Ахляк (нрав)

Несколько советов воспитателю юного мусульманина (часть 2)

1. Поощрять правильно. Похвала и моральная поддержка, которые  ребёнок получает от воспитателя, играют немалую роль в его успеваемости и других достижениях. Однако многие  воспитатели  выбирают  неправильный  путь  в  отношениях с ребёнком. Если воспитателю кажется, что ребёнок не способен  выполнить данное  ему  поручение  или  задание или  же  у  него  что-то  не  получается, воспитатель  спешит воскликнуть: «Вот  глупый!», «Вот  как  небрежно  ты  относишься к учёбе!», «Вот какой лентяй!» или даже: «Да такой,  как ты, ни на что не способен!» Говоря так, воспитатель хочет побудить  ребёнка  к  совершенствованию, заставить  его встряхнуться, собраться с силами и идти вперёд. Но это неправильный метод, и воспитателю не стоит удивляться, если результат  окажется  прямо  противоположным. Вместо  того чтобы стать лучше, ребёнок может сделаться почти таким, каким назвал его воспитатель, потому что подобные фразы подрывают веру ребёнка в собственные силы и могут заставить его отказаться от попыток преуспеть в том, что у него не получилось. А если бы не необдуманные слова воспитателя, он, возможно, нашёл  бы  в себе  смелость попытаться снова и добился бы успеха…

Также следует остерегаться частых упрёков в адрес ребёнка. И воспитатель не должен напоминать ему о прошлых ошибках  и  неудачах, потому  что  иначе  ребёнок  лишится уверенности в себе и станет нерешительным, и будет бояться взяться за любое дело, опасаясь неудачи, особенно когда речь идёт о действиях, сопряжённых с некоторым риском.

Чтобы понять, сколь сильное воздействие оказывают на человека  фразы, предрекающие  ему  неудачу, достаточно вспомнить  о  том, что  такие  фразы  всегда  активно  использовали в военных действиях: пускали слух «это войско непобедимо — кто  же  устоит  перед  ним?». И  враг  терпел поражение ещё до того, как начиналось сражение. Поэтому в войско  нельзя  принимать  людей, пророчащих  дурное  и предрекающих  поражение, ибо  вреда  от  них  больше, чем пользы. И  воспитатель  должен  учитывать  отрицательное воздействие подобных вселяющих отчаяние и безысходность слов  на  ребёнка  и  избегать  их. Вместо  этого  воспитатель должен  подбадривать  и  поощрять  ребёнка, оказывать  ему моральную  поддержку, внушать  ему, что  у  него  всё  получится с позволения Всевышнего, что он сможет сделать то,  что собирается, просто ему  нужно проявить  немного усердия, упорства  и  настойчивости. Обычно  такая  поддержка оказывает благотворное влияние на ребёнка.

Кроме того, не следует сравнивать ребёнка с его братьями и сестрами или, например, соседскими детьми, особенно если для их превосходства над ним есть причины. Эти сравнения  могут, во-первых, стать  причиной  враждебного  отношения ребёнка к тем, с кем его сравнивают, а во-вторых, ребёнок будет чувствовать себя неудачником и слабаком рядом с теми, кто превосходит его в чём-то.

Иногда  ребёнок  сам  начинает чувствовать  себя неудачником, видя, что у него что-то не получается или же у сверстников это получается лучше, чем у него. В этом случае воспитатель должен поддержать его, показав ему, что в чём-то другом он превосходит своих сверстников и у него есть таланты и способности, которых нет у них. Также можно предоставить  ребёнку  возможность  продемонстрировать  свои способности перед другими детьми. Это придаст ему уверенности в себе и заставит забыть о своих неудачах и промахах.

Однако в некоторых случаях у воспитателя действительно есть основания критиковать ребёнка. Например, ребёнок сделал упущение, для  которого  нет оснований, или  совершил неподобающий поступок, и он должен это понять. Как поступить воспитателю в подобной ситуации? Лучше всего критиковать не самого ребёнка, а его действия и поведение — говорить, например: «Это  скверный  поступок», «Поступать так некрасиво» — и избегать выражений вроде: «Ты плохой мальчик!», «Ты нехороший» и так далее.

Критика  в  адрес  личности  чаще  всего  разрушает, а  не созидает, в  отличие  от  критики, объектом  которой  становится не сам человек, а определённые действия и поступки, потому что во втором случае она связана с ситуацией, а не с самим  человеком. Именно  поэтому  люди, которые отказывались уверовать в пророков, критиковали не их поведение или  действия, а их  самих. Они стремились к  разрушению, а не к истине.

2. Учитывать  индивидуальные  различия. Все  люди разные, и у каждого человека свои способности к восприятию и пониманию слов. Воспитатель должен учитывать эти различия, когда обращается к своим воспитанникам, дабы слова его были поняты и принесли пользу детям. Учёные со времён сподвижников и до  наших дней говорили об этом. Учёный аш-Шатыби (да  помилует  его  Аллах) сказал: «Не  следует обсуждать научные вопросы с теми, кто не разбирается в них, и не следует говорить о вопросах сложных и великих с теми, чей ум позволяет им говорить лишь о простых вещах, потому что это противоречит воспитанию, которое узаконил Шариат, и это создаёт трудности. Недаром ‘Али  сказал: “Говорите  с людьми так, чтобы им были понятны ваши речи. Неужели вы хотите, чтобы  люди  считали  ложью  слова  Аллаха  и  Его Посланника?” Это  может  стать  искушением  для некоторых слушателей». Он (да  помилует  его  Аллах) также  сказал: «Учёный обязан следовать этим правилам в воспитании тех, кто перенимает от него знания, а иначе он не сможет  быть воспитателем  и  сам  будет  нуждаться  в  учёном, который воспитывал бы его».

Воспитатель должен учитывать возраст своих воспитанников и стараться подбирать слова так, чтобы им было легко понимать его, потому что если он будет говорить им то, что они не  способны понять, то  это  окажется  напрасной  тратой  времени и может оказать негативное воздействие на детей. Поэтому сподвижник Абдуллах ибн Мас’уд  (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если ты будешь говорить людям то, что не способны постичь их умы, это непременно станет искушением для кого-нибудь из них».

Если детям нужно объяснить нечто важное или нечто такое, что может оказаться трудным для их понимания, воспитателю лучше привести примеры или сравнения, которые помогут ребёнку лучше понять то, о чём говорит воспитатель.

Ибн Джарир ат-Табари приводит в своём тафсире историю одного человека: «Когда я был маленьким, Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) послали меня к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы я спросил его о средней молитве. И он взял мой мизинец, загнул его и сказал: “Это  рассветная  молитва”.  Затем  загнул  безымянный  и сказал:  “Это  полуденная”.  Затем  он  загнул  мой  большой палец и  сказал: “Это  закатная  молитва”. Затем он загнул мой указательный  палец  и сказал: “Это  ночная  молитва”. Затем  он  спросил:  “Какой  палец  остался?”  Я  ответил: “Средний”. Тогда он спросил: “А какая молитва осталась?” Я ответил: “Предвечерняя”. Тогда он сказал: “Ну  вот, это  и есть предвечерняя молитва”» (Речь идёт о пяти обязательных молитвах: фаджр (рассветная), зухр (полуденная), ‘аср (предвечерняя), магриб (закатная), ‘иша (ночная)).

Посмотрите, как Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) ответил мальчику на его вопрос. Очевидно, что он учитывал его возраст и уровень развития. Он мог бы просто сказать, что подразумевается послеполуденная молитва, но он предпочёл ответить в такой форме, чтобы ответ был абсолютно ясным для ребёнка.

3. Каждый ребёнок — личность. Он человек, пусть и маленький, со своими чувствами и эмоциями. И он понимает, кто относится  к  нему  в  соответствии  с  его  возрастом, а  кто воспринимает  его как  маленького  ребёнка, который  ещё ничего не знает и не понимает. К сожалению, многие люди  не понимают  этого  и  относятся  к  ребёнку  так, будто  никаких чувств у него нет и быть не может, или как к младенцу. Подобное отношение, во-первых, негативно отражается на ребёнке, а во-вторых, заставляет его чувствовать себя неполноценным.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), общаясь с ребёнком, относился к нему как к полноценной личности. Сподвижник Сахль ибн Са’д  рассказывал, что  однажды  Посланнику  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  принесли  напиток  и  он  попил. При  этом  справа  от  него сидел мальчик, а  слева — взрослые  мужчины. Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)   спросил  мальчика:  «Разрешаешь  ли  ты  мне отдать  эту  чашу  им?» (Поскольку мальчик сидел справа от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) должен был отдать чашу ему, поскольку полагается давать сначала тому, кто справа).

Мальчик  сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я  никому  не  уступлю то, что  полагается  мне  от тебя!» И Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  отдал чашу ему [аль-Бухари; Муслим].

Подобные фразы дают ребёнку почувствовать, что он не пустое место, что его слова имеют вес. Посланник Аллаха   (мир ему и благословение Аллаха)  показал  мальчику (это  был  Ибн  Аббас), что  уважает  его право, несмотря на то, что он ребёнок, и дал ему понять, что поступит так, как он скажет: если он разрешит отдать чашу взрослому, он так и сделает, а если он не разрешит, чаша будет передана ему, поскольку это его право. А когда мальчик сказал, что не откажется от своего права, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поступил так, как он пожелал, то есть отдал чашу ему. У ребёнка, к которому относились с  таким уважением, были все причины, чтобы быть уверенным в себе. (Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  не отказался соблюдать право мальчика под предлогом  того, что  на  собрании  присутствовали  люди  старшего возраста. Своим действием Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  подал остальным пример уважения к людям и соблюдения их прав вне зависимости от возраста. Нетрудно  представить, какой душевный  подъём  испытал мальчик, видя  такое  отношение  к  себе  со  стороны  Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Очевидно, что такой подход самым благоприятным образом сказывается на нравственности и поведении детей).

Стоит отметить, что Ибн ‘Аббас проявил уважение к старшим, обосновав свою позицию и сказав в своё оправдание: «Я никому не уступлю то, что полагается мне от тебя!»

4. Удерживать  от  неправильного. Известно, что, согласно Шариату, ребёнок до достижения совершеннолетия не несёт  ответственности  за  свои  поступки  и  что, если  он совершит  нечто  запретное с  точки  зрения Шариата, это  не запишется в его свитке с дурными делами. Несмотря на это, воспитатели  должны  стараться  удерживать  ребёнка  от неправильных  с  точки  зрения  религии  поступков. Если воспитатель закрывает глаза  на то, что делает ребёнок, под предлогом того, что он ещё несовершеннолетний и потому не отвечает  перед  Аллахом  за  свои  поступки, ребёнок  может привыкнуть  делать  то, что ислам  запрещает или  объявляет нежелательным, и  оставшуюся  часть  жизни  проведёт  без пользы, будучи  не  в  состоянии  избавиться  от  вредных привычек, приобретённых в детские годы, и они погубят его.

Ибн  аль-Каййим  сказал: «Когда  ребёнок  достигнет сознательного  возраста, его  следует  держать  подальше  от собраний,  участники  которых  предаются  пустым  и порицаемым  развлечениям  и  делают  неугодное  Аллаху: слушают  музыку, смотрят  на  непристойное, совершают нововведения и произносят скверные речи, потому что, если он  привыкнет ко всему  этому в  юности, ему  трудно  будет отвыкнуть от этого, и его покровителю будет очень трудно вытащить  его  оттуда, ведь  изменение  привычек — сложнейшее из дел, требующее от человека изменить свою натуру, а  освободиться  из-под  власти собственной  натуры крайне сложно».

К  сожалению, сегодня  ложное  и  неправильное  может подобраться  к  ребёнку  тысячами  разных  путей.  Это могут  быть  безнравственные, непристойные  журналы, спутниковое  телевидение, Интернет, низкосортная  литература, «бульварная» пресса  и  так  далее. Разумеется, воспитатель может следить за тем, чтобы в его доме ничего подобного не появлялось. Но  он не должен забывать о  том, что  ребёнок может ознакомиться с подобными материалами иным путём: например, отправившись в гости к другу, он может взять у друга журнал или диск и принести домой. Это подтверждает необходимость  контроля  со  стороны  воспитателя.

Воспитатель не должен пускать дело на самотёк, думая: «Он ещё  мал  и  всё  равно  ничего  не  понимает. И  вообще  он хороший и воспитанный мальчик». Кроме того, воспитатель должен следить за тем, с кем дружит ребёнок.

5. Воспитывать снисходительность и справедливость. К  хорошим  качествам, которые  необходимо  прививать  ребёнку, относятся  снисходительность  и  умение  прощать. В Коране и Сунне мы находим много указаний на то, что эти качества  относятся  к  числу  наиболее  благих  и  достойных.

Однако  снисходительность  не  должна  выливаться  в  попустительство, смиренное  принятие  несправедливости  и  притеснения, привычку  терпеть  унижение, не  пытаясь  восстановить справедливость.

Коран  проповедует  терпение  и  прощение. Всевышний Аллах сказал: «Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом» (сура 42 «Совет», аят 41).

Всевышний  Аллах сказал также:  «А  если  кто-то  проявит терпение  и  простит, то  ведь  в  этих  делах  надлежит проявлять решимость» (сура 42 «Совет», аят 43).

Но в то же время Всевышний Аллах разрешил воздавать равным за  зло, сказав: «Воздаянием за  зло является  равноценное зло» (сура 42 «Совет», аят 40). Всевышний также сказал: «Нет укора тем, которые мстят после того, как с ними поступили несправедливо» (сура 42 «Совет», аят 41). И  Всевышний  Аллах  похвалил  тех, кто  стремится  к восстановлению справедливости: «…которые мстят, когда против них поступают несправедливо» (сура 42 «Совет», аят 39).

Таким  образом, человек должен быть великодушным и снисходительным и уметь прощать, однако в то же время он должен  стремиться  к  торжеству  справедливости. Между этими  двумя  качествами  должно  поддерживаться  равновесие. Сегодня  многие  воспитатели  сосредотачиваются  на снисходительности и  умении прощать, забывая  о  том, что любовь к справедливости — также очень важное качество.

Однажды, когда Зайнаб рассердилась на ‘Аишу (да будет доволен ими Аллах) и жёстко заговорила с ней в присутствии Посланника Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха), Аиша отвернулась от неё и не стала отвечать ей. Но Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  сказал  ей: «К  тебе  обращаются, так  ответь же». Аиша  (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «И я повернулась к ней и отвечала ей до тех пор, пока она не замолчала, и я увидела, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  улыбается» [Ибн Маджа].

Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) воспитывал в верующих это качество, в том числе и в своих жёнах. Увидев, что Зайнаб разговаривает с Аишей жёстко, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  не велел той проявить великодушие и простить. Напротив, он  обрадовался, когда Аиша дала Зайнаб достойный ответ, восстановив справедливость.

Анас  ибн  Малик  (да будет доволен им Аллах)  передаёт, что, когда  Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  находился у одной из своих жён, одна из матерей верующих послала ему со слугой деревянное блюдо с едой.

Та жена, у которой находился Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха), ударила рукой по блюду и расколола его. Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) соединил две половины блюда и положил на них эту еду, приговаривая:  «Ваша  мать ревнует». И он задержал посланца, пока та, в чьём доме он находился, не отдала ему своё блюдо, а потом отдал ему целое блюдо для той, чьё блюдо было разбито, а разбитое оставил в доме той, которая  разбила его [аль-Бухари].

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх