Ахляк (нрав)

Сделай своё имущество благодатным

В нашей жизни множество вещей, о сути и смысле которых мы не задумываемся. Это касается и действий, относящихся к поклонению: многие из них мы совершаем автоматически, повторяя одно и то же изо дня в день, из года в год. Совершая молитву, мы с трудом сосредотачиваемся на значении произносимых нами слов и смысле совершаемых действий. Поминая Всевышнего Аллаха, мы едва пропускаем через себя удивительные смыслы Его прекрасных имён, могущие сделать наши сердца и намерения более чистыми. Даже расставаясь ради Аллаха с имуществом, которое мы любим и которым дорожим, мы редко задумываемся над тем, как это действо отражается или должно отражаться на нашем внутреннем мире.

Казалось бы, уже одно то, что выплата закята относится к пяти столпам ислама, должно заставить нас глубоко задуматься о смысле этого предписания и узреть в нём нечто поистине важное. Но для большинства мусульман закят — всего лишь некое подобие налога, который состоятельный верующий выплачивает из своего имущества. Возможно, именно такое поверхностное понимание и становится причиной несерьёзного, а порой и небрежного отношения к этому обряду. А ведь в закяте заключён столь важный смысл, и эта милостыня приносит пользу не только тем, кто нуждается, но и оказывает исключительное воздействие на тех, кто выплачивает её.

Хвала Аллаху, сегодня среди мусульман много богатых и обеспеченных людей. Если бы каждый из них исправно выплачивал закят, то число бедных непременно сократилось бы. Возможно, их не осталось бы вообще. Казалось бы, это очень простое действие — раз в год отдавать одну сороковую часть излишков своих денег или же несколько голов скота с большого стада. И это действие способно избавить одного человека или целую семью от горькой нужды, принести облегчение, помочь восстановить здоровье или даже спасти жизнь. И всё-таки находятся люди, которые, несмотря на свои возможности, по каким-то причинам не принимают участия в этом невероятном по своим масштабам и эффективности проекте помощи нашим нуждающимся единоверцам.

Безусловно, ислам желает, чтобы люди жили в достатке и были счастливы, и не желает, чтобы они страдали от бедности и были несчастными. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обходил стороной мирские темы и учил верующих относиться к мирским благам правильно, не впадая в крайности. Помимо прочего, он говорил о том, как влияют на человека семейная жизнь, быт, соседи. В хадисе сказано: «Четыре вещи делают человека счастливым: хорошая жена, просторный дом, хороший сосед и удобное средство передвижения. И четыре вещи делают его несчастным: плохой сосед, скверная жена, плохое средство передвижения и тесное жилище» [Ибн Хиббан; аль-Хаким].

Человек — наместник на земле, и его обязанность — преображать её. Он должен делать жизнь на земле прекрасной, пользоваться предоставленными ему возможностями и благодарить Всевышнего за Его милости. Но разве может человек помышлять о высоком и прекрасном, если тратит почти всё своё время и силы на то, чтобы прокормить себя и свою семью? А что говорить о том, кто тратит на это всю жизнь и не находит пропитания в достаточном количестве? Благодаря закяту бедные люди получают возможность жить полноценной жизнью и лучше исполнять свои обязанности перед Господом и перед обществом.

Закят оберегает сердца от зависти, озлобленности, ненависти. Человек, жестоко страдающий от нужды на протяжении многих лет, начинает испытывать ненависть к людям, которые живут в достатке, наслаждаясь изобилием, но не спешат протянуть ему руку помощи. Он начинает взирать на общество, которое бросило его в беде, с горькой обидой. И это естественно, ведь эгоизм и скупость, увы, не порождают ничего, кроме злобы и зависти по отношению к каждому обладателю какого-либо блага.

Зависть и ненависть — страшные недуги, наносящие огромный ущерб отдельному человеку и обществу в целом. Когда человек завидует, в первую очередь страдает его религия. Зависть внушает ему скверные мысли, порождающие неправильное представление об уделе. Всевышний отмеривает каждому его удел, а завидующий может возложить на предопределение Аллаха вину за своё положение.

Закят и братство по вере тесно связаны. Для чего мы выплачиваем закят? Чтобы накормить голодного, помочь безработному найти работу, обеспечить нетрудоспособного, снять бремя долга с должника, помочь путнику добраться до семьи и родных. А эта помощь позволяет людям чувствовать братское плечо и не опасаться бедности. Всевышний сказал: «Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость» (сура 2 «Корова», аят 268).

Бедный мусульманин должен знать, что богатый обязательно протянет ему руку в трудную минуту. В такой атмосфере вера людей укрепляется, следствием чего становятся взаимная любовь и альтруизм. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил: «Не уверует никто из вас [по-настоящему] до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает он самому себе» [Бухари; Муслим].

Закят оказывает большое влияние и на того, кто его выплачивает. Ведь смысл этого предписания — не просто сбор средств, наполнение казны или помощь нуждающимся. Главная его цель — помочь человеку подняться над материей и стать её господином, а не рабом. Закят одновременно очищает и душу человека, и его имущество.

Закят, который верующий выплачивает, исполняя веление Аллаха и стремясь к Его довольству, очищает его от скверны грехов вообще и скупости в частности. И как же опасны эти качества для сердца, которое томится по встрече с Господом и надеется на Его прощение. В одном из хадисов говорится: «Три вещи губят человека: скупость, которой покоряются, прихоть, которой потакают, и самовлюблённость» [Табарани; Баззар].

Чем больше человек отдаёт, тем чище становится его душа и тем меньше остаётся в ней эгоизма и скупости. Всевышний Аллах сказал: «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 92). А в другом аяте сказано: «А уберегшиеся от собственной алчности — они и есть преуспевшие» (сура 59 «Сбор», аят 9).

Выплата закята освобождает человека от унизительной для него рабской зависимости от богатства. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) адресовал нам мудрое предостережение: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб дорогих одежд…» [Бухари].

Закят не только очищает душу верующего от скупости, но и приучает его расходовать свои средства во благо людям, учит его великодушию и щедрости. Коран утверждает, что это качество присуще богобоязненным верующим. О них сказано, что они «расходуют из того, чем Мы их наделили» и «выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных».

Избавляясь от скупости и привыкая расходовать ради Всевышнего, мы превозносимся над изначальным свойством, присущим каждому человеку: «…ибо человек скуп» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 100). А возвышаясь духовно, мы начинаем видеть картину бытия гораздо шире, чем она представляется увязшим в мирской суете. И тогда земные заботы перестают казаться беспредельно значимыми и единственно важными, ибо только на высоте птичьего полёта человек осознаёт, насколько ничтожно всё, что кажется на земле большим.

Также закят напоминает верующему о необходимости признавать милости Всевышнего и благодарить Его за них, освобождает от привязанности к земной жизни и мирским благам, которая нередко отвращает человека от любви к Господу и мыслей о жизни вечной. Закят напоминает нам о том, что счастье человеку приносит не богатство, а расходование этого богатства в стремлении к довольству Всевышнего. Состоятельность сама по себе не указывает на наличие каких-либо достоинств, и это не награда за особые заслуги и не знак почёта. И истинное благо — в деянии добра и расходовании имущества ради Аллаха.

Закят возвышает человека духовно, способствует очищению его души и развитию его личности. Когда мы делаем добро, помогаем другим и заботимся о них, исполняя свою обязанность перед Аллахом, мы постоянно растём духовно. Наряду с этим верующий, расходующий на благие дела, ощущает свою связь с обществом, частью которого он является, и радость, которую он испытывает от деяния добра, с лихвой компенсирует ему всё, что он израсходовал.

Однако милостыня приносит состоятельному человеку не только духовную пользу. Мусульмане, регулярно выплачивающие закят, хорошо знают, что благая сделка с Всевышним всегда оказывается прибыльной. Как сказано в Коране: «Он возместит всё, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел» (сура 34 «Саба», аят 39).

Внешне кажется, что закят — это расход, а не доход. Но на самом деле выполнение этого предписания способствует приумножению имущества и делает его благодатным. Как сказано в достоверном хадисе, «имущество человека не уменьшается от милостыни» [Муслим], тем более от обязательной милостыни, которая по сути не является собственностью её владельца. Ведь по истечении года, когда наступает время выплаты закята, бедняки и нуждающиеся имеют на эту милостыню больше прав, чем состоятельный мусульманин, который держит её в руках.

Говорят, что дом, в стене которого есть камень, приобретённый нечестным путём, долго не простоит. Так же и закят: пока он не выплачен, он оскверняет имущество, а отделяясь от него, очищает его. Очистить и обезопасить имущество возможно лишь одним способом — соблюдая права Всевышнего и права людей, связанные с этим имуществом, и право нуждающихся на закят — одно из первейших и важнейших.

Обязанность ежегодно выплачивать закят побуждает верующего не держать свои сбережения в чулках, а приумножать свой капитал, иногда самостоятельно, но чаще — привлекая других лиц. Прибыль, получаемая в результате оборота этих средств, обычно значительно превышает выплачиваемый закят. А наряду с этим создаются новые рабочие места, растёт благосостояние мусульман, и это — лишь малая толика той пользы, которую приносят выплата закята и исполнение предписаний ислама.

О Аллах, сделай наше имущество благодатным, помоги нам приумножать его благим путём и расходовать его на угодное Тебе, дабы нам снискать Твоё довольство и войти в Твой Рай по милости Твоей!

Карима Сорокоумова

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх