Ахляк (нрав)

Права мужа и права жены

Вопрос: Каковы права жены перед мужем, согласно Корану и Сунне? Другими словами, каковы обязанности мужа по отношению к своей жене, и наоборот?

Ответ: Хвала Аллаху.

Ислам налагает на мужа обязанности по отношению к жене и наоборот, и среди этих обязанностей есть те, которые разделяют оба супруга.

С помощью Аллаха мы приведем некоторые тексты из Корана и Сунны, касающиеся прав супругов, подкрепленные разъяснениями и мнениями ученых.

Права, принадлежащие исключительно жене

 

Жене принадлежат имущественные права, которые обязан соблюдать ее муж: (имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака), материальное обеспечение и жилье.

И права, не связанные с имуществом: справедливое распределение времени между женами, хорошее отношение и отсутствие всякого вреда с его стороны.

Имущественные права:

Махр. Это — имущество, которое причитается жене от своего мужа во время заключения брачного контракта или вступления в супружеские отношения. Это гарантированное право жены, которое муж обязан соблюсти. Всевышний сказал (здесь и далее перевод смысла): «Даруйте женщинам их приданое от чистой души» (Коран, 4:4). Предписание махра показывает важность брачного договора, а также уважение и почтение к женщине.

По мнению большинства ученых, махр не является условием или столпом брачного контракта, но является одним из его последствий. Брак, заключенный без упоминания махра, является действительным, по единогласному мнению большинства ученых, поскольку Всевышний сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (Коран, 2:236). Разрешение развода до вступления в интимную близость или до установления махра указывает на дозволенность не упоминать махр во время заключения брачного контракта.

Если же махр назван, то муж обязан его выплатить. В противном случае, он обязан деть ей махр, который полагается женщине того же социального положения, что и его жена.

Материальное обеспечение. Исламские ученые единогласны в том, что мужья обязаны обеспечивать своих жен, с условием, что жена отдается своему мужу. Если же она отказывает мужу или проявляет строптивость по отношению к нему, то она теряет право на материальное обеспечение.

Причина обязанности материального обеспечения жены заключается в том, что брачный контракт ограничивает свободу действий женщины – без разрешения мужа она не имеет права покидать супружеский дом ради заработка. Поэтому он обязан обеспечивать ее всем необходимым, а она, в свою очередь, не должна отказывать ему в близости.

Под материальным обеспечением имеется в виду удовлетворение потребности жены в пище и жилье. Он должен предоставить ей это, даже если она богата, поскольку Всевышний сказал: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (Коран, 2:233) и «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах» (Коран, 65:7).

Согласно Сунне:

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Хинде бинт ‘Утба – жене Абу Суфяна, – которая пожаловалась, что он не обеспечивает ее материально: «Бери то, что необходимо тебе и детям, согласно общепринятым нормам».

Передается от Аиши, что она сказала: К посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришла жена Абу Суфяна, Хинд бинт ‘Утба, и сказала: «О, посланник Аллаха! Поистине, Абу Суфьян скупой человек – я не получаю от него достаточных средств для меня и детей, кроме тех, что я беру из его имущества без его ведома. Является ли грехом то, что я делаю?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бери из его имущества то, что необходимо тебе и твоим детям, согласно общепринятым нормам». Хадис приводят аль-Бухари (5049) и Муслим (1714).

От Джабира передается, что в своей «Прощальной Проповеди» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойтесь Аллаха в отношении женщин – истинно, вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и с именем Творца вступили с ними в законный брак. Вы имеете право на то, чтобы ваши жены не приводили в ваши дома кого-либо, кто неприятен вам. Если же они сделают это, то можете не сильно ударить их. Права же женщин в отношении вас состоят в том, чтобы вы кормили и одевали их согласно общепринятым нормам». Хадис передал Муслим (1218).

Обеспечение жильем. Это неотъемлемое право женщины, заключающееся в том, что муж обязан предоставить ей жильё, соответствующее его финансовому положению и возможностям. Всевышний Аллах сказал: «Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку» (Коран, 65:6).

Неимущественные права.

а) Справедливое отношение к женам. Жена имеет право, чтобы муж, в случае многоженства, относился к ней и остальным женам одинаково справедливо в плане распределения ночей, проводимых с ними, а также обеспечения продуктами питания и одеждой.

б) Хорошее отношение. Муж должен относиться к своей жене с добротой и нежностью, стараясь покорить ее сердце, как сказал Всевышний: «Живите с ними достойно» (Коран, 4:19) и «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности» (Коран, 2:228).

Согласно Сунне:

Передается от Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Завещайте за женщин добро». Хадис передали аль-Бухари (3153) и Муслим (1468).

Приведем некоторые примеры хорошего отношения Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, – который является образцом и примером для подражания, – к женщинам:

  1. От Зейнаб бинт Аби Салама передается, что Умм Салама рассказывала: “У меня начались месячные, когда я находилась вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, под плюшевым покрывалом. Я незаметно отошла от него и надела одежду, которую носила во время месячных. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «У тебя начались месячные?». Я ответила: «Да». Тогда он подозвал меня и уложил рядом с собой под покрывалом”.

Зейнаб сказала: «Она так же рассказывала, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, целовал ее, когда он соблюдал пост. И что после полового акта она купалась вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, черпая воду из одной посуды». Хадис приводят аль-Бухари (316) и Муслим (296).

  1. ‘Урва б. Зубайр передает, что Аиша сказала: «Клянусь Аллахом, я видела, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоял у порога моей комнаты, когда эфиопы играли копьями в мечети посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он прикрыл меня своим плащом, чтобы я смогла посмотреть их игру, и стоял рядом до тех пор, пока я не решила отойти. Представьте себе состояние юной девушки, завороженной этой игрой!» Хадис передали аль-Бухари (443) и Муслим (892).
  1. Передается от Аиши, матери правоверных, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился сидя. «Он читал Коран сидя, а когда оставалось тридцать или сорок аятов, вставал и дочитывал их стоя. Затем он делал поясной поклон (руку’), затем земной поклон (суджуд) – и повторял то же самое во втором ракате. Завершив молитву, он смотрел в мою сторону, и если я бодрствовала, говорил со мной, а если я спала, то ложился». Хадис приводит аль-Бухари (1068).

в) Не вредить жене. Это один из основных исламских принципов. Если запрещено вредить посторонним людям, то вредить жене тем более нельзя.

От ‘Убады б. ас-Самит передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постановил «не причинять вреда ни себе, ни другим». Передал Ибн Маджа (2340).

Этот хадис признали достоверным имам Ахмад, аль-Хаким, Ибн ас-Саляхь и др. См. «Хуляса аль-Бадр аль-Мунир» (2/438).

Так же в данном контексте Законодатель обращает внимание на запрет серьезного телесного наказания, как сказано в вышеприведенном хадисе от Джабира б. Абд-Аллаха.

Права мужа в отношении своей жены

 

Права мужа в отношении своей жены относятся к величайшим из прав. Его право преобладает над правом жены, поскольку Всевышний Аллах говорит: «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению» (Коран, 2:228).

Аль-Джассас сказал: «Всевышний Аллах сообщил в этом аяте, что каждый из супругов имеет права в отношении друг друга, и что муж имеет особенное право, которого нет у жены».

Ибн аль-‘Араби сказал: «Этот текст говорит о том, что муж превосходит жену, и что его права в браке имеют приоритет».

К этим правом относятся:

Подчинение.

 

Аллах сделал мужчину защитником и руководителем женщины посредством повеления, направления и заботы, подобно представителям власти, поставленным над гражданами. По этой причине Аллах выделил мужчину физически и интеллектуально, и возложил на него имущественные обязательства. Всевышний сказал: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (Коран, 4:34).

Ибн Касир сказал, что ‘Али б. Аби Тальха передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Мужчины являются попечителями женщин» означает, что они руководят ими. То есть, она подчиняется ему в пределах велений Аллаха, а также посредством хорошего отношения к его семье и сохранения его имущества. То же самое сказали Мукъатиль, ас-Судди и ад-Даххьак» (Тафсир Ибн Касир, 1/492).

Возможность наслаждаться интимной близостью.

 

Если женщина вышла замуж и способна вступить в половой акт, то, согласно брачному контракту, она обязана подчиниться мужу, когда он попросит ее об этом. Но перед этим он должен отдать ей часть махра и предоставить два – три дня для приготовлений, если она попросит, поскольку она нуждается в этом. Этот не долгий срок соответствует обычаям.

Отказ женщины вступить в близость со своим мужем относится к большим грехам, если у нее нет шариатского оправдания, как менструации, обязательный пост, болезнь и т.д.

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если мужчина зовет свою жену в постель и получает отказ, из-за чего гнев не покидает его всю ночь, то ангелы проклинают ее до самого утра». Хадис приводят аль-Бухари (3065) и Муслим (1436).

 

Не впускать в дом того, кто неприятен ему.

 

Одним из прав мужчины в отношении женщины является, чтобы женщина не впускала того, кто ему не нравится.

Передается от Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщине не дозволено соблюдать добровольный пост в присутствии ее мужа без его разрешения или впускать кого-либо в дом без его разрешения…». Хадис передали аль-Бухари (4899) и Муслим (1026).

Передается со слов Сулеймана б. ‘Амра б. аль-Хьавса: Мой отец рассказывал, что он присутствовал на «Прощальном Паломничестве» посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Воздав хвалу Всевышнему и прочитав проповедь, Пророк сказал: «Завещайте за женщин добро, ведь они привязаны к вам, словно пленницы. Вы не имеете права требовать от них сверх этого, если они не допустили явной непристойности. Если же они сделали это, то не разделяйте с ними постель и ударьте их, но не слишком сильно, а если они снова станут слушаться вас, то не будьте слишком требовательны к ним. Истинно, у вас есть права в отношении женщин, как и женщины имеют права в отношении вас. Ваше право в отношении женщин состоит в том, чтобы они не позволяли садиться на ваше ложе тем, кто неприятен вам, и чтобы не впускали в ваши дома тех, кто неприятен вам. Женщины же в отношении вас имеют право, чтобы вы хорошо кормили и одевали их». Хадис приводят ат-Тирмизи (1163), который сказал: «Хороший, достоверный хадис», и Ибн Маджа (1851).

Не выходить из дома без разрешения мужа.

 

Шафииты и ханафиты считают, что без разрешения мужа женщине нельзя даже навестить больного отца, и он имеет право запретить ей это. Потому что слушаться мужа обязательно (ваджиб), и нельзя оставлять обязательное ради того, что является необязательным.

Наказание.

 

Муж имеет право наказать жену, если она не повинуется ему в повелении одобряемого, но не в совершении порицаемого. Потому что Всевышний Аллах приказал наказать жену посредством избегания супружеского ложа и ударить, если она не повинуется.

Ханафиты приводят четыре ситуации, когда мужу разрешается ударить жену: когда она не украшает себя, вопреки желанию мужа; оставляет без внимания его просьбу разделить с ним постель, когда она чистая (от месячных, послеродового кровотечения и т.д. – прим.); если она оставляет молитву; выходит из дома без его разрешения.

Доказательства дозволенности наказания:

Слова Всевышнего: «А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте» (Коран, 4:34).

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (Коран, 66:6).

Ибн Касир сказал: «Къатада сказал: Велите им повиноваться Аллаху и запрещайте ослушиваться Его. Заботьтесь о них в соответствии с повелением Аллаха, велите им выполнять приказы Аллаха и помогайте им в этом, упрекайте (остановите) их, если вы видите, что они ослушаются Аллаха» (Тафсир Ибн Касир, 4/392).

Служение мужу.

 

Этому есть много доказательств, и некоторые из них приводятся выше.

Шейх Ислама Ибн Таймиййа сказал: «Жена обязана служить мужу в рамках общепринятых норм, соответствующих ее положению в обществе. Эти нормы меняются в зависимости от ситуации: служение бедуинки отличается от служения горожанки, а служение сильной женщины отличается от служения слабой» (аль-Фатава аль-Кубра, 4/561).

Доступность своему мужу.

 

После заключения брачного контракта женщина обязана предаться своему мужу, чтобы он мог наслаждаться интимной близостью с нею. Потому что брачный контракт дает ему право на интимную близость, а женщине — право на компенсацию в виде махра.

Хорошее отношение к мужу в рамках общепринятых норм.

 

Поскольку Всевышний сказал «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности» (Коран, 2:228).

Аль-Къуртуби сказал: «От него (т.е. от Ибн Аббаса) также передается, что это означает: они имеют право на хорошее отношение, согласно принятым нормам, со стороны мужа, как и обязанность быть послушными ему.

Также сказано: они имеют право на отсутствие вреда со стороны мужа, и он имеет такое же право. Это мнение ат-Табари.

Ибн Зайд сказал: они должны бояться Аллаха по отношению к вам, как и вы должны бояться Всемогущего Аллаха по отношению к ним.

Эти мнения похожи и аят включает все, что касается супружеских прав и обязанностей» (Тафсир аль-Къуртуби, 3:123-124).

А Аллах знает лучше.

Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид.

Islam Q&A, фетва № 10680

Перевод: www.sawab.info

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх