Ахляк (нрав)

Неверие зиждется на четырёх вещах: высокомерии, зависти, гневе и страсти

Неверие    зиждется    на    четырёх   вещах.   Это   высокомерие, зависть, гнев  и  страсть. Высокомерие мешает  человеку  подчиниться, зависть  мешает  ему принимать благой совет и давать его, гнев мешает ему быть справедливым, а  страсть  мешает  ему  освобождаться  для поклонения.

И  если  разрушается  опора  высокомерия, то  человеку становится  легко  подчиняться  [Всевышнему].  Если разрушается  опора  зависти, то  ему  становится  легко принимать  благие  советы  и  давать  их. Когда  разрушается опора  гнева, ему  становится  легко  быть  справедливым  и скромным. Когда разрушается опора страсти, ему становится легко  проявлять  терпение,  быть целомудренным  и  поклоняться Аллаху.

Легче  сдвинуть  с  места  горы, чем  избавить  от  этих четырёх вещей того, кого они постигли, особенно если они оформились  и  превратились  в  привычку. Деяния  человека, страдающего  от  этих  четырёх  недугов, никогда  не  будут такими,  какими они должны  быть,  и  душа  его  не будет  чистой, пока он не избавится от них. И каждый раз, когда он усердствует, совершая благое  дело, эти  четыре вещи  портят совершаемое  им. Они — источник  всех  бед, и  если  они прочно укоренились в его сердце, они показывают ему ложное в образе истины, а истину — в образе  ложного, одобряемое — в  образе  порицаемого, а порицаемое — в образе одобряемого, и приближают к нему мир этот, и отдаляют от него мир вечный.

И если ты задумаешься о неверии народов, ты увидишь, что  источником  его  были  эти  вещи, и  за  них  они  были наказаны. Сила  неверия  зависит  от  их  силы. И  кто предоставляет  им  доступ  к  душе  своей, тот  раскрывает  все двери зла в этом мире и в мире вечном. А кто не даёт им доступа  к  себе, тот  закрывает  перед  собой  двери  зла. Ведь эти  четыре  вещи  мешают  человеку  подчиняться Всевышнему, быть искренним, раскаиваться, возвращаться к покорности Ему после ослушания, принимать истину и совет мусульман, проявлять скромность по отношению к Аллаху и к Его творениям.

Причиной  появления  этих  четырёх  вещей  является незнание  Господа и  незнание  собственной  души, поскольку если человек знает Господа через Его совершенные качества и  величественные  описания  и  знает  душу  свою, зная собственные  недостатки, он  не  проявляет  высокомерия, не гневается  ради  неё, и  никому  не  завидует  из-за  того, чем наделил их Аллах. Ибо поистине, зависть в действительности — один  из  видов  враждебного  отношения  к  Господу, ведь завистнику не нравится, что Аллах даровал кому-то какое-то благо, а  Аллах  желал  даровать  ему  это, и  завистник желает, чтобы данный человек лишился этого блага, а ведь Аллах не желает  этого.  Таким  образом,  он  выступает  против предопределения Аллаха, Его предустановления и  Его воли.

И Иблис  в  действительности был Его  врагом, потому  что  за грехом его стояли высокомерие и зависть.

Вырвать  из сердца эти два  качества можно посредством познания  Аллаха  и  единобожия, довольства  Им  и возвращения к покорности Ему после ослушания.

А  гнев  можно  вырвать  из  сердца  посредством  познания  собственной  души  и  осознания  того,  что  она  не  заслуживает  того,  чтобы  гневаться  ради  неё  и мстить за неё, поскольку поступать с ней так — значит предпочесть её в  довольстве  и  гневе  Творцу  и  Создателю  этой  души.

Лучший  способ  избежать  этого — приучить  душу  свою гневаться  ради Него, Всевышнего, и  проявлять  довольство ради  Него. И  каждый  раз, когда  в  ней появляется  гнев  или довольство  ради  Него, из  неё  выходит  соответствующая часть  гнева  и  довольства, проявляемых  ради  себя  самой.

Верно и обратное.

Если  говорить  о  страсти, то  лекарство  от  неё — правильное  знание и  осознание того, что  давать душе своей то, чего  она  желает, — значит  лишать  её [истинного блаженства], а оберегать её от всего, что вредит ей, — значит даровать  ей  это  блаженство. И  каждый  раз, когда  ты открываешь перед ней дверь страстей, ты в действительности стремишься  лишить  её  наслаждения  и  блага, а  каждый  раз, когда  ты  закрываешь  перед  ней  эту  дверь, ты  в действительности прикладываешь усилия для того, чтобы она обрела это наслаждение и благо.

Гнев подобен дикому зверю: если человек выпустит его из-под  своего  контроля, тот  начнёт  пожирать  его. Страсть подобна  огню: если  человек  разожжёт  пламя, оно  первым делом  поглотит  его. А  высокомерие  подобно  тому, кто оспаривает у правителя его царство: если он не погубит тебя, то  изгонит.  А  зависть  подобна  вражде  с  тем,  кто  могущественнее тебя.

Шайтан  боится  и тени  того, кто справляется  со своей  страстью и  своим гневом. А тот, кого одолевают его страсть и его гнев, пугается собственного воображения.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх