Ахляк (нрав)

Области воспитания и его этапы

Области воспитания

 

Человек — это не только тело. Помимо тела у него есть ещё дух, сердце и разум и, как следствие, определённые чувства, эмоции, взгляды, представления, убеждения, связи  и  реакции. Всё это оказывает влияние на поведение и нравственность человека, а также на  то, каким образом он старается удовлетворить свои человеческие потребности, и на его взаимоотношения с другими людьми. Исходя из этого, мы можем говорить о нескольких областях воспитания.

Физическое воспитание. Оно подразумевает питание, одежду и жилище, приобретённые благим, дозволенным образом, а также заботу о здоровье, гигиену и физическую активность. Главную роль в этом воспитании играют родители.

Учёный-факых аш-Ширази, говоря о важности   материнского молока для младенца, отметил: «Вскармливание ребёнка молоком животного негативно отражается на его природе».

Аль-Газали говорил: «Выкармливать ребёнка и заботиться о нём  должна  только  религиозная, набожная  женщина, которая питается дозволенным, потому что в молоке, которое образуется из запретного, нет благодати, и ребёнок, вскормленный таким молоком, портится и в будущем испытывает тягу  к  скверному». Он  также  сказал: «Нужно  посвящать часть дня ребёнка приучению к ходьбе, движению и полезным упражнениям, дабы лень не овладевала им».

Воспитание сердца. Оно предполагает  очищение  души, призыв  к  благонравию  и достойному  поведению, поклонению Всевышнему и исполнению религиозных обязанностей.

Духовное воспитание. Это воспитание осуществляется посредством питания духа верой и правильными убеждениями.

О воспитании сердца (души) и духа аль-Газали писал: «Ребёнок — драгоценность, доверенная  родителям. Его чистое сердце — драгоценный камень, на котором ещё нет никакой  гравировки  и  на  котором  можно  выгравировать всё, что угодно, и он склоняется в ту сторону, в которую его  склоняют. Если  он  будет  приучен  к  благому, то  и вырастет он благим, и будет счастлив в обоих мирах, и его отец и каждый из его учителей и наставников разделит с ним его награду. Если же он будет приучен к скверному и предоставлен  самому  себе, как  животное, он  будет несчастным, и его ждёт погибель, и на его воспитателя и опекуна ляжет грех, поскольку Всевышний Аллах сказал: “О  вы, которые  уверовали! Оберегайте  себя  и  свои семьи  от  Огня…” (66:6). Сколько  бы  ни  старался  отец уберечь ребёнка от огня мира этого, Огонь  мира вечного более заслуживает того, чтобы оберегать от него ребёнка. А  сохранить его и уберечь  от гибели можно, воспитывая его  и  прививая  ему  нравственные  достоинства  и  оберегая его от скверных товарищей».

«Его следует обучать Корану и хадисам и знакомить его с историями благочестивых, дабы посеять в его душе семена любви к праведным».

Умственное воспитание (развитие). Осуществляется посредством питания разума правильными представлениями и взглядами. Ребёнка  учат  размышлять, делать  выводы, находить доказательства. Его знакомят с научными теориями, предоставляют ему возможность участвовать в интеллектуальной деятельности и приобретать полезные знания.

Если главная роль в физическом воспитании принадлежит родителям, то  в  воспитании  души  и  духа  обычно  задействованы, помимо родителей, школьные учителя и имамы мечетей. В области же умственного воспитания главную роль играют учебные заведения.

Этапы воспитания

Жизнь человека можно условно разделить на два этапа.

Первый этап — невидимый для окружающих. Это период развития  плода  в  материнской  утробе. Начинается  он  с зачатия, в  результате  которого образуется  сначала  сгусток крови, потом — кусочек плоти, потом у плода появляются кости и мышцы, и он растёт и развивается вплоть до появления на свет.

Второй этап — видимый для окружающих. Этот этап человеческой  жизни  начинается  с  рождения. Его  можно  условно разделить на два больших периода.

Первый  период — детство. Этот  период  начинается  с рождения и заканчивается достижением совершеннолетия.

Второй период — взрослая жизнь. Этот период начинается совершеннолетием и заканчивается смертью человека, то есть прекращением  его  земного  существования. По  окончании этого  периода  для  человека  начинается  жизнь  вечная, первым  местопребыванием  человека  в  которой  становится могила.

Каждый из периодов детства и взрослой жизни делится на несколько подпериодов. Таким образом, человек на своём пути к миру вечному переходит от одного жизненного периода к другому, и каждый из этих периодов требует определённого воспитания и подготовки. Поэтому этапы воспитания неразрывно связаны с возрастом человека.

Если говорить о нормах, касающихся воспитания ребёнка, то  период  детства  можно  условно  разделить  на  три подпериода.

Первый подпериод продолжается до сознательного возраста (возраста различения). Это подпериод с рождения до приблизительно семи лет, то есть это возраст дошкольника.

Второй подпериод — с момента вступления в сознательный возраст и почти до совершеннолетия, то есть примерно от  семи  до  пятнадцати  лет. Этот  подпериод  включает  начальный и средний период обучения.

Третий подпериод — совершеннолетие. Это время, в которое появляются признаки полового созревания у представителей обоих полов. С момента достижения совершеннолетия на человека возлагаются религиозные обязанности и на него распространяются веления и запреты, содержащиеся в Шариате. Начинается  этот  подпериод  с  появления  известных признаков, а в случае их отсутствия — с пятнадцатилетнего  возраста (хотя среди  учёных  имеются  разногласия относительно  возраста, по  достижении  которого  человека следует считать совершеннолетним). Начало этого периода совпадает с последними классами средней школы.

Это разделение основано на текстах Корана и Сунны. В Коране  упоминается  период  детства  до  достижения  сознательного  возраста, или  возраста  различения. Всевышний Аллах  сказал: «…или  детей, которые  не  постигли  наготы женщин» (сура 24 «Свет», аят 31). Это аят о тех, кому разрешается входить к женщинам и видеть их красоту. Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Имеется в виду, что они ещё слишком малы и не понимают искушения, источником которого являются женщины, и их слова, походка и движения не производят на них такого впечатления, как на взрослых мужчин. Если ребёнок маленький и не понимает всего этого, то он может  свободно  входить  к  женщинам, и  ничего  предосудительного в этом нет. Если же речь идёт о подростке или о мальчике в возрасте, близком к подростковому, когда он уже всё это понимает, и без труда отличает красивую женщину от уродливой, то ему нельзя входить к женщинам».

Аль-Багави  сказал  в  своём  тафсире: «Согласно  версии Муджахида, имеется в  виду, что эти  дети  настолько малы, что ещё не отличают места, которые должны быть закрыты от чужих взоров, от других».

Факых Абу Бакр аль-Джассас сказал: «Версия Муджахида ближе к истине, потому что речь идёт о детях, которые не понимают разницы между соответствующими местами женщин и мужчин по причине своего малолетства и отсутствия знания. Всевышний  Аллах  повелел  ребёнку, который  уже понимает это, спрашивать разрешения, прежде чем войти, в три периода времени. Всевышний Аллах сказал: “Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не  достиг  половой  зрелости,  спрашивают  у  вас разрешения  войти …” (сура 24 “Свет”, аят 58). Здесь подразумевается  ребёнок, который  уже  постиг  наготу женщин. А  ребёнку  младше  не  требуется  спрашивать разрешения, прежде чем войти».

В Коране также встречаются упоминания детей, достигших сознательного  возраста, или  возраста различения. Так,  Всевышний Аллах  сказал: «Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают  у  вас  разрешения  войти  в  покои  в трёх случаях: до рассветной молитвы, когда вы снимаете одежду  в  полдень  и  после  вечерней  молитвы» (сура  24 «Свет», аят 58). В  данном  случае  веление  спрашивать разрешения, прежде чем войти  в комнату в периоды, когда мужчина остаётся наедине  со своей  женой, касается  детей, которые  уже  вступили  в  возраст  различения. Это  дети, которые понимают то, что касается женщин, однако ещё не достигли  совершеннолетия. Абу  ас-Су’уд  пояснил  в  своём тафсире:  «Это  дети,  которые  ещё  не  достигли совершеннолетия, а  поллюция  упоминается  как  один  из наиболее явных признаков вступления в совершеннолетия».

Таким  образом,  подразумеваются  дети,  которые  уже вступили  в  сознательный  возраст, когда  они  уже  многое понимают, но ещё не достигли совершеннолетия.

Указания  на  такое  разделение  можно  обнаружить  и  в Сунне. Например, Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал: «Обучайте своих  детей  молитве  с  семи  лет  и  ударяйте  их  за  отказ совершать её с десяти лет» [Абу Дауд, Ахмад; аль-Хаким].

Исходя из этого, ребёнок вступает в возраст различения примерно к  семи годам. В  действительности нельзя  точно определить возрастные границы для каждого из указанных периодов, потому  что  приходится  учитывать  различия среды  и  индивидуальные  различия  людей.  Хадис  же называет  нам  примерную  цифру.

То  есть  в  большинстве случаев  возраст различения  приходится  примерно  на семь лет, и чем старше ребёнок, тем больше он знает и понимает.

В этом возрасте ему уже велят, и запрещают, и наказывают его  за  некоторые  проступки.  А  по  достижении совершеннолетия он отвечает за свои поступки, как и любой взрослый, и его дела уже записываются.

Так становится ясно, откуда взято это разделение. И нет никаких сомнений  в том, что  разделение, опирающееся на Шариат, лучше классификаций, которые не имеют к Шариату никакого отношения или даже противоречат ему.

Важно отметить, что названные периоды тесно связаны между собой и чётких границ между ними нет — за исключением разве что совершеннолетия. Многое зависит от природных условий, а также от индивидуальных особенностей и развития. Как бы там ни было, упомянутое разделение достаточно  точно отражает реальность, просто  нужно  принимать во внимание возможные колебания.

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства  до совершеннолетия.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх