Ахляк (нрав)

Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя

К скрытым  порокам, притом  широко  распространённым, относится  тот  случай, когда  раб  Аллаха  пребывает  во благе, которое даровал ему Аллах и которое Он выбрал для него, а  рабу оно надоедает, и он стремится перейти от этого блага к тому, что по невежеству своему считает лучшим для себя. А Господь  его  по  милости  Своей  не  выводит  его  из этого  блага, снисходительно  относясь  к  его  невежеству  и скверному выбору. А когда это благо начинает стеснять его и вызывать у  него  недовольство  и он  начинает  роптать и оно сильно  наскучивает  ему, Аллах  лишает  его  этого  блага. И тогда, перейдя к тому, к чему стремился, он осознаёт разницу между своим прежним положением и настоящим, и начинает беспокоиться  и  сожалеть  об  утраченном  и  стремиться вернуться  к  тому, чего  лишился. И  если  Аллах  желает Своему рабу блага и благоразумия, Он помогает ему увидеть те  блага  и  милости,  которые Он  дарует  ему, удовольствоваться  ими  и  благодарить  за  них. И  если  душа его станет подталкивать его к переходу от этого блага к чему-то другому, он  обращается за  советом к  Господу  своему, не зная, в  чём на самом  деле благо для него, и осознавая свою неспособность  выбрать  лучшее. Он  вручает  себя  Аллаху, прося Его выбрать для него наилучшее.

Нет  ничего  более  вредоносного  для  раба  Аллаха, чем перестать  ценить  блага, которые  даровал  ему  Аллах, и  не благодарить  Его  за  них  и  не радоваться  им, а вместо  этого проявлять  недовольство, жаловаться  на  них  и  считать  эти блага  бедой  притом, что  на  самом  деле  это  одна  из величайших милостей, оказанных ему Аллахом.

Большинство людей — враги милостей, которые  дарует им Аллах, и не чувствуют, как Аллах дарует им эти милости.

Они усердно отвергают их и отталкивают от себя, поступая невежественно  и  несправедливо. Сколько  благ  приходит  к человеку, а он упорно отталкивает  их от себя! И  сколько их пришло к нему, тогда как он усердствовал в избавлении от них  и  стремился  к  их  исчезновению  по  причине  своего невежества и несправедливости.

Всевышний Аллах сказал: «Это произошло потому, что Аллах  не  отменяет  милость, которую  Он  оказал  людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах» (сура 8 «Трофеи», аят 53).

И  Всевышний  Аллах  сказал: «Поистине, Аллах  не меняет  положения  людей, пока  они  не  изменят  самих себя» (сура 13 «Гром», аят 11).

Нет  у милостей  худшего  врага, чем  душа раба  Аллаха.

Человек  помогает  своему  врагу  против  самого  себя, и  враг его  разводит огонь среди  дарованных  человеку  милостей. А тот раздувает этот огонь. Он сам позволяет ему развести этот огонь  и  сам  раздувает  его. А  когда  пламя  разгорается, он начинает  звать  на  помощь  из-за  начавшегося  пожара  и начинает винить предопределение:

Обладатель несостоятельных мнений шансы свои упускает,

И каждый раз, лишаясь чего-то, судьбу во всём обвиняет…

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх