Ахляк (нрав)

Уважать Господа – значит повиноваться Ему

Когда тебя чтят, ценят, когда с тобой считаются – таковы наиболее распространенные критерии того смысла, что стоит за словом «уважение». Впрочем, толковый словарь описывает «уважение» как обходительное отношение к чувствам людей, связывая его с почестью, добротой, послушанием и тактичностью. Какова роль уважения в Исламе? Ислам учит, что долг каждого из нас относиться к любому творению Божьему с уважением, почитанием и благородством. Наибольшего уважения заслуживает Сам Творец. Уважение начинается с любви и послушания заповедям Божьим, и с такого уважения следуют все нравы и высокие стандарты морали, присущие Исламу.

 

«Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели успех» (Коран 24:52).

 

Для того чтобы добиться успеха, Ислам призывает всех нас научиться слушаться Господа и таким образом относиться с уважением к человечеству, окружающей среде, ко всем верующим и к самим себе. Учитывая, что все верующие – это единый народ, значит, если какая-то его часть подвергается опасности и риску, то такой же опасности подвергаются и все остальные, поэтому уважение друг к другу является необходимым условием.

Ислам учит нас, что мы в ответе не только за наши личные мысли и действия, но и за то влияние, которое мы оказываем на всё в этом мире. Ислам призывает нас умножать добро и препятствовать распространению зла. Ислам связывает уважение с миром, любовью и состраданием – атрибутами Единого Бога. Таким образом, чтобы исполнить обязательства почитания и послушания Господу, мы должны уважать честь, репутацию и частную жизнь других. Уважение подразумевает воздержание от таких тяжких грехов как злословие, ложь, клевета и сплетни.

Уважение к людям означает воздерживаться от грехов, которые сеют зерна раздора среди людей и приводят к ущербу. Уважение подразумевает любить своих братьев и сестер, как мы любим самих себя, и желать им того, что мы желаем самим себе. Уважение заключается в том, чтобы мы обращались с окружающими нас людьми так, как мы хотим, чтобы они обращались с нами, и как мы надеемся, будет с нами обращаться Бог – с состраданием, любовью и милосердием. Тяжкие грехи ставят преграду между людьми и Божьим милосердием и приводят к мукам, несчастьям, к злу при жизни и после кончины. Бог приказывает нам воздерживаться от грехов и бороться с деструктивными, порочными чертами нашего характера. Он также обращает внимание на подозрения, клевету и сплетни, которые не приведут ни к чему иному, кроме позора и бесчестия.

«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран 49:12).

 

Ибн Аббас, сподвижник Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и толкователь Корана, сказал, что Бог запретил злословие точно так же, как Он запретил есть мертвую плоть. Вкушение мертвечины вызывает у людей естественное отвращение, и люди должны иметь такое же естественное отвращение к злословию. Уважение подразумевает заботу друг о друге, воздержание от желания колоть друг друга злословием и дурными мыслями, так как это уничтожает душу, подобно смерти, разлагающей мертвую плоть.

Злословие

 

Кто-то скажет, что злословие – это просто слова, и спросит, какой же они могут принести вред? Слова на самом деле очень сильны и оказывают пагубное воздействие. В придачу к явному недостатку уважения, которое есть в злословии, эти так называемые просто слова причиняют боль тому, кому адресованы, и это – прямой путь клеветника к пламени ада. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) предупредил нас об участи, которая ждет тех, кто своими устами молвит неуважение. Он сказал: «Человек может говорить, не думая о том, что сказанное означает, но из-за этого он погрузится в адский огонь еще глубже того, чем есть расстояние между Востоком и Западом» [1].

Случилось однажды, что близкий сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросил о том, что надо сделать, чтобы ему был уготован рай, а не огонь ада. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,  описал хорошие поступки, а потом спросил своего соратника, желает ли он знать о сути хороших поступков. Тот ответил: «Да, естественно!» – после чего Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,  пальцем указал на свой язык и молвил: «Держи его всегда в узде!». Его собеседник недоверчиво спросил: «Разве мы в ответе за свои слова?». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,  ответил, что самый быстрый путь к адскому огню – это плоды скверной речи [2].

Мы выяснили, что злословие – это более, чем просто слова, как же теперь определить, что именно это такое? Злословить – значит отзываться о ком-то унизительно, говорить о человеке в такой манере, которая была бы ему неприятна. Мы часто употребляем фразу «говорить за чьей-либо спиной», потому что чаще всего мы сквернословим о человеке в его отсутствие. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,  объяснял сквернословие так: «Говорить о ближнем то, что ему было бы неприятно услышать» [3].

Имам Ан Навави отметил, что к злословию относится обсуждение человеческого тела, религиозных взглядов человека, его положения в обществе, внешний вид, моральные качества, материальное положение, осуждение родителей, детей, супруги, слуг, одежды, рода занятий, выражения лица и чего-либо иного, относящегося к его личности. Не важно, выражаете ли вы это буквально в словах или это выказывают ваши жесты.

В рассказанной выше истории Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует,  также спросили, как рассматривать злословие относительно небеспочвенных высказываний о человеке. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  объяснил всю скверность злословий и различие между злословием и клеветой. Он сказал: «Если вы рассказываете о ближнем то, что в нём действительно есть, вы злословите, а если говорите о нем неправду – вы нагоняете на него клевету» [4].

Клевета – это ложные сведения о человеке, это тяжкий грех, и он заслуживает жестокого наказания. Бог говорит в Коране:

«А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (Коран 33:58).

 

В одном своем хадисе пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,  говорит о своей супруге Аише, которая назвала одну из жен мужа низенькой, то есть маленькой по росту. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,  отреагировал на ее слова так, что сразу стало понятно, насколько жестокими оказались эти слова. «Если то, что ты сказала, подмешать в море, то этого будет достаточно, чтобы заразить всю воду», – сказал он [5].

В наши дни злословие стало столь обыденным, что люди злословят просто для того, чтобы выразить свой гнев и зависть. Те, кто подвергаются этой привычке, показывают свое неуважение Богу, ведь они ослушались Его и причиняют вред другим. В различных журналах и телевизионных шоу темы посвящены сплетням о личной жизни других людей. Там нет уважения к личному пространству человека и там считают, вопреки общепринятому мнению, что жизнь других людей не является источником для сплетен. Те, для кого в порядке вещей сквернословить и распространять слухи, и кто слепо поддается воле желаний и не просит у Господа прощения, теряют всякое уважение к себе, поскольку больше не боятся огня ада. Это тяжелый грех, наказание за него суровое, но Бог Милостив и всегда примет искреннее покаяние.

«…если кто-то из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и станет совершать праведные деяния, то ведь Он – Прощающий, Милосердный» (Коран 6:54).


Примечания

[1] Сахих аль Бухари, Сахих Муслим.

[2] Ат Тирмизи и Ибн Маджа.

[3] Сахих Муслим.

[4] Там же.

[5] Абу Дауд Ат Тирмизи.

islamreligion.com

Продолжение следует…

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх