Ахляк (нрав)

Остатки невежества в поведении современных мусульман

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

С приходом Ислама благодаря наставлениям и примеру Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ушли в прошлое многие обряды и черты невежества, которые были частью нрава и поведения людей. Сподвижники называли их «временами джахилии», так как слово «джахилюн» в переводе с арабского означает «грубиян», «дикарь», «невежда». Однако несмотря на то, что большинство из мусульман уверены в своей причастности к Исламу, они все же не перестают практиковать обычаи того самого невежества, от которых Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, избавил своих последователей.

И как он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в одном из своих хадисов: «Я был послан для воспитания высокой нравственности». Но зачастую мы перестаем замечать противоречие слов «Ля илях1а иллаЛлах1» некоторым из наших привычек, которые стали частью наших нравов, образов жизни. Возможно, небольшой экскурс в прошлое помог бы нам освежить память и … наши умы, пошатнув нашу слепоту в отношении своих недостатков.

  1. Пристрастность суждений.

До принятия Ислама среди арабов (и не только) при спорных ситуациях было  принято любыми способами защищать своих родственников и одноплеменников, даже если они были неправы. Принятие Ислама обязало каждого быть на стороне правды, даже если она против тебя самого. Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Женщина по имени Махзума занималась махинациями и кражей вещей, оставленных у неё под залог. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал отрубить ей руку. И тут пришли её родственники, среди которых был и Усама ибн Зайд, да будет доволен им Аллах, и стали заступаться, прося Пророка Мухаммада отменить приговор.

«Усама, как ты можешь просить заступничества в законах Аллаха?», – спросил Пророк и затем встал перед людьми и сказал: «Те народы, которые жили до нас, погибли от того, что прощали воровство знатным людям, а когда крали бедные, отрубали им руки. Клянусь именем Того, в Чьей власти находится моя душа: если бы моя дочь Фатима украла, я бы и ей отрубил руку!». И приказ был исполнен.

В установлении справедливости для мусульман не было разделения на «своих» и «чужих», или на «знатных» и «бедных». Так, однажды Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, потерял кольчугу, которой он очень дорожил. Прошло некоторое время, и он узнал ее в руках одного немусульманина, продававшего ее на рынке Куфы. Тот отказывался признать, что нашел ее. Тогда они решили обратиться к судье-мусульманину. После того как каждый сказал свое слово, судья обратился к Али и сказал: «О повелитель верующих, у меня нет сомнения, что ты прав в том, что говоришь, и что это твоя кольчуга. Однако ты должен привести двух свидетелей для подтверждения истинности своих утверждений» Али предложил своего слугу и сына, но судья сказал, что свидетельство сына не может быть принято.

«Пресвят Аллах! – воскликнул Али. – У человека из числа обитателей рая не принимается свидетельство. Неужели ты не слышал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аль-Хасан и аль-Хусейн — предводители юношей обитателей Рая»? «Слышал, конечно же, о повелитель верующих — сказал судья. — Однако я не позволю сыну свидетельствовать в пользу отца» И так как у Али, да будет доволен им Аллах, не было других свидетелей, он отдал свою кольчугу немусульманину.

Пораженный подобной справедливостью, он воскликнул: «О Аллах! Повелитель правоверных судится со мной у своего судьи, и его судья выносит решение в мою пользу. Я свидетельствую, что религия, которая приказывает это, — истина. И я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и посланник. Так знай, о судья, что это кольчуга повелителя верующих. Я следовал за войском, которое отправлялось в Сыффин, и эта кольчуга упала с его верблюда пепельного цвета, а я подобрал ее». Тогда Али, да будет доволен им Аллах, сказал ему: «Уж если дело приняло такой оборот, и ты принял Ислам, то поистине, я дарю ее тебе. А в придачу к ней и этого коня».

  1. Отношение к женщинам.

 

Как мы знаем, у арабов до Ислама был обычай закапывать новорожденных девочек. Этот обычай был настолько распространен, что  в этом преступлении был повинен каждый десятый араб. Те девочки, которые остались в живых, жили на правах служанок. Вдовам не разрешалось выходить замуж второй раз. Женщины не могли претендовать на какую-либо долю наследства. Что касается других народов, то  и у их женщин положение было не лучшим. В некоторых народах мужчина мог иметь более сотни жен. В Индии, например, после смерти мужа жену сжигали на костре. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, осуществил революцию в области защиты прав женщин.

Он ограничил возможность брать в жены более четырех женщин. Он избавил женщин даже от возложенных на них непосильных обязанностей. Так, многие их сподвижников сами занимались домашними делами, готовили еду, чистили свою одежду, чинили обувь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по свидетельству его жены Аиши, да будет доволен ею Аллах, в свободное время помогал им по дому. Более того, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал женщин к образованию и достижению знаний так же, как и мужчин. Он хвалил женщин Медины за то, что стыдливость не стала для них препятствием в стремлении познать истину. Уважение к женщине считалось признаком благородства мужчины, а унижение ее – признаком его слабости и подлости.

Сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был заботливым отцом своим дочерям, любящим, снисходительным мужем и добрым наставником в отношении других женщин, которые часто обращались к нему за помощью и советами. В одном из хадисов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал женщин «хрустальными шкатулками», побуждая к трепетному осторожному обращению с ними. Так, благодаря его начинаниям среди первых мусульманских женщин было много женщин-ученых, внесших весомый вклад как в распространении знаний, так и в высоконравственном воспитании последующих поколений мусульман. А дом Аиши, да будет доволен ею Аллах, стал настоящей академией тогдашнего времени, где получали знания и взрослые, и дети.

  1. Национализм.

 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрушил барьеры, разделявшие людей по определенным признакам: социальному положению, национальности, принадлежности к тому или иному племени, материальному состоянию, полу. Он говорил им: «О люди, поистине Аллах снял с вас позор невежества и гордость происхождением. Есть лишь два вида людей: те, которые праведны и богобоязненны и почтенны в глазах Бога, и те, которые порочны и грешны и бесчестны в глазах Аллаха» (Ибн Аби Хатим) Рассказывают, что однажды на поле битвы мухаджир ударил ансара, и ансар воззвал: «О, ансары». Тогда по его примеру мухаджир также позвал: «О, мухаджиры». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тут же остановил их словами: «Прекратите эти мелочные призывы, – сказал он им, – они отвратительны».

Продолжение следует…

Ася Гагиева

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх