Ахляк (нрав)

Познание Господа через прекрасное — познание избранных

К  самым благородным видам познания относится познание Всевышнего Господа через Его  красоту. Это познание — удел  избранных. Все  познают  Аллаха  через  какое-то  из  Его качеств, и  наиболее  полным  является  познание  того, кто познал  Его  через  Его  совершенство, величественность  и красоту.  Пречист  Он!  Нет никого подобного  Ему  в  Его качествах.

И  даже  если  бы все  творения  были наикрасивейшими  и одинаковыми в  своей красоте, и  ты  бы  сравнил  их  красоту, внешнюю и внутреннюю, с красотой Всевышнего Господа, то она  не  уподобилась  бы  и  слабому  огоньку  но  сравнению  с солнечным диском.

Достаточно  того, что  красота  Его  такова, что  если  бы Он  открыл завесы от Лика  Своего, свет  Его сжёг бы  всё  сущее, на что распространился бы взор Его (Об  этом  упоминается в  хадисе, который приводит  Муслим со слов Абу Мусы аль-Аш’ари).

Достаточно  сказать, что  любая  красота, внешняя  и внутренняя, в  этом  мире  и  в  мире  вечном  является следствием  Его творения, так что можно  сказать о Том, Кто является источником этой красоты?..

И  достаточно  сказать, что  Ему  принадлежит  всё могущество, вся  сила, вся  щедрость, всё  благодеяние, всё знание, вся милость и свет Лика Его озаряет тьму. Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в той мольбе, с которой он обращался к Аллаху в Таифе:  «Прибегаю  к  свету  Лика  Твоего,  который рассеивает  мрак  и  при  котором  царит  благополучие  в этом мире и в мире вечном» [Ат-Табарани].

‘Абдуллах  ибн  Мас’уд  сказал: «У  вашего  Господа  нет ночи  и  дня, свет  небес  и  земли — от  света  Лика  Его. Он, Всевышний, — свет небес и земли, и в Судный день, когда Он  придёт, дабы  вершить  Суд, земля  озарится  светом  Его» [Ат-Табарани].

К  прекрасным  именам  Аллаха  относится  и  имя  Аль-Джамиль (Красивый, Прекрасный].

В достоверном хадисе говорится: «Поистине, Аллах — Прекрасен, и Он любит прекрасное» [Муслим, № 91].

Красоту  Всевышнего  можно  разделить  на  четыре категории: красота  Сущности, красота  качеств, красота деяний и красота имён. Все Его имена прекрасны, и все Его качества совершенны, и все Его действия — мудрость, благо, справедливость и милосердие. Если говорить о Его красоте и Его  Сущности, то  она  непознаваема  для  всех, кроме  Него Самого, и лишь Он знает, что это за красота. У творений есть лишь то, через что Его познают те из Его рабов, которых Он почтил. Эта красота оберегается от других и сокрыта завесой — плащом  и изаром. Как сказал  Его  Посланник  (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из  хадисов-кудси: «Гордость  —  Мой  плащ, а  величие — Мой изар» [Ахмад; Абу Дауд, № 4090; Ибн Мад-жа,№4174].

Поскольку  гордость — более  величественное  и обширное  понятие, она  заслуживает  называться  плащом.

Поистине, Он, Всевышний — Большой, Возвышенный, и Он — Высокий, Великий.

Ибн ‘Аббас  сказал: «Сущность  закрыта  качествами, а качества — действиями, так  что  ты  думаешь  о  красоте, закрытой совершенными качествами и  укрытой  описаниями величия и величественности?!»

Отсюда  можно  понять  некоторые  аспекты  красоты Сущности. Раб  Аллаха  возвышается [в  своём  познании Господа], переходя  от  познания  действий  к  познанию качеств, и  от  познания  качеств  к  познанию  Сущности. И увидев  красоту  действий, он  воспринимает  её  как  указание на  красоту  качеств, а  красоту  качеств  воспринимает  как указание на красоту Сущности.

Отсюда  можно  сделать  вывод  о  том, что  Всевышнему надлежит вся хвала, и что никто из Его творений не способен счесть эту похвалу. Он — такой, как Он Сам Себя похвалил, и Он достоин того, чтобы поклоняться  Ему  просто за  Его Сущность, и любить Его за Его Сущность, и благодарить Его за  Его  Сущность, и  Всевышний  любит  Себя, хвалит  Себя, прославляет  Себя,  и  Его любовь  к  Себе,  восхваление и  прославление  Себя  и [свидетельствование  о] Своей единственности (таухид) — истинная  хвала, прославление, любовь и единобожие. Всевышний Аллах таков, как Он Сам Себя похвалил, и выше того, как восхваляют Его творения. И Всевышний  любит  не  только  Свою  Сущность, но  и  Свои качества  и  действия. Все  Его  действия — прекрасны  и любимы, хотя в том, чему Он позволяет осуществиться, есть ненавистное  Ему.  В  Его  действиях  нет  ничего заслуживающего  отвращения  или  недовольства. И  нет ничего, что  следует  любить  само  по  себе и восхвалять само по себе, кроме Него, Всевышнего. Если любовь к тому, что любят помимо Него, является следствием  любви к  Нему, то есть нечто любят ради Него, то эта любовь правильна, а в противном  случае  она  ложная. Такова  истинная  сущность Божественности.  Поистине,  Истинный  Бог  —  Тот, Кого  любят  ради  Него  Самого  и  хвалят  ради  Него Самого. А что если добавить сюда Его благодеяние, милость, терпимость,  снисходительность, прощение, доброту  и милосердие?..

Раб  Аллаха  должен  знать,  что  нет  божества,  кроме Аллаха, и любить Его и восхвалять Его ради Его Сущности и совершенства, и знать, что нет иного истинного благодетеля, одаривающего  разными  милостями, явными  и  тайными, кроме Него, и любить Его за Его благодеяние и милость и восхвалять Его за это, и любить Его и за то, и за другое.

И  как  нет никого подобного  Ему,  так и  нет любви, подобной любви к Нему.

Любовь, сопряжённая со смирением, — это поклонение (‘убудиййа), ради которого и было сотворено всё сущее. Оно представляет  собой  предельную  любовь  с  предельной покорностью, и  это  не  приличествует никому, кроме Него, Всевышнего. И приравнивание  кого-то к Нему в этом — это придавание  Аллаху  сотоварищей (ширк),  которое  Аллах  не прощает, и  Он  не  принимает  деяния  тех, кто  придаёт  Ему сотоварищей.

Восхваление Его содержит в себе две основы: сообщение о Его достойных хвалы и совершенных качествах, и любовь к Нему  за  них. Кто  сообщает  о  достоинствах  кого-то  и  при этом не любит его, не является хвалящим, а кто любит его, но не  сообщает  о  его  достоинствах, тот  также  не  является хвалящим до тех пор, пока не объединит эти два действия.

Всевышний  Аллах   восхваляет   Себя   Сам,  и   Он   восхваляет  Себя  устами  восхваляющих  Его  из  числа ангелов, пророков, посланников  и  Его  верующих  рабов.

Таким образом,  Он  восхваляет Себя и  так  и  так,  ибо  поистине, их  восхваления  Его — по  Его  воле, с  Его позволения и  по Его созданию, ибо поистине, Он — Тот,   Который  делает  восхваляющего  восхваляющим, мусульманина  —  мусульманином,  молящегося  — молящимся  и  кающегося  —  кающимся.  От Него  исходят  милости и  к  Нему  они возвращаются.  Они  исходят  с  восхвалением Его и возвращаются с восхвалением Его, и Он — Тот, Кто внушает рабу Своему покаяние и радуется этому покаянию  великой  радостью, хотя  это  происходит  по  Его милости и щедрости. И Он внушает рабу Своему покорность Ему и помогает ему в этом, а потом вознаграждает его за неё, хотя это происходит по Его милости и щедрости.

Всевышний Аллах абсолютно не нуждается ни в ком и ни в  чём, тогда  как  всё  сущее  нуждается  в  Нём. Раб  Аллаха нуждается  в  Нём  сам  по  себе, в  причинах  и  следствиях, потому что не бывает ничего, кроме как через Него, а то, что совершается не ради Него, не приносит пользы.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх