Ахляк (нрав)

Несколько советов воспитателю юного мусульманина (часть 3)

1. Учить взаимодействовать с обществом. Воспитатель должен приучать юного мусульманина взаимодействовать с обществом, в котором  он  живёт, правильным  образом, чтобы  он  не  рос одиночкой — застенчивым, закомплексованным  и  не  приспособленным к общению с людьми. А иначе может дойти до того, что  ребёнок  будет выходить из  дома  только в сопровождении  отца, старшего брата или  кого-то  из родственников. Однако  и  бесконтрольным  и  неограниченным  это  общение также не должно быть.

Если  обстановка  спокойная  и  безопасная, можно  приучить  ребёнка  ходить  в  ближайший  в  магазин, который находится  возле  дома,  чтобы  покупать  некоторые  продукты  или вещи для дома, — так  он научится самостоятельно  делать  покупки.  Действия  юного мусульманина,  который продаёт  или  покупает  что-то,  имеют  юридическую   силу с точки  зрения  Шариата, если  ребёнок  осуществляет  эти действия  с  разрешения  своего  опекуна. Прежде  чем  отправить  ребёнка  в  магазин,  нужно  научить  его    правильно  ходить  по  улице  —  смотреть  под  ноги, не оглядываться  без  необходимости — чтобы  с  ним  не  произошло никаких  неприятных  происшествий. Также  необходимо научить  ребёнка  правильно  переходить  дорогу, если  во время  своих  выходов  из  дома  ему  приходится  пересекать шоссе: смотреть  налево  и  направо, не  разговаривать  с  товарищами  во  время  перехода  через  дорогу — а  также  не стоять на улице с приятелями, а быстро выполнить поручение и вернуться домой.

Если  в  гости к ребёнку  приходит  кто-то  из одноклассников, не следует запрещать это общение. Нужно радушно  принимать  гостей  и  угощать  их  как  положено. Также следует  приучать  юного мусульманина  навещать  больного  соседа  или одноклассника, однако при этом  его  должен сопровождать воспитатель  или  старший  брат, который  покажет  ему, как нужно вести себя в подобных случаях.

Ребёнок  должен  чувствовать  собственную  значимость. Воспитатель должен показывать ребёнку, что полагается на него, доверяет  ему  и  считает, что  он  способен выполнять разные поручения и обязанности и нести ответственность.

Мы уже приводили историю о том, как Абу Бакр и ‘Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) послали мальчика к Пророку  (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он спросил его о том, какая  молитва  называется  средней. А  Анас  ибн  Малик   (да будет доволен им Аллах) прислуживал Посланнику Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха), когда ему было десять лет, и  он  давал  ему  разные  поручения  и  доверял  ему совершение важных  дел. Сабит передаёт, что  Анас   сказал: «Однажды, когда я играл с другими мальчиками, ко мне подошёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который поприветствовал нас и отправил меня с одним поручением. Из-за этого я поздно вернулся к матери, а когда я пришёл  домой, она спросила: “Почему ты задержался?” Я ответил: “Посланник Аллаха   (мир ему и благословение Аллаха) поручил  мне  одно  дело”. Она  спросила: “А  что  ему  было нужно?” Я ответил: “Это  тайна”. Тогда она сказала: “Ни в коем случае  не выдавай тайны Посланника Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)!”» И Анас сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я рассказал об этом хоть кому-нибудь, то рассказал бы об этом и тебе, о Сабит!» [Муслим].

2. Общение с  взрослыми и посещение собраний, на которых  присутствуют  учёные. Многие  люди  продолжают смотреть на детей в этом возрасте (5-15 лет), как на маленьких, и запрещают им сидеть и общаться с взрослыми, не берут их с собой  на важные собрания, опасаясь, что  они будут  вести себя неподобающим образом.

Некоторые родители, встречая гостей, выгоняют из комнаты  детей, уже  достигших  возраста  различения, и  не позволяют  им  общаться  с  гостем. Некоторые  даже запирают юного мусульманина в комнате на всё время пребывания гостя в их доме, считая это необходимой мерой для обеспечения спокойствия и  тишины  и  проявлением  вежливости  и  воспитанности.

Однако  по-настоящему  правильно  поступает  воспитатель, который  предоставляет  детям  возможность  общаться  со взрослыми гостями и посещать взрослые собрания, потому что во время этих встреч дети учатся правильно вести себя, внимательно  слушать  собеседника и  вести  беседу, а  также слышат и узнают много полезного для себя. Девочкам также полезно  общаться  с  гостьями, которые  приходят  к  их матери, или  сопровождать  её, когда  она  отправляется  на встречу с другими женщинами.

Кроме упомянутой выше пользы, общение с взрослыми и посещение взрослых  собраний  оказывает  положительное влияние  на  психику  и  сознание  ребёнка, давая  ему  возможность  почувствовать, что  он  уже  не  маленький  и  что начинается новый этап в его жизни. Это общение помогает ребёнку  приспособиться  к  особенностям  нового  периода своей жизни и комфортно чувствовать себя в обществе.

Исключение из этого правила — собрания, которые предназначены для определённого  круга людей. Например, люди собираются, чтобы поговорить о чём-то тайном, о чём нельзя говорить  во  всеуслышанье. Это  подтверждает  хадис, в  котором упоминается о том, что перед переселением в Медину Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) пришёл к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) в такое время, в которое обычно никогда не приходил, и сказал: «Вели тем, кто у тебя сейчас, выйти». Абу Бакр сказал: «Здесь только мои дочери  Аиша  и  Асма». Тогда  Посланник  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: «Мне было дано разрешение переселиться…» [аль-Бухари].

Наши праведные предшественники старались брать с собой своих детей  на  взрослые собрания, на  которых  можно было услышать много полезного. И дети сидели так, как полагается  сидеть  в присутствии взрослых, внимательно слушали и не заговаривали, даже если знали ответ на задаваемый вопрос, если только этот вопрос не был обращен к ним.

Самура ибн Джундуб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  я был мальчиком, и я запоминал то, что он говорил, и мне мешало заговорить лишь присутствие людей, которые были старше меня…» [Муслим].

Вспомним историю, переданную ‘Абдуллахом ибн “Умаром (да будет  доволен Аллах  им и его отцом): «Однажды, когда мы сидели у Пророка  (мир ему и благословение Аллаха), принесли съедобную сердцевину  пальмы, и Пророк  (мир ему и благословение Аллаха)  сказал:  “Поистине есть  среди деревьев  одно, похожее  на  мусульманина”. И  я  хотел сказать, что это пальма, но, увидев, что я самый младший из присутствующих, промолчал. Тогда Пророк  (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Это пальма”» [аль-Бухари; Муслим].

Увидев, что  он  самый  младший  из  присутствующих и что  Абу  Бакр  и ‘Умар  (да будет доволен ими Аллах) молчат, он  не  решился  заговорить, хотя и знал правильный ответ.

3. Обретение  профессиональных  навыков. К  сожалению,  в  большинстве  семей дети только ходят в школу, не  приобретая  других  полезных  навыков, которые  могут пригодиться  им  в  будущем.  И  это  притом, что дома много работы, которую дети и подростки могли  бы выполнять хорошо  и  без  особых  усилий,  если  бы  их  только научили  этому. Бывает, что  молодые  люди заканчивают вуз, им исполняется  двадцать  три  года, а  потом  обнаруживается, что  помимо  того, чему их научили там, они не умеют делать  абсолютно ничего. А если ещё и учились они неважно… В  некоторых случаях  это  становится  причиной  трудностей  при  устройстве  на  работу, и  родители  вынуждены содержать «ребёнка» до тех пор, пока он не найдёт себе какой-нибудь источник доходов.

Поэтому воспитатель должен помогать ребёнку приобретать полезные навыки и учиться какому-нибудь ремеслу, которое в будущем может стать подспорьем для него в трудное время и одновременно принести пользу обществу.

Чему именно учить юного мусульманина  в первую очередь, зависит от особенностей и потребностей общества, уровня его развития и требований эпохи. Наши праведные предшественники, например, учили  своих  детей  плавать, стрелять  из  лука, ездить верхом и так далее. Мы же должны идти в  ногу со временем и смотреть, какие умения могут оказаться для наших детей наиболее полезными (В наше  время  помимо  изучения языков, освоения  компьютера, разных полезных курсов и спортивных секций это может быть  ещё и обучение ремёслам. Подростка можно научить разбираться в технике, ремонтировать  электроприборы  и  сантехнику, делать  ремонт  в квартире, помочь  ему  освоить  дело  плотника, столяра, строителя — хотя бы  основы, а если  ребёнок живёт за городом, то  можно помочь приобрести  ему  разные  навыки, связанные с  сельским  хозяйством — земледелием, животноводством и так далее. Если речь идёт о девочке, то её можно научить готовить, шить, вязать, чинить одежду, ухаживать за маленькими детьми).

4. Не оставлять без присмотра. Настоящий воспитатель постоянно  наблюдает  за  ребёнком. Однако  некоторые  воспитатели оставляют ребёнка без контроля, считая при этом, что они заботятся о нём. Речь идёт о родителях, которые отдают ребёнка в школы-интернаты и пансионаты, в которых ребёнок находится пять или даже шесть дней в неделю. У такого образования есть свои достоинства, однако, и недостатков, увы, немало. Дети постоянно находятся вместе, и перенимают друг от друга разные привычки, причём зачастую не самые лучшие, и приобретают друзей, о которых родители ровным счётом ничего не знают. Как бы ни старались учителя и воспитатели подобных заведений, их опека никогда не заменит детям родительской заботы. Кроме того, длительное пребывание вне дома ослабляет связь ребёнка с родителями и  остальными  членами  семьи  и  лишает  его  возможности нормального  общения  с  обществом, делая  это  общество чужим для него. Даже если предположить, что качество образования в таких школах  лучше, — качество образования — не главное в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребёнок рос при  родителях  в  тёплой  домашней  атмосфере. К  тому  же среди тех, кто получает образование в других школах, также немало преуспевающих в учёбе.

5. Контролировать  влияние  внешних  факторов. В этом  возрасте  усиливается  влияние  на  юного мусульманина  внешних факторов, поскольку он начинает ходить в школу, регулярно выходит  на  улицу  и  активно  общается  с  окружающими, среди которых вполне могут оказаться люди, не получившие достойного  воспитания. Под  влиянием  этих  факторов поведение ребёнка начинает меняться, и очень часто далеко не  в  ту  сторону, в  которую  желает  направить  его воспитатель, а  в  прямо  противоположную. Появляются новые  мысли, идеи, содержание  которых  спровоцировано обществом, а многие общества сегодня постигло моральное разложение.

Разумеется, для  того  чтобы  исправить  сложившуюся ситуацию, требуются  совместные  усилия  семьи, школы, СМИ  и  официальных  учреждений. Однако  у  воспитателя нет  времени: он  не  может  ждать, пока  все  названные стороны  договорятся  и  начнут  плодотворное  сотрудничество. Ведь  главная  ответственность  возложена  на  него,   воспитателя. Поэтому он, зная о том, что происходит в обществе, должен  внимательно  следить  за  ребёнком, чтобы иметь  возможность  предотвратить  нежелательные  изменения в  его  поведении  и склонностях. Заметив  то, что  является основанием для беспокойства, воспитатель должен по возможности  выяснить  источник  этого  нежелательного веяния и избавить ребёнка от его влияния до того, как оно полностью завладеет им, после чего будет уже трудно что-нибудь изменить.

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх