Ахляк (нрав)

Совершеннолетие в Исламе

Многие думают, что совершеннолетие — это только половое созревание. Однако оно не может служить основанием для того, чтобы  считать  ребёнка  взрослым  с  точки  зрения Шариата, то есть возлагать на него религиозные обязанности и  считать  его  ответственным  перед  Всевышним  за  свои поступки. Настоящим  основанием  для  этого  является  зрелость  разума, признаком  которой является  достижение  совершеннолетия. Всевышний Аллах не возлагает на человека столь важные обязанности только потому, что у него начали расти волосы на некоторых частях тела, огрубел голос, а его половые органы  готовы к исполнению своих функций. Эти признаки расцениваются как очевидные указания на то, что нельзя увидеть, а именно зрелость разума, которая и является основанием  для  возложения  на  человека  религиозных  обязанностей. Это милость Всевышнего Аллаха к своим рабам, и это позволяет избежать разногласий при определении степени зрелости разума: ведь увидеть её глазами невозможно.

В этом возрасте у юношей и девушек появляется тяга к противоположному полу. Ничего предосудительного в  этом нет. Это естественные признаки взросления. Трудности возникают тогда, когда это влечение не контролируется нормами Шариата, которые направляют его в правильное русло. Всевышний Аллах сотворил человека и заложил в него эти особенности — и Он же установил нормы, превращающие эти особенности в благо и мешающие им превратиться в зло.

Если взаимное влечение мужчин и женщин не выходит за рамки Шариата, то оно помогает строить общество, создавая внутри него новые связи и способствуя сохранению рода человеческого. А в противном случае оно способствует разрушению и разложению общества и распространению порока.

Поэтому родители и  воспитатели  должны прилагать максимальные усилия для того, чтобы эти нормы соблюдались. Они должны следить за тем, чтобы не было свободного общения полов, и чтобы юноши и девушки не сидели вместе, и чтобы девушки носили предписанную Шариатом одежду, когда выходят из дома. Также родители должны по возможности помочь молодым с вступлением в брак, чтобы им не пришлось годами ждать возможности создать семью. А если юноша не имеет  средств, чтобы  содержать  семью, он  должен избегать искушений  и  разного  рода  возбудителей  и  чаще  поститься, поскольку  это  помогает  уменьшить  половое  влечение. При этом  он  должен  стараться  направлять  свою  энергию  на  полезные дела и заполнять всё своё время полезной, созидательной деятельностью. Юноше или девушке, которые по каким-то причинам не могут вступить в брак, лучше всего поставить перед собой цель, на достижение которой они направят свои  душевные и телесные силы и которая завладеет их разумом и отвлечёт их от бесплодных мечтаний и мыслей о представителях противоположного  пола. Исполняя свои  религиозные  обязанности, заполняя  своё  время  благими  делами, юные мусульмане также должны обращаться к Всевышнему с мольбами, дабы Он защищал их от искушений и помогал им отдаляться от непристойного и порицаемого.

Созревание

 

В этом возрасте ребёнок сильно меняется, причём изменения затрагивают и его тело, и его разум, и его чувства. Он вступает в новый этап жизни, и по достижении им совершеннолетия уже неправильно называть его ребёнком. Он уже взрослый, но его называют юношей, а не мужчиной, указывая таким образом на то, что он достиг совершеннолетия лишь недавно.

Если говорить о возрастных особенностях, то они заключаются в следующем.

Умственные способности к совершеннолетию достигают уровня, позволяющего  возлагать  на  юношу  или  девушку ответственность  за их  поступки, а  также  возлагать на  них религиозные обязанности и взыскивать с них за упущения и нерадение. В  этом возрасте  становится  явной  способность человека к абстрактному мышлению и восприятию и пониманию нематериального. Он уже способен смотреть на одну и ту же проблему или явление с разных сторон. Он уже не смотрит  на  вещи  узко, односторонне, и  способен  к  таким разновидностям умственной деятельности, как анализ, синтез, коррекция и критика. Он также может использовать видимое в качестве доказательства существования того, что он не видит воочию, а также собирать и упорядочивать имеющиеся в его распоряжении сведения и с их помощью составлять представление о вопросе и делать выводы. Он обретает способность мыслить научно и, выбрав тему, может достаточно чётко определить её границы, составить список теорий, объясняющих явление, а  потом проанализировать все эти теории, чтобы в конце концов прийти к одной, дающей наиболее правильное объяснение этому явлению.

Эти мыслительные  способности позволяют юноше и  девушке понимать истину и находить её — и превращать веру традиционную, которой его научили в детстве, в сознательную, основанную на убеждённости, которую дают интеллектуальные доказательства. Результаты зависят от того, насколько активно юноша и девушка используют указанные способности.

Таким образом, имеется в виду, что изначальная способность к  такого рода умственной деятельности есть  у человека и, приложив определённые усилия, человек, достигший совершеннолетия, может  вести  эту  деятельность. Это, однако, не означает, что с точки зрения умственного развития все достигшие совершеннолетия  абсолютно  одинаковы и используют свои способности в полной мере, а иначе бы они были одинаково разумными и достойными.

Тело также растёт и развивается, пропорционально и гармонично. Как сказал Всевышний Аллах: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (сура 84 «Смоковница», аят 4). Всевышний Аллах также сказал: «Который сотворил тебя  и  сделал  твой  облик  совершенным  и соразмеренным? Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал» (сура 82 «Раскалывание», аяты 7-8).

Некоторые  исследования  утверждают, что  ребёнок  растёт непропорционально и развитие  его то замедляется, то ускоряется, результатом чего становится эмоциональная неустойчивость, резкая смена настроений, бурное выражение эмоций  и  быстрое  утомление, отчего подросток порой  выглядит, как  недоразвитый… С  результатами  этих  исследований невозможно согласиться. Ведь мы видим вокруг себя множество юношей и девушек, которые развиваются  динамично  и  гармонично, и  вышеназванных  явлений  у  них  не наблюдается совсем, и совершенно очевидно, что они полностью готовы к регулярному совершению таких религиозных обязанностей, как молитва, пост и так далее.

Реакции  ребёнка  по  достижении  совершеннолетия  также меняются, становясь более тонкими и разнообразными. Если в раннем возрасте реакция ребёнка на происходящее вокруг или с ним самим сводится в основном к «нравится — не нравится», «хорошо — плохо», то в старшем возрасте ребёнок отзывается, реагирует на происходящее соответствующим действием. Это положительная  реакция. Юноша  или  девушка  не  ограничивается ролью пассивного наблюдателя. Праведный юный мусульманин реагирует на происходящее на его глазах, побуждая к хорошему и удерживая от скверного, и делает это уже достаточно настойчиво, сознавая высокую цель своих действий.

В исламской истории можно найти много примеров того, как юные  мусульмане совершали смелые и благородные  поступки и произносили мудрые и прекрасные речи, не уступая в этом многим взрослым и пожилым.

Двое  юношей  из  числа  ансаров, Му’аввиз  ибн ‘Афра  и Му’аз  ибн  Амр  аль-Джамух  не  побоялись  встретиться  в открытом бою со злодеем Абу Джахлем.

Абд-ар-Рахман  ибн  Ауф    сказал: «Находясь  в  ряду бойцов в день битвы при Бадре, я посмотрел направо и налево, и оказалось, что по обе стороны от меня стоят два совсем юных ансара, так что мне даже захотелось, чтобы рядом со мной был кто-нибудь  посильнее.  Один  из  них  сделал  мне  знак глазами  и  спросил:  “О  дядя, знаешь ли ты Абу Джахля?” Я ответил: “Да, а зачем он тебе, о племянник?” Он пояснил: “Мне сказали, что он оскорбляет Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и, клянусь Тем,  в Чьей Длани душа моя, поистине, если я его увижу, то уже не расстанусь с ним, пока тот из нас, кому суждено умереть первым, не умрёт!” И я удивился этому, а потом мне подал знак  глазами  другой  юноша, который  тоже  сказал  нечто подобное. После этого прошло совсем немного времени, и, увидев  ходившего  среди  людей  Абу  Джахля, я сказал им: “Вот тот, о ком вы спрашивали меня”. Тогда они бросились на  Абу  Джахля  и  зарубили  его  своими  мечами, а  потом бросились к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  и сообщили ему об этом. Он спросил: “Кто из вас убил его?” Каждый из них ответил: “Я убил его!” Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “А вытерли ли вы свои мечи?” Они сказали: “Нет”. Тогда он посмотрел на их  мечи  и  сказал: “Вы  оба  убили  Абу  Джахля, но  его имущество достанется Му’азу ибн Амру аль-Джамуху”. Что же касается имён этих юношей, то  их звали Му’аз ибн Амр аль-Джамух и Му’аввиз ибн Афра» [аль-Бухари].

А  юный  Абд-аль-Малик (ему тогда было 19 лет),  сын  праведного  халифа Умара  ибн  Абд-аль-Азиза, добивался  от  отца, чтобы  тот обеспечил неуклонное соблюдение людьми заветов Корана и Сунны. Он говорил: «О повелитель верующих! Добейся от людей неуклонного следования Книге Аллаха и Сунне Его Пророка, а после этого, клянусь Аллахом, пусть нас с тобой хоть бросят в кипящие котлы!»

Умственная зрелость и достижение полноты в своём развитии приводят человека к стабильности и умеренности, к принятию истины и оставлению ложного. Однако если при этом юноша или девушка живут в обществе, в котором царят убеждения, противоречащие тому, на что указывает человеческий разум, и возникают  противоречия  между реальной  ситуацией и тем, что  должно  быть, у  молодёжи  действительно  возникает  неуравновешенность,  повышенная  эмоциональность, депрессия, пессимизм, и в их действиях и поступках можно заметить отсутствие логики и смысла. Этот период может быть разным по продолжительности. Всё зависит от того, сколько времени потребуется юным членам общества, чтобы разобраться в самом себе и в этих противоречиях и научиться приспосабливаться к обстоятельствам, правильно реагировать на происходящее вокруг и, по возможности, изменять ситуацию в лучшую сторону.

Если ребёнок не получил должного воспитания ранее, то по достижении  совершеннолетия, ощутив  себя  самостоятельной личностью и почувствовав свою независимость от родителей и учителей, он может захотеть самостоятельно выбирать друзей и распоряжаться  своим  свободным  временем  по  собственному усмотрению. Могут возникнуть трудности в отношениях между воспитателем и его юным воспитанником: ему хочется иметь своё мнение по любому вопросу, даже если его видение вещей противоречит  общепринятому,  и  он  не  желает  слушать наставления воспитателя и следовать его советам.

Религиозные обязанности

 

Как  мы  уже  сказали, ребёнок  гармонично  развивается  и  достигает совершеннолетия, и это развитие имеет определённую конечную цель. Всевышний Аллах возложил на Своих рабов определённые  обязанности, исполнять  которые  они  обязаны начать по достижении совершеннолетия. С этого момента человек несёт ответственность за свои деяния, и тот, кто уверовал и совершал благие дела, попадёт в Рай, а кто выбрал дорогу неверия, тот войдёт в Ад, — просим у Всевышнего о милости, прощении, щедрости  и  благополучии. Вступление  в  совершеннолетие означает, что развитие человека достигло уровня, достаточного  для  того, чтобы  он  нёс  перед  Всевышним ответственность за свои поступки, и у него не остаётся никаких оправданий. Как сказал Всевышний Аллах: «…дабы после пришествия  посланников  у  людей  не  было  никакого довода против Аллаха» (сура 4 «Женщины», аят 165).

Физическое развитие  необходимо, и оно должно достичь определённого уровня, чтобы  человек  мог  исполнять  религиозные  обязанности. Также  необходимо  умственное  развитие — оно должно достичь такого уровня, чтобы человек мог воспринимать доводы и отличать правильный путь от заблуждения. Также  необходимо  эмоциональное  развитие — оно должно побуждать человека к принятию истины и оставлению  ложного  и  помогать  ему  преодолевать  трудности  и препятствия, которые могут встретиться ему на этом пути.

И предназначение роста тела не в том, чтобы оно росло непропорционально и беспорядочно и этот рост делал ребёнка неуклюжим и придавал ему комичный вид. И предназначение умственного  развития  не  в  том, чтобы  ребёнок  вступал  в противоречия с родителями и учителями, называл глупыми и ни в грош не ставил мнения оппонентов. И половое развитие происходит  не  для  того, чтобы  подросток  свободно, без каких-либо ограничений контактировал с противоположным полом. И цель эмоционального развития не в том, чтобы ребёнок  становился  нервным, грубым, вспыльчивым, эмоционально  неуравновешенным  и  гневливым  и  постоянно  ссорился с окружающими и вступал в противостояние с ними.

Всевышний  Аллах  наделил человека способностью расти  и  развиваться  для  того, чтобы  он  мог  исполнять  обязанности,  которые  Он  на  него  возлагает.  И  если развитие в  некоторых случаях  идёт  неправильно, то  это отклонения, болезнь,  а вовсе не особенности возрастного периода, потому что Всевышний Аллах сотворил людей не для того, чтобы с ними происходили  подобные явления, а для  того, чтобы они поклонялись Ему. Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура 51 «Рассеивающие», аят 56).

Следовательно, воспитатель  должен  воспринимать  подобные явления как болезни, которые нуждаются в лечении, а не как нечто неизбежное, что невозможно предотвратить и с чем  бесполезно бороться: мол, все через  это  проходят, и моего ребёнка это тоже не минует.

Человек приходит в этот мир не пустышкой — он уже наделён  своей  естественной, изначальной  природой (фитра), которую  даёт ему Всевышний Аллах. А  потом он меняется под влиянием родителей, воспитателей и общества. В некоторых случаях его изначальная природа остаётся неизменной и он вырастает искренне верующим и живёт в лоне ислама (то есть покорности Всевышнему), который побуждает его к благу и благонравию, запрещает  ему всё скверное и призывает отдаляться от порицаемых нравственных качеств.

Если изначальная природа ребёнка не подвергалась изменению  и  он  бы  воспитан  в  покорности  Всевышнему, то откуда появятся все эти вышеперечисленные явления? Они появляются в обществах, состоящих из людей, изначальная природа которых подверглась изменению. И они возникают у  детей,  которые  не  получили  должного  воспитания, соответствующего  Шариату  Всевышнего  Аллаха. В  этих случаях  названные  явления  следует  рассматривать  как отклонения и пороки, от которых нужно избавиться, а не как возрастную особенность.

Смелость, отвага и отсутствие страха перед трудностями

По причине физического и умственного развития, присущего этому  возрастному  периоду, юный  мусульманин  начинает чувствовать в себе силу и способность ко многим действиям.

Всевышний Аллах сказал: «Аллах — Тот, Кто создаёт вас слабыми. После слабости Он одаряет вас силой, а потом заменяет силу слабостью и сединой» (сура 30 «Румы», аят 54).

От  детской  слабости  человек  постепенно  переходит  к юношеской  силе, и  ощущение  собственной  силы  и способностей  побуждает  его  идти  вперёд  и  преодолевать трудности. Двигаясь  в  выбранном  направлении, он  не боится  препятствий, которые  возникают  на  его  пути. Это хорошо, если ребёнок движется в правильном направлении и  совершает  благие  дела, и плохо, если  при  этом  ребёнок отклоняется  от  правильного  пути  и  творит  зло. Поэтому воспитатель  должен  быть  внимательным  и  бдительным  и направлять его на путь блага.

Примеры, иллюстрирующие сказанное, можно найти в самых разных эпохах. Во времена сподвижников некоторые из них  по  собственному  желанию  присоединялись  к  войску  в пятнадцатилетнем  возрасте, а  Усаму  ибн  Зайда  Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) назначил командовать большим отрядом, когда ему было только восемнадцать, а, по другим данным, двадцать лет.

В то же время мы знаем, что многие преступления совершаются юношами такого же возраста. Поэтому воспитатель должен использовать эту возрастную особенность во благо, направив её в правильное русло, то есть на совершение благородных и достойных дел, пусть и сопряжённых с разными трудностями.

И  он  должен  предостеречь  своего  юного  воспитанника  от поспешности  и  опрометчивости, которые  порой  становятся следствием присущей молодёжи энергичности и пылкости.

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх