Ахляк (нрав)

Секрет хорошей самооценки

самооценка

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Самооценка представляет собой серьезную психологическую проблему для многих мусульман сегодняшнего дня. Это определяется по тому, что запросы, связанные с самооценкой, – одни из лидирующих среди обращений.

Высокая самооценка помимо того, что дает ощущение уверенности, оптимизма, часто становится почвой для высокомерия, заносчивости, пренебрежения к другим.

Носители низкой самооценки страдают по-своему – желая угодить другим, получить одобрение, заслужить похвалу. Зачастую эти стремления приводят к проявлению показухи, что считается формой многобожия.

В любом случае и низкая и высокая самооценка становится поводом для тревоги. Человек с низкой самооценкой тревожится о том, чтобы «стать лучше», «не оплошать», быть не хуже других и т.д. Человек с высокой самооценкой также прилагает много усилий, чтобы поддержать свой образ, постоянно соответствовать своей маске. И та, и другая – камень на душе носителя, просто с разными зарядами.

Аналог самооценки

Самооценка – это всегда плохо, потому что неадекватна реальности. Нет никакой необходимости оценивать себя, «взвешивать» свою ценность и значимость. А вот здоровым аналогом самооценки является то, что можно назвать самопринятием. Это когда человек осознает свою безусловную значимость, безусловную ценность. «Я есть и это здорово». Можно оценивать свои поступки, можно оценивать свой труд или слова. Но это оценивание никогда не должно касаться собственной личности – раз Вас сотворил Всевышний, значит, Вы нужны, Вы ценны сами по себе. Какое доказательство вашей безусловной ценности может быть более убедительным, чем воля Всевышнего, согласно которой Он решил, что Ваша душа, Ваша личность должна существовать в этом мире и продолжить свой путь в вечной жизни?

Никакие достижения, похвалы и заслуги не «побьют» по весу этого доказательства. С связи с этим часто приходят на ум слова одного человека, который в полной мере осознал свою значимость и освободился от кандалов самооценки. Он сказал следующее: «Если бы я принял тот факт, что Бог любит меня безусловно, «не дергая за ниточки», мне не нужно было бы искать поддержки у окружающих. Я был бы способен «быть» самим собой и стремиться к другим и вступать с ними в близкие отношения… Когда в нас ослабевает такая вера, мы становимся жертвами своих мыслей о том, что нас действительно не любят и что нам необходимо заслужить любовь других. Если вся любовь идет от Бога, то создается совершенно иная перспектива в отношении того, что значит любить других и быть любимым».

Самооценка «по Исламу»

Многие считают, что мусульманин должен принижать себя, думать о себе плохо. Но заметьте, ни в одном из хадисов и аятов не говорится, что человек должен принижать свое достоинство. Так, согласно одному из аятов, человек послан наместником Всевышнего на земле: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете». (сура «аль Бакара», яат 30).

Также со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «Я плох» (Хабусат нафси), – но пусть говорит: «Я заслуживаю порицания». (Лякысат нафси) (Аль-Бухари; Муслим) Имам Навави в комментарии к этому хадису сказал следующее: «Имеется в виду, что в подобных случаях Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, считал нежелательным использование слов, образованных от глагола «хабуса», среди значений которого — «быть дурным, порочным»; «быть злым»; «быть отвратительным».

Таким образом, вместо того, чтобы концентрироваться на бесполезных, а порой и вредных размышлениях о том, «плохой я или хороший», мусульманин должен больше обращать внимание на свои дела – хорошие они или плохие, угодные Всевышнему или нет. Потому что именно дела человека, а не его мысли о себе, приближают или отдаляют от милости Всевышнего, и именно они будут взвешены в Судный день. Вы есть и ваше продолжение в вечной жизни – и нет более весомого повода избавиться от всех сомнений о своей ценности. Освободившись от этих сомнений, вы освободите энергию, которую вы сможете использовать на то, чтоб ваша вечная жизнь была счастливой… Райской.

Источник

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх