Ахляк (нрав)

Несколько советов воспитателю юного мусульманина (часть 1).

1. Воспитатель  для  ребёнка. Воспитание  ребёнка — обязанность  родителей, однако  в  некоторых  случаях чрезмерная  занятость  не  позволяет  им  исполнять  эту обязанность  должным  образом. В  этом  случае, если материальное  положение  семьи  позволяет,  родители должны  нанять  воспитателя  для  своих  детей, а  не предоставлять  их  самим  себе. Родитель  должен  дать воспитателю  ценные  наставления, следуя  примеру  наших праведных предшественников.

Ибн  Хальдун  передаёт: «К  лучшим  представлениям  о воспитании и обучении относятся представления Харуна ар-Рашида. Харун  ар-Рашид, отдавая своего  сына Мухаммада аль-Амина воспитателю, сказал: “О Ахмар! Поистине, повелитель верующих отдаёт тебе сокровище души своей и плод сердца своего, прими же его под крыло своё, и покорность тебе для него обязательна, и делай то, что велит тебе повелитель верующих. Научи его читать Коран, и научи его хадисам, и читай ему стихи, и обучи его традициям ислама, и просвети его относительно положения  слов и  их начала. И смеяться ему позволяй только в подходящее для этого время. Научи его оказывать почёт шейхам бану Хашим, когда они заходят к нему, и отводить достойное место предводителям, когда они посещают собрание. И пусть не проходит у тебя и часа без того, чтобы он получил от тебя полезное знания, но при этом не огорчай его, иначе ты умертвишь его разум. И не переходи  границу  в  снисходительности  по  отношению  к нему, ибо тогда он полюбит безделье и привыкнет к нему, но исправляй  его  мягко  и  осторожно. Если  же  это  не подействует, ты должен применить строгость и жёсткость”».

‘Утба ибн Абу Суфьян: «Первое, с чего ты должен начать воспитание моих детей, — это исправление себя, ибо на всё они смотрят твоими глазами. И хорошее для них — то, что ты считаешь хорошим, а плохое — то, о чём ты скажешь, что оно плохое. Обучай их Корану, но не принуждай их, а иначе им наскучит это, но и не пускай дело на самотёк, иначе они совсем  оставят  Коран. И  научи  их  самым  благочестивым стихам  и самым  благородным  хадисам. Не переводи  их из одной науки в другую, пока они не поймут её до конца, ибо стук знания в ушах и нагромождение его в воображении искажает  понимание. И  расскажи  им, как  проживали  свою жизнь учёные, и грози им моим наказанием, и воспитывай их без моего вмешательства. И  будь для них словно врач, который  не  спешит  давать лекарство, пока не узнает  вид  болезни, отдаляй их от общения с  женщинами  и  рассказывай им о жизни мудрецов. Давай им щедро, и я буду одаривать тебя щедро, и не полагайся на снисходительность мою, ибо, поистине, я  полностью  положился  на  твои  способности. Воспитывай их усердно, и моё уважение и почтение к тебе также увеличатся, если пожелает Всевышний Аллах».

Это  очень  важные  наставления, касающиеся  воспитания детей, и каждому воспитателю следует извлекать пользу из них.

2. Следовать заветам Пророка  (мир ему и благословение Аллаха). В нашем распоряжении имеются некоторые оставленные Посланником  Аллаха (мир ему и благословение Аллаха),  предписания, которые  касаются  детей  той  возрастной категории, которой посвящена эта глава. Например, мы знаем, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  говорил: «Обучайте своих детей  молитве…» Посланник  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  велел  нам  обучать детей  молитве  с  семилетнего  возраста. То  есть  с  этого возраста обучение молитве становится обязательным, а для младших  детей  это  обучение  желательно, если  ребёнок способен воспринимать то, чему его обучают.

Обучение  молитве  предполагает, что  ребёнка  учат  совершать малое омовение, объясняют ему, что нарушает ритуальную  чистоту, а  также  рассказывают  ему  о  молитве: сколько молитв нужно совершать, сколько рак’атов в каждой молитве, когда и как нужно совершать молитву, что делает её  недействительной. Воспитатель  заучивает  с  ребёнком суры, слова  поминания  Аллаха — словом, то, что  имеет отношение к молитве и что дети способны выучить. Воспитатель берёт ребёнка с собой в мечеть, чтобы он совершил там  молитву  с  общиной  или  послушал  пятничную  проповедь, а в  рамадан они вместе  отправляются совершать молитву-таравих.

Когда ребёнку исполнится десять лет, а он отказывается совершать молитву, воспитатель наставляет его и, если это не помогает, наказывает его, учитывая при этом сказанное выше о наказаниях.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  также велел разделять постели детей.  То  есть  у  каждого ребёнка должна быть своя постель, а  если  в  доме  достаточно  места, то  нужно  предоставить мальчикам  и  девочкам  разные  комнаты, дабы  избежать  возможных  негативных  последствий, особенно  учитывая близость совершеннолетия.

В этом возрасте важно приучить девочек не носить обтягивающую одежду в присутствии братьев, не оголять плечи и ноги. Детей обоих полов следует приучать потуплять взор.

3. Приучать к самоисправлению. В Коране и хадисах много  говорится  о  человеческой  душе. Так, Всевышний Аллах  сказал о ней: «Преуспел тот, кто очистил её,    и понёс урон тот, кто испортил её» (сура 91 «Солнце», аяты 9-10). Всевышний  также  сказал: «Тому  же, кто  боялся предстать  перед  своим  Господом  и  удерживал  себя  от страстей,    пристанищем  будет  Рай»  (сура  79 «Вырывающие», аяты 40-41).

Из этих и других упоминаний становится ясно, как важно  заботиться о своей  душе, освобождать её от пороков  и изъянов и стараться очистить её посредством благих слов и дел. И  воспитатель  не  должен  ждать, когда  ребёнок  достигнет  совершеннолетия, чтобы  приступить  к  очищению его души и освобождению её от пороков. Нужно начинать, как только ребёнок вступит в возраст различения. Воспитатель должен объяснить ребёнку, что Всевышний Аллах видит его везде и всегда и знает о нём всё и что благородные ангелы записывают все благие и скверные деяния человека.

Нужно побуждать ребёнка совершать хорошие, добрые дела, избегая  скверных, и  следить  за  своими  словами  и  поступками. Можно познакомить ребёнка с наставлением, который дал Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) своему двоюродному брату Абдуллаху ибн Аббасу (да будет доволен Аллах им и его отцом), который в то время был мальчиком. Он передаёт, что он сидел в седле позади Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и тот сказал: «О мальчик, я научу  тебя нескольким  словам: помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой…» [ат-Тирмизи].

Нужно, чтобы ребёнок понял: если он будет постоянно помнить об Аллахе и о том, что Он наблюдает за ним, Аллах будет  хранить  его  в  этом  мире  от  всего  дурного  и  неприятного, а в мире вечном — от наказания; если он будет соблюдать права Всевышнего Аллаха и стремиться к Его довольству, Аллах будет с Ним и не оставит его. Раннее начало духовного воспитания в сочетании с его гармоничностью и взвешенностью помогает приучить ребёнка помнить о Господе и спрашивать с себя за свои  поступки, что принесёт ему немалую пользу в будущем.

4. Заучивать  суры  Корана. Коран — Слово  Аллаха, Возвышенного, Сведущего, в нём преуспеяние людей  и их счастье в обоих мирах. Мусульмане всегда отводили Корану достойное  место, понимая, что  счастье  и  благополучие община обретёт, только если будет следовать Слову Господа и Сунне  Его  Пророка. Поэтому  мы должны стараться  заучивать Коран сами и помогать в этом нашим детям. Современные исследования утверждают, что у  детей в этом возрасте очень хорошая память и они легко запоминают то, что учат. Воспитателям  остаётся  только  воспользоваться  этой способностью и помочь детям в заучивании Книги Аллаха.

Дети лучше запоминают, когда учат группой, поэтому, если у  воспитателя есть возможность водить  ребёнка в  место, в котором  дети  учатся  читать  Коран  и  заучивают  суры наизусть, ему следует этой возможностью воспользоваться.

В мире  немало людей, которые выучили Коран наизусть в раннем  возрасте. Следовательно, ничего  невозможного  в этом нет, и, с позволения Всевышнего, ваш ребёнок может оказаться в их числе.

Арабская  пословица  гласит: «Знание, приобретённое  в детстве, — как  гравировка  на  камне». Среди  наших  праведных предшественников было много людей, знавших Коран наизусть уже в детстве. Ибн ‘Аббас, например, говорил: «Спрашивайте меня о толковании Корана, ибо я выучил Коран наизусть ещё в детстве». А аль-Бухари назвал одну из глав своего сборника хадисов «Глава об обучении детей Корану».

Заучивание Корана возвышает ребёнка и может сделать его более достойным кандидатом в  имамы, чем некоторые взрослые, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  сказал:  «Пусть вашей  молитвой  руководит  тот, кто  знает  из  Корана больше других». Амр ибн Саляма сказал о своих соплеменниках: «И они посмотрели  и  обнаружили, что  никто  не  знает  из  Корана больше, чем знал я, потому что я заучивал его от проезжавших мимо всадников. И они велели мне руководить молитвой, а мне тогда было шесть или семь лет» [аль-Бухари].

5. Полезные  игры. Замечательно, когда  воспитатель стремится  к  тому,  чтобы ребёнок не терял времени даром и  не  проводил его без пользы. Однако он не должен впадать  в  крайность  и  полностью  запрещать ребёнку играть в  какие  бы  то ни было  игры. Игра  доставляет детям радость  и  удовольствие, даёт  им  заряд  бодрости и  помогает восстановить  силы. Если  игра  действительно  из  тех, которые  способствуют  достижению  этих  целей, то  это  не пустая  трата  времени  —  напротив,  такие   игры  помогают  экономить  время  и  рационально  использовать  его, поскольку  повышают  активность  ребёнка  и делают его учёбу  более  эффективной. Поэтому  Посланник  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха), видя,  как  дети играют в такие игры, не запрещал им. К тому  же  запрет  может  негативно  сказаться  на  настроении ребёнка  и отбить у него  интерес к учёбе: он видит  играющих  детей  и  при  этом  знает,  что ему играть всё равно не  разрешат. Анас  ибн  Малик  (да будет доволен им Аллах)  рассказывает: «Однажды я  играл с мальчиками, и  Пророк (мир ему и благословение Аллаха),  проходя мимо нас, поприветствовал  нас  и  отправил  меня  с  одним  поручением…» [Муслим; Ахмад].

Посланник  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  видел, что  дети  играют, но  не запрещал им, понимая, что для ребёнка в этом возрасте игра — очень важная составляющая его жизни. Он поприветствовал их, чтобы доставить им радость.

Аль-Газали говорит: «Следует разрешить ребёнку играть после возвращения из куттаба (школы) в хорошие игры, которые помогут ему отдохнуть после обучения, поскольку от игры ребёнок не устаёт. Если же запретить ему играть и изнурять  его постоянной учёбой, это умертвит сердце его, и лишит  его  смышлёности, и  может отравить  ему  жизнь настолько, что он попытается сбросить с себя её бремя…»

6. Поощрять  инициативы  ребёнка. Подразумевается, во-первых, совершение  необходимых  действий  без опозданий в самом начале отведённых для их совершения времени.

Воспитатель должен приучать к этому ребёнка и побуждать, поощряя  и  хваля  за  проявленную  инициативу. В  качестве примера можно привести совершение молитвы в начале отведённого  для  неё  времени, своевременное  приготовление уроков и повторение пройденного. Это очень полезная привычка: если при попытке совершить действие, как обычно, в начале  времени, возникнет  какое-нибудь  препятствие, у ребёнка  будет  ещё  в  запасе  время  для  совершения  этого действия. А если он привык всё делать в последний момент, то, если  что-то помешает  ему, когда он соберётся приступить к делу, у него уже не останется времени сделать то, что он  собирался. Из-за  этого  он  упустит  нечто  полезное  или нанесёт себе вред. Поэтому нужно приучать детей делать то, что необходимо, сразу, не откладывая на потом, и воспитатель должен помогать в этом и подавать пример.

Во-вторых, под  инициативой  подразумевается  самостоятельная, не  подсказанная  воспитателем  реакция  ребёнка  на определённые  обстоятельства  или  происшествия. Например, ребёнок  видит  человека, который  нуждается  в  помощи, и спешит  помочь  ему, не  дожидаясь  побуждения  со  стороны взрослых. Подобные инициативы ребёнка нужно принимать и поощрять.  Это  помогает  ребёнку  стать  полноценной личностью и положительно влияет на его взаимоотношения с окружающими  и  обществом. Инициативы  отдельных  людей способствуют  прогрессу  обществ. Кроме  того, инициатива ребёнка может стать причиной мольбы, с которой обратится за него  к  Аллаху  какой-нибудь  праведный  человек, и  это обернётся огромным благом для него. Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Однажды я находился  в  доме  Маймуны  бинт  аль-Харис  и  приготовил Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  воду для омовения. Он спросил: “Кто это приготовил?” Маймуна сказала: “Абдуллах”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  сказал; “О Аллах, даруй ему понимание религии и научи его толкованию!”» [Ибн Хиббан].

Абдуллах ибн Аббас приготовил для Посланника Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) эту воду сам, по собственной инициативе. Он знал, что по  ночам  Посланник  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  встаёт, чтобы  совершать молитву, и приготовил для него воду, чтобы, проснувшись, он мог совершить малое омовение. Его действие стало причиной  мольбы, которая  оказала  заметное  влияние  на  Ибн Аббаса. Он стал знатоком религии и толкователем Корана, которому не было равных.

Вспомним  другую  инициативу  Ибн  Аббаса.  Однажды он  остался  ночевать  у  своей тётки Маймуны, которая была  женой  Посланника  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха), чтобы  посмотреть, как Пророк   (мир ему и благословение Аллаха)  совершает  ночную  молитву.  И когда Посланник  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  поднялся  ночью  и  приступил  к  молитве, Ибн ‘Аббас встал рядом с ним и тоже начал совершать молитву. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  возложил свою руку на его голову  и  потёр  его  ухо, чтобы  прогнать  его  сон  и  чтобы дремота не одолевала его во время молитвы.

Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) одобрил его инициативу и не пытался удержать его от того, что Ибн  Аббас хотел  сделать, под  предлогом  слишком  юного  возраста. И  он  даже потрепал  его  за  ухо, прогоняя  его  сонливость  и  таким образом помогая ему исполнить задуманное.

Если  ребёнок  проявляет  инициативу  и  выказывает  энтузиазм, воспитатель  должен поощрить его и одобрить его действия.

А  что  если  инициатива  ребёнка привела  к  результатам, противоположным  ожидаемым (что  зачастую  и  случается)?

Как  должен  реагировать  воспитатель? Ошибку  совершает воспитатель, который  ругает  ребёнка  в  подобных  случаях.

Это может вселить в ребёнка робость и неуверенность в себе и отбить у него желание проявлять инициативу в следующий раз, и  он  станет  вялым  и  безучастным. Однако  это  не означает, что не нужно направлять ребёнка, советовать, объяснять причину ошибки и помогать исправить её. В будущем помощь и совет воспитателя могут принести ребёнку пользу, и завтра у него получится то, что не получилось вчера…

Продолжение следует…

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх