Ахляк (нрав)

Сдерживание гнева – признак праведности

гнев

Несмотря на то, что гнев является естественным чувством, он может негативно воздействовать на тех, кто поддаётся ему, а также на окружающих. Гнев может разрушить отношения, здоровье, имущество и средства к существованию. Неконтролируемый гнев является одним из инструментов сатаны и может привести к возникновению зла и многим трагедиям. По этой причине ислам может много рассказать об эмоции гнева.

Так как гнев нередко ассоциируется с “реакцией борьбы или бегства”, часто бывает трудно отличить действие, которое совершается в целях самообороны (или для защиты имущества и семьи), от действия, которое совершается вследствие неконтролируемой ярости. Чувствовать гнев – это нормально, но неприемлемо, когда человек позволяет гневу овладевать им и заставляет действовать недопустимым образом, что иногда может привести даже к убийству и изувечению. История события в жизни одного из сподвижников пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, его зятя Али, демонстрирует эту разницу.

Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, когда-то участвовал в войне и на него напал лидер немусульманской армии. Во время противостояния Али удалось преодолеть его, и когда Али был на грани убийства, его противник плюнул ему в лицо. Али немедленно отступил назад и оставил человека в покое. Человек сказал: «Ты мог бы убить меня, почему ты остановился?» Али ответил: “У меня нет личной неприязни к тебе. Я сражался с тобой из-за твоего неверия и бунта против Бога. Если бы я убил тебя после того, как ты плюнул мне в лицо, это произошло бы из-за моего личного гнева и желания мести, чего я чувствовать не хочу».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды спросил своих сподвижников: “Кого из вас вы считаете сильным человеком?” Они ответили: “Того, кто может победить таким то образом в соревновании по борьбе”. Он сказал: “Это не так; сильным человеком является тот, кто может контролировать себя, когда он гневается”.[1]

Как обычно, если человек не уверен в том, как действовать в той или иной ситуации, ему достаточно лишь взглянуть на пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или наших праведных предшественников, чтобы найти лучший способ того, как действовать. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был известен как человек, который мог бы контролировать и контролировал свой гнев даже при тяжелых обстоятельствах. Однажды на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, напал бедуин, который грубо схватил его за край плаща, и следы, которые остались на его шее, были видны его сподвижникам. Бедуин потребовал от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, отдать ему некоторую часть своего богатства. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (который имел полное право сердиться) повернулся к нему и улыбнулся, а затем приказал дать ему (бедуину) что-то для него приемлемое.[2]

Мы также можем последовать примеру Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, направив свой гнев ради Бога, когда кто-то нарушает наши права. Это вид контролируемого гнева, который заслуживает самой высокой оценки. Примером похвального гнева может служить то, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, рассердился, когда ему сказали об имаме, который слишком долго задерживался на молитву с людьми. Также он рассердился, когда увидел занавес с изображением живых существ. Кроме того, он гневался, когда ему задавали вопросы, недопустимые по исламу. Однако его гнев был направлен лишь ради Бога, он не выходил из себя, не рвал и не метал, и не заставлял людей бояться находиться в его присутствии.

Когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сердился из-за чьих-то неправильных действий или их слов, он никогда не срывал свой гнев, но использовал только мягкие слова. На самом деле те, кто не знал его хорошо и не подозревали, что он рассердился. Однако его сподвижники знали, что он сердится, просто глядя на него; его лицо краснело, и его лоб покрывался потом. Однако вместо того, чтобы открыто выражать свой гнев, он был спокоен и использовал те первые моменты, чтобы контролировать себя.

Управление гневом является признаком праведности. Праведному человеку обещан Рай и одной из характеристик праведности является способность контролировать гнев.

«Стремитесь же обрести прощение Господа вашего и рай, простирающийся на небесах и на земле и уготованный для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (Коран 3:133-134).

«Все, что даровано вам, является преходящим благом мирской жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа, которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются» (Коран 42:36-37)

Гнев является самой естественной эмоцией человека; он также является очень сильной эмоцией и может варьироваться по интенсивности от легкого раздражения до сильной ярости и гнева. Последние могут быть разрушительными. Гнев может свирепствовать в человеке, вызывая желание мстить и толкая человека направлять свои эмоции на объекте своего гнева. Так как это происходит естественно, человек не может избежать его полностью. Однако можно понять гнев и таким образом контролировать его.

Когда человек сердится, либо в результате провокации, либо чего-то другого, у него есть выбор – контролировать свой гнев, отвечая на него так, как указано в Коране и принято в сунне (традиции) Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или поддаться эмоции и вести себя так, как неугодно Богу, но что восхищает сатану.

В эпоху, когда оказывается, что ислам порочат во всем мире, многие мусульмане позволяют гневу менять их в лучшую сторону. Да, это больно, когда оскорбляют и чернят нашу религию и нашего любимого пророка, но, как верующие, мы не должны позволять нашим эмоциям диктовать наши действия. Действия должны основываться на божественном знании и мудрости. Мы не можем полностью остановить тех, кто порочит ислам своей ложью и обманом, но мы можем контролировать себя, просвещать массы, а также делать другие позитивные шаги, законодательно установленные исламом.

Примечания
[1] Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим
[2] Там же

Источник

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх