Ахляк (нрав)

Пусть знает только Он

Однажды пророк Мухаммад, благословит его Аллах и приветствует, обратился к своим сподвижникам с вопросом: «Рассказать ли мне вам о скрытом ширке, который опаснее, чем соблазн Даджжала?» Представьте себе удивление сподвижников, ведь они уже слышали от Посланника Аллаха о том, что самый опасный соблазн – фитна – это соблазн Даджжала. А тут вдруг Пророк заявляет о том, что существует фитна более опасная, чем соблазн Антихриста… Конечно же, им захотелось узнать подробности. Тогда Пророк сказал: «Если молящийся стал продлевать свою молитву, поскольку увидел, что за ним наблюдает кто-то со стороны, то это есть скрытый ширк».

На самом деле данный хадис крайне важен, поскольку вскрывает самые глубокие пороки, коренящиеся в больном человеческом сердце. Хадис предостерегает от совершения намаза ширка, от совершения молитвы, которая, в результате, приведет лишь к мукам огня. Задумайтесь: ведь, казалось бы, человек совершает молитву – священный обряд, один из пяти столпов Ислама; его лоб касается земли в глубоком поклоне-саджда, и вдруг выясняется, что в этот момент молящийся может оказаться, ни много ни мало, – мушриком, т.е. тем, кто приравнивает нечто к Аллаху.

Проблема в том, что такого рода «молящийся» болен. Он болен желанием показать окружающим свою религиозность, причем показать ее так, чтобы у наблюдающих не оставалось сомнений в том, что перед ними очень религиозный, истово преданный Богу человек, поскольку он молится долго, забыв обо всем на свете, кроме Бога. Но так ли это на самом деле? Конечно, читатель понимает, что такого рода «молящийся» играет моноспектакль под названием «Глядите, насколько сильна моя религиозность!»

Игры эго, вот что это такое. А эго – это то, что становится причиной падения человека в муки ада.

Религиозность – это не шоу. Религиозность – это глубокая внутренняя связанность человека с Богом, осознание им ответственности, которую Всевышний возложил на человека. Религиозность отражается в добрых поступках, хороших советах, помощи нуждающимся и т.д., но никак не в шоу «Смотреть всем, как долго я молюсь!»

Если человек превращает свою религиозность в шоу, то это означает не только болезнь его сердца, но и его привязанность к миру. Один популярный шоумен ходит в казино и играет в карты. Он не умеет играть и каждый раз проигрывает огромную сумму денег. Для чего он это делает? А чтобы окружающие видели, насколько он богат. Или, например, некая мусульманка заказывает самый дорогой в мире кофе, который был заказан лишь несколько раз сказочно состоятельными людьми… Или возьмем, к примеру, кураж мажорной молодежи в мусульманских одеждах из богатых нефтью арабских стран: эти машины, покрытые позолотой, эти леопарды на цепях рядом с водителем, золотые унитазы, часы за миллион и более долларов…

Все богатство выставляется напоказ, и это – правильно, ведь богатство для того и нужно, чтобы быть показанным миру. Если прятать свои бриллианты, то какой в них остается смысл? Абсолютно никакого. Вся радость владения богатством заключается в возможность его демонстрации окружающим.

Между прочим, в жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы можем найти примеры того, как следует верующему человеку относиться к мирским богатствам. Помните, как Умар, да будет доволен им Аллах, заметил следы от грубой циновки, отпечатавшиеся на теле Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)? Умар (да будет доволен им Аллах) не понимал Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который лежит на полу на циновках, тогда как мановением пальца он мог бы создать себя роскошную комфортабельную жизнь. Он высказал это Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил так, что Умар разрыдался и стал просить прощения у Аллаха за свое непонимание природы богатства и его предназначения.

Однако люди больны настолько глубоко, что даже показывают окружающим то, чего у них нет. Вот и с муллой Насреддином произошло нечто подобное. Ходжа наконец-то обрел то, о чем мечтал долгие годы: у него появился личный офис. Он сидел в нем счастливый и довольный собой, когда вдруг в дверь постучался первый посетитель. Прежде, чем позволить клиенту войти, ходжа взял в руку трубку еще не подключенного телефона и притворился, что ведет деловую беседу. Жестом он разрешил клиенту войти. Тот вошел и сел на стул. Тем временем ходжа Насреддин продолжал изображать оживленный разговор по телефону, сыпал числами, названиями товаров, затем, наконец, сделал вид, что разговор закончился.

– Итак, – обратился он к клиенту, – чем могу быть полезен?

– Уважаемый ходжа, я представитель телефонной компании, я пришел сюда подключить Ваш телефон, – ответил гость.

– (Упс!)

Итак, радость богатства заключается в том, чтобы его показывать. Если богатства нет, то жертва своего гипертрофированного эго может даже притвориться, что является обладателем того-то и того-то, ну, на худой конец, хотя бы телефона. Но когда человек показывает окружающим свою религиозность, затягивая свою молитву, то это говорит о том, что им управляет Эго, что этот человек от обращенности к Богу в своей молитве легко изменяет Ему, когда отворачивается от Бога и поворачивает молитву к людям, превращая ее в инструмент, благодаря которому заставляет окружающих восхищаться его религиозным рвением. Вот вам и ширк.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)завещал, что постящемуся следует выглядеть хорошо, умащать себя благовониями, выглядеть опрятно и не одевать маску страдания. Для чего? А для того, чтобы окружающим было невдомек, что человек постится. А почему так? А по той простой причине, что служение Богу должно происходить внутри человека, в его сердце. Да, никто не узнает, что ночью ты читал молитвы тахаджжуд, или о том, что сегодня у тебя добровольный пост. Но ведь никто и не должен знать! Не достаточно ли, что о твоем служении знает Он, поскольку, именно ради снискания Его довольства ты и постишься, не так ли?

Или цель служения – поразить окружающих? Эго-нафс наслаждается тем, что другие знают, и когда есть шанс, что другие узнают – Эго заставит молиться громче или дольше. А если никого нет рядом, то тихонько закончишь молитву, отложишь Коран в сторону и будешь думать о делах, о любимой, о зарплате и т.д. Но стоит кому-нибудь появиться в поле зрения, Коран тут же окажется в руках и из уст зазвучат айаты… Хитрости эго – вещь опасная. Эго может даже Коран использовать в своих интересах, не только намаз. Так оно и ввергает в ширк, а Аллах прощает все, кроме ширка, не так ли? Поэтому следует осознавать хитрости эго и не поддаваться им.

Духовные усилия должны быть незаметны для окружающих, это и есть великий джихад. А «джихад» тех, кто убивает невинных – это не джихад души – это торжество Эго.

islamreview.ru

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх