Ахляк (нрав)

Основы порицаемых и похвальных нравственных качеств

Основой всех порицаемых нравственных качеств является высокомерие, унижение и низость.

А  основой  похвальных  нравственных  качеств  является смирение и возвышенность устремлений.

Гордыня, заносчивость, надменность, самолюбование, зависть, выход  за  рамки  дозволенного, кичливость, несправедливость, жестокость, тирания, неприятие  истины, нежелание  принимать  благие  советы, эгоизм, стремление  к высокому  положению, любовь  к  влиянию  и  главенству, желание, чтобы тебя хвалили за то, чего ты на самом деле не совершал, и так далее — всё это следствия высокомерия.

Что  же  касается  лжи,  подлости, вероломства, совершения  дел  напоказ, коварства, обмана, алчности, привычки  впадать в отчаяние, трусости, скупости, слабости, лени, смирения  не  перед  Аллахом, предпочтение  худшего лучшему и так далее — всё это является следствием низости натуры и малодушия.

Если   говорить   о   похвальных    нравственных   качествах, таких  как  терпение, храбрость, справедливость, мужество, целомудрие, отдаление  от  скверного, щедрость, благоразумие,  привычка  прощать,  снисходительность, выдержка,  альтруизм,  величие  души,  заставляющее человека питать отвращение ко всякой низости, скромность,  умение  довольствоваться  малым, правдивость, искренность, привычка  отвечать на  добро таким  же  добром  или  чем-то  лучшим,  терпимость  к  ошибкам людей, привычка не заниматься тем, что тебя не  касается, и  здравие [чистота] сердца, то  есть отсутствие  у  него  названных и  подобных им  скверных качеств, — все  эти  качества  являются  следствиями смирения и возвышенности устремлений.

Всевышний  Аллах  сообщил, что  земля  бывает смиренной, а  потом  на  неё  проливается  вода  и  она сотрясается и выводит из себя разные растения, одеваясь в  свои  радующие  глаз  украшения. Нечто  подобное происходит и с сотворенным из земли [человеком], если к нему приходит содействие и помощь Всевышнего.

Если говорить об Огне, то его природа предполагает одолевание [поглощение] и  порчу, но  когда  пламя потухает, оно становится ничтожнейшей и самой жалкой вещью на свете. Так же и сотворенный из него [Иблис]: он между возвышением [когда пламя горит и полыхает] и между подлостью и низостью [когда пламя стихает  и затухает].

Скверные нравственные качества следуют за огнём и сотворенным  из  него, тогда  как  благие  нравственные качества  следуют  за  землёй  и  сотворенным  из  неё. И тому, чьи устремления возвышенны, а душа — смиренна, присущи все прекрасные нравственные качества, а тому, чьи устремления низки, а душа непокорна, присущи все нравственные пороки.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх