, наконец, мольба всех верующих: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках» (сура 25 «Различение», аят 74).

Мольба родителя приносит счастье ребёнку. Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)   упомянул  мольбу  родителя  в  числе  трёх  обращений, которые не остаются без ответа. Однако, к сожалению, многие люди вместо того, чтобы использовать мольбу во благо ребёнку, поступают наоборот. Когда гнев  овладевает ими или когда их дети делают что-то такое, что им не по душе, они обращаются к Аллаху с мольбой против собственных детей, восклицая: «О Аллах, погуби их!» — или: «О Аллах, накажи их» — или: «О Аллах, прокляни их!» — и так далее. А ведь ничто не мешает им сказать вместо этих скверных слов: «О Аллах, сделай их праведными!», «О Аллах, сделай  их  хорошими!», «О  Аллах, прости  их!», «О Аллах, наставь их на истинный путь!» И это было бы лучше и  полезнее, и  такая  мольба  принесла  бы  ребёнку  благо  и пользу, а не вред, в отличие от упомянутых ранее. А потом, когда мольба осуществится, такой родитель кусает  локти  в  отчаянии, однако  время  не  повернуть  назад.

Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)   предостерегал верующих от  обращения к Аллаху  с подобными  мольбами, потому  что  ничего, кроме вреда, они не приносят. Он говорил: «Не призывайте проклятия на себя, и не призывайте проклятия на своих детей, и не призывайте проклятия на своё имущество, а иначе ваша мольба может совпасть с часом, в который мольбы не остаются без ответа, и ваша мольба также не останется без ответа» [Муслим].

  1. Выговоры и наказания на глазах у младших братьев и сестёр. В этом возрасте девушки и юноши начинают ощущать себя взрослыми, и им хочется, чтобы их уважали, и подобные методы могут  ранить  их, результатом  чего  может стать озлобление воспитанника на воспитателя. Кроме того, если  воспитатель  прибегает  к  этому  методу  постоянно, воспитанник  может  выйти  из  повиновения  и  попытаться оправдать  свой  поступок  и обвинить  воспитателя, утверждая, что  это  он  неправ. Некоторые  воспитатели  не  ограничиваются  выговором в семейном кругу, а ругают своего воспитанника  в  присутствии  посторонних  или  перед  их сверстниками, не задумываясь о возможных негативных последствиях своих действий.
  1. Унижение и пренебрежительное отношение. Все люди совершают неправильные поступки — порой умышленно, порой нечаянно. Но некоторые  воспитатели  требуют  от своего воспитанника, чтобы он был абсолютно безгрешным и всегда  всё  делал  идеально. Когда  воспитанник  совершает незначительный проступок, на который можно со спокойным сердцем закрыть глаза, такой воспитатель не только замечает этот  проступок, но  и  строго  взыскивает  со  своего воспитанника — так, будто  он  совершил  что-то  поистине ужасное и  непростительное. Нередко  дело доходит  до унижения  и  неуважения. Это  может  выражаться  по-разному.

Некоторые  воспитатели  выражают  своё  пренебрежительное отношение к провинившемуся воспитаннику в устной форме, а некоторые — в  форме действий — например, превознося над ним младшего ребёнка и давая тому власть над ним или советуясь с младшим и считаясь с его мнением и при этом не обращая никакого внимания на старшего воспитанника, как будто его вообще не существует, и так далее.

  1. Попустительство. Если одни воспитатели взыскивают со своего воспитанника  строжайшим образом за каждую мелочь, то другие впадают в  противоположную крайность и  смотрят  на проступки  своего воспитанника сквозь  пальцы и даже за серьёзный проступок подвергают его чисто символическому наказанию, а то и не наказывают вообще. Обе крайности порицаемы.

Если юноша или девушка совершают проступок, не стоит оставлять  его  без  внимания  и  воспринимать его  как нечто обычное  для данного возрастного периода, даже если  провинившийся воспитанник сам пришёл к воспитателю с повинной и раскаивается в содеянном. Да, в этом случае его не ругают и не упрекают, потому что он сознался во всём и жалеет о том, что сделал. Однако это не повод для того, чтобы освобождать его ответственности за его проступок, потому что иначе он может привыкнуть совершать скверные деяния и не считать их чем-то серьёзным.

Вспомним  историю  человека, который  согрешил, который  спал  с  женой  днём во  время  рамадана  и  пришёл  к Посланнику  Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)    спросить, как  ему  искупить  совершённый грех. ‘Аиша  (да будет доволен ею Аллах), супруга Посланника  Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), передаёт: «Однажды во время рамадана в мечеть к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то человек и сказал: “О Посланник Аллаха! Я  сгорел!”  Пророк  (мир ему и благословение Аллаха)   спросил  его:  “Что  же  с  тобой случилось?” Человек  ответил: “Я переспал с женой”. Пророк  (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: “Подай милостыню”. Человек сказал: “Клянусь Аллахом, у меня ничего нет, и я не могу этого сделать!” Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха)   сказал ему: “Садись”. Этот человек сел, а в это  время  другой  человек  привёз  Пророку   (мир ему и благословение Аллаха)  съестное, навьюченное на  осла. Посланник  Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)    спросил:  “Где наш сгоревший?” Этот человек поднялся. Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: “Раздай  это  в качестве  милостыни”. Этот человек спросил: “О Посланник Аллаха, должен ли я отдать это кому-то другому? Клянусь Аллахом, мы сами голодаем, и у нас ничего нет”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)   сказал: “Хорошо, съешьте это сами”» [Муслим].

Этот человек пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)   и сам признался в  своём грехе, раскаиваясь  в содеянном, о чём свидетельствуют его слова: «О Посланник Аллаха! Я сгорел!»

То  есть  он  понимал  серьёзность  своего  проступка. Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  не подверг его наказанию, учитывая, что этот  человек  явился  с  покаянием, к  тому  же  Шариат  не установил определённого наказания за этот грех. Однако это не  помешало  ему  отнестись  к  проступку  этого  человека  с должной  серьёзностью. Спрашивая  о  нём, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)   сказал: «Где наш сгоревший?», показывая тем самым, что этот человек совершил грех, а грехи приводят совершающего их в Огонь.

Именно так должен реагировать воспитатель на проступки своего воспитанника.

Аль-Бухари назвал одну из глав своего сборника хадисов «Глава о том, что совершивший грех, за которые Шариатом не установлено определённое наказание, не подвергается наказанию в случае, если он сообщил об этом правителю (судье), раскаялся в содеянном и пришёл спросить, как ему искупить этот грех».

С  другой  стороны, утверждение  о  том, что  скверные проступки воспитанника или воспитанницы не должны оставаться  безнаказанными  и  на  них  нельзя  закрывать  глаза, вовсе не означает, что воспитатель должен ежечасно напоминать воспитаннику о его проступке и беспрестанно упрекать  его  за  то, что  он  однажды  сделал. Такой  подход  к воспитанию способен принести лишь вред, но не пользу.

Комментатор  сборника  хадисов  Абу  Дауда  пишет, что упрёк и порицание могут быть адресованы и тому, кто совершил проступок давно, — как тому, о ком известно, что он раскаялся, так и тому, о ком неизвестно, раскаялся он или нет, но упрёк  сразу  после  совершения  скверного дела или спустя короткое время, до того как человек продемонстрирует раскаяние, обязателен и относится в этом случае к области побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого.

  1. Выискивание ошибок, напоминание о  них  и  отказ принимать  оправдания. Иногда  юноша  или  девушка  совершают проступок, когда их никто не видит, а воспитатель упорно доискивается, не совершил ли его воспитанник чего-нибудь неподобающего, и в конце концов начинает выдвигать обвинения, основаниями для которых являются стереотипы или голые предположения, которые не могут служить доказательством. Подобные  действия  воспитателя  не  приведут ни к чему, кроме ухудшения отношений между ним и его  воспитанником. Посланник  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)   сказал:  «Если правитель будет руководствоваться сомнениями в своём отношении к пастве, он испортит их» [ат-Табарани].

Бывает также, что юноша или девушка совершают действие, которое  на  первый  взгляд  кажется  проступком. Однако, если потом они приводят достойное оправдание, воспитатель  не  должен  говорить: «Ты  лжёшь» — или  нечто подобное, даже если у воспитателя имеются косвенные указания на несостоятельность приведённого оправдания. Если воспитанник  пытается  оправдаться, выкрутиться, это  означает, что  он  осознаёт  неправильность, отвратительность своего поступка, и, возможно, в будущем воздержится от совершения подобного. А если воспитатель будет настаивать и доискиваться: мол, нет, ты  это  сделал — то  воспитаннику это не добавит ничего, кроме жестокосердия. Если у воспитанника  есть надежда  на  то, что  о его проступке  никто не знает, он постарается скрыть его и не совершать ничего подобного  открыто, и это, с  позволения  Всевышнего, станет для него путём к благу. Если же ему станет известно, что люди уже знают о его проступках, он может перестать бояться и начать совершать подобное открыто, а это чаще всего становится путём к злу. Как сказал Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха): «Все члены  моей общины пребывают в благополучии (подразумевается прощение грехов), кроме тех, кто совершает грехи открыто» [аль-Бухари]..

Воспитатель должен  деликатно  намекнуть  воспитаннику, что  он  понимает  несостоятельность  приведённого  им оправдания, но ни в коем случае не говорить ему об этом открыто. Этот тонкий намёк может побудить провинившегося признаться во всём  или  удержать  его  от  повторения этого проступка, учитывая  проницательность  воспитателя. Если же  воспитатель  оставит  всё  как  есть, воспитанник  может решить, что воспитатель ни о чём не подозревает, и можно продолжать совершать  подобные  проступки  впредь, и  ему всё сойдёт с рук. Если же воспитатель сходу обвинит воспитанника  во лжи, тот  может  начать  изворачиваться  и  сочинять небылицы  или  даст  ложную  клятву, что  не совершал ничего подобного, как, увы, поступают сегодня многие.

Давайте посмотрим, как поступил в подобной ситуации Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Зайд ибн Аслям передаёт со слов Хаввата  ибн Джубайра: «Мы остановились в  Марр-аз-Захран (долина в  25-30 милях к северу от Мекки)  вместе с Посланником Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха). Я вышел из палатки и увидел разговаривающих  женщин. Мне  они  понравились, и я вернулся, вытащил  из  дорожной  сумки  хорошую  одежду, надел её, а потом подсел к ним. Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  вышел из своей палатки и спросил: “Почему ты сидишь с ними?”

Увидев Посланника Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха), я растерялся и смешался. И я ответил: “О Посланник Аллаха, у меня сбежал верблюд, и я искал, чем  привязать  его”. Посланник  Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)    отошёл,   и я последовал за ним. Он бросил мне свой плащ и зашёл за деревья  арака, и  я  видел, как  мелькает  его  торс  в  зелени деревьев. Справив  нужду  и  совершив  малое  омовение, он вернулся ко мне. При этом вода капала с его бороды ему на грудь. Он  сказал  мне: “О  Абу ‘Абдуллах, как  поживает сбежавший  верблюд?”  Потом  мы  отправились  в  путь, но каждый раз, догоняя меня, он спрашивал: “Мир тебе, о Абу Абдуллах, как  поживает  сбежавший  верблюд?”  Увидев это, я  по  возвращении  в  Медину  перестал  приходить  в мечеть и сидеть вместе с Пророком  (мир ему и благословение Аллаха). И вот по прошествии долгого времени я выбрал время, когда мечеть была пустой, зашёл туда и стал совершать молитву. Вдруг Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  вышел из комнаты одной из своих жён и совершил молитву в два лёгких рак’ата. Я же всё не заканчивал свою молитву в надежде, что он оставит меня в покое и уйдёт, однако  он  сказал: “О  Абу  Абдуллах, можешь  растягивать молитву сколь угодно долго, я всё равно не встану с этого места, пока ты не закончишь её”. И я подумал: “Клянусь Аллахом, скажу Посланнику Аллаха   (мир ему и благословение Аллаха) всё как есть и оправдаю себя в его глазах”. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: “Мир тебе, о  Абу  Абдуллах, как  поживает  сбежавший верблюд?” Я же сказал в  ответ: “Клянусь Тем, Кто послал тебя  с  истиной, этот  верблюд  не  сбегал  с  тех  пор, как  я принял  ислам!”  Тогда  Посланник  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  трижды повторил:  “Да  помилует  тебя  Аллах!”  И  больше  он никогда не говорил мне ничего подобного» [ат-Табарани].

Посланник  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) понял  по  косвенным  признакам, что  оправдание, которое  привёл  Хавват, было  несостоятельным. Однако в то же время он не  спешил открыто обвинять  его  во  лжи,  а  просто напоминал ему о его поступке   при  каждой  встрече,  задавая один  и  тот  же   вопрос, и,  в  конце  концов,  тот  вынужден  был  признаться  во  всём.

А после признания Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) обратился к Аллаху с мольбой за него и больше не напоминал ему о случившемся, потому что упрёки после признания не относятся к сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх