Ахляк (нрав)

Воспитание по исламу: Трудности периода различения

В этот возрастной период ребёнок сталкивается примерно с теми же трудностями, что и в предшествующий ему. И если воспитатель прикладывает достаточно усилий, то чаще всего с возрастом  эти  негативные явления  исчезают сами собой.

Однако в этом возрасте появляются новые трудности и проблемы, основной причиной которых становится общение ребёнка  вне  дома. Наибольшую  опасность  представляет попадание  ребёнка  в  плохую  компанию, следствием  чего становится, как  правило, появление  целого  ряда  вредных привычек, и  в  их  числе  курение, просмотр  непристойных журналов, фильмов  и  другой  подобной  видео- и компьютерной продукции.

Необходимо  объяснить  ребёнку, что  дружить  нужно  с теми, от кого можно получить пользу и благо, тогда как другая дружба бесполезна и  нередко становится причиной разочарования. Следует привести соответствующие примеры и веление  Посланника  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)  выбирать  для  дружбы  верующих людей*.

Кроме того, воспитателю следует поближе познакомиться  с  друзьями  своего  ребёнка, чтобы  знать, с кем он дружит, а также научить его, что он не должен без разрешения воспитателя брать у друга книги, журналы, диски и так далее.

Воспитатель также  должен время  от времени  посещать школу, в  которой  учится  его  ребёнок, и  разговаривать  с учителями, спрашивая о поведении и успеваемости ребёнка.

Воспитатель также должен стараться, чтобы ребёнок видел его во  время  его визита  в  школу, и  знал, что  воспитатель интересуется его делами и спрашивает о нём учителей. Однако  при  этом воспитатель  должен остерегаться шпионить за ребёнком под предлогом того, что он желает знать о ребёнке  всё, дабы  контролировать  и  корректировать  его  поведение. Привычка шпионить за людьми порицаема, и Всевышний Аллах  запретил это, и Его Посланник  Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) запретил это, а то, что запрещено Шариатом, не может  быть  полезным — напротив, оно несёт в себе вред или же вред от него больше пользы.

И вместо того  чтобы рыться в  школьном  портфеле ребёнка в его отсутствие, попросите его, как только он придёт домой, когда рядом нет его братьев и сестёр, открыть портфель и показать вам, что там. Это в случае, если у воспитателя есть основания для подозрений. Если в более раннем возрасте ребёнок привык говорить правду, он не станет лгать и теперь, став  старше. Возможно, что, почувствовав  искренность вашей заботы о нём, он не только покажет вам книги, журналы и диски, которые взял у друзей, но и попросит вас высказать своё мнение: стоит ему это читать  или смотреть или лучше сразу вернуть всё это владельцам?

Однако, что делать воспитателю, если он действительно нашёл у ребёнка книги и журналы, которые совершенно не подходят  для  детей? Лучше  всего  ограничиться  увещеванием, ясно  и  доходчиво  объяснив  ребёнку, какой  вред  заключает в себя вся эта продукция. Ни в коем случае нельзя ругать его или бить, тем более, если ребёнок принёс домой нечто подобное впервые. Важно отметить, что воспитатель должен  не  просто  запретить  ребёнку  смотреть  подобные фильмы или читать подобные книги, но и  предложить достойную замену.

Методы и средства воспитания

1. Воспитание посредством событий. Это один из основных методов исламского воспитания. Происходящие события  используются  для  закрепления  определённых  ценностей, связанных  с  ними. Этот  метод  воспитания  даёт глубокое  понимание  и  производит  сильное  впечатление.

Многие коранические аяты были ниспосланы после определённых событий и являются, по сути, комментариями к ним. Эти  аяты  можно считать  наглядным примером воспитания посредством событий.

Вспомним одно из важных событий в жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  и  сподвижников — клевету, которую  распространили лицемеры об ‘Аише (да будет доволен ею Аллах).

Это событие стало часть воспитания исламского общества, поскольку способствовало закреплению важных ценностей, и если бы веления и запреты не были связаны с событием, то и  воздействие  их  на  души  верующих  не  было  бы  столь сильным. Поэтому Всевышний Аллах и сказал об этом происшествии, несмотря на то, что оно было тяжким для верующих:  «Не  считайте  это  злом  для  вас. Напротив, это благо для вас» (сура 24 «Свет», аят 11).

И  если  мы  обратимся  к  Сунне, то  увидим, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  также часто применял этот метод. Он не  просто  говорил  о  бренности  мира  и  о  том, что  в действительности  он  не  имеет  никакой  ценности, но  и использовал  разные  происшествия, чтобы  приблизить  эту истину к пониманию верующих.

Сподвижник  Джабир  ибн  Абдуллах (да  будет  доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что однажды Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) в окружении людей проходил через рынок и увидел валявшегося там дохлого козлёнка с очень маленькими ушами. Он взял его за ухо и сказал: «Кто из вас купит это за дирхем?» Люди ответили: «Мы бы нисколько не заплатили за него, что нам с ним делать?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  спросил:  «А  хотели  бы  вы  заполучить  его  даром?»  Люди ответили: «Клянёмся Аллахом, даже если бы он был живой,

он  был  бы  с  изъяном  из-за  своих  маленьких  ушей, а  что говорить о мёртвом?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: «Клянусь Аллахом, мир этот значит для Аллаха ещё меньше, чем этот козлёнок для вас» [Муслим].

И  подобных  примеров  из  Сунны  можно  привести  очень много. Воспитатель должен использовать в педагогических целях события, которые происходят с ребёнком или на его глазах.

2. Библиотеки. В этом  возрасте ребёнок, как  правило, уже  умеет  читать  и  писать, и, становясь  старше, он  совершенствуется в этих своих умениях. Поэтому этот возраст отлично  подходит  для  того, чтобы  начать  составлять библиотеку для ребёнка из полезных книг, подходящих для его возраста. Конечно, многое зависит от финансовых возможностей воспитателя. Но, как бы там ни было, к выбору книг нужно относиться очень внимательно, и если у воспитателя  есть  возможность  посоветоваться  с  более  опытным человеком в данной области, то лучше сделать это. Ни в коем случае  нельзя  брать  с книжных полок  всё  без  разбору.

Также очень хорошо, если ребёнок принимает участие в выборе  книг, поскольку  это  способствует  правильному  формированию  его  личности  и  помогает  ему  почувствовать собственную  значимость  и  способность  к  принятию  решений. Разумеется, воспитатель должен помогать ребёнку и оценивать его выбор.

Библиотека создаётся для того, чтобы пользоваться ею, а не для того, чтобы пускать пыль в глаза гостям, чтобы они, переступив порог, ахнули: «Сколько у вас книг!» Также не следует  держать  книги  под замком, ребёнок  должен иметь доступ к ним в любое время, а не только, скажем, в выходные. Пусть ребёнок  сам выбирает для себя книги, которые ему нравятся и которые вызывают у него интерес. Воспитатель должен лишь следить за тем, какие именно книги берёт ребёнок, а  также  смотреть, выполнил  ли ребёнок  задания, если  книга  с  заданиями. А  если  книга  рассчитана  на совместную работу ребёнка и воспитателя, он должен найти время, чтобы помочь ребёнку.

У ребёнка должно быть подходящее место для чтения — удобное, тихое, с хорошим освещением, чтобы ему ничто не мешало сосредоточиться и получать пользу от чтения.

В наше время благодаря техническому прогрессу книги бывают  не  только  напечатанные, но  и  аудио-, и электронные, что  создаёт  дополнительные  удобства  для ребёнка  и  взрослого. Разумеется, многое  зависит  от финансовых возможностей воспитателя.

3. Исследования. К важным методам воспитания ребёнка относится приучение его к самостоятельному поиску интересующей  его информации в  имеющихся  у  него  книгах.

Когда ребёнок задаёт вопрос, ответ на который есть в этих книгах, воспитателю лучше вместо мгновенного ответа подсказать ребёнку, в какой книге или книгах можно найти ответ, и предоставить ему самостоятельно найти его, чтобы он учился  извлекать  из  источников  нужную  информацию  и осознавал важность источников.

Кроме того, самостоятельно найдя то, что искал, ребёнок радуется  своим  успехам. Воспитателю  же  остаётся  только проверить, действительно ли ребёнок нашёл то, что нужно.

Многим воспитателям не хватает терпения, и они, стремясь сэкономить время, сразу же дают ребёнку готовый ответ или  объясняют что-то своими словами, не отсылая ребёнка  ни  к  каким  источникам  и  лишая  его  возможности самостоятельного исследования. Такой подход гасит огонёк любопытства и отбивает у ребёнка желание к самостоятельному поиску ответов на возникающие у него вопросы, а это огромная потеря для самого ребёнка и для общества, частью которого он является.

Случается, что родители помогают ребёнку ответить на вопросы  детских  викторин  или  конкурсов. Они  пишут  ответы  вместо  него, чтобы  ребёнок  мог  получить  приз. Поступая так, они, даже получив приз, лишают своего ребёнка важной части воспитания и делают напрасными усилия организаторов этих конкурсов и викторин.

4. Еженедельные  познавательные  собрания. К  сожалению, многие  воспитатели  упускают  такую  возможность. А ведь это очень полезно — собираться вместе детям и родителям, беседовать, получать  и  передавать  знания. Эти мероприятия  помогают  укрепить  связь  между  братьями и сестрами с одной стороны и между детьми и родителями — с  другой. Дети  получают  много  новой  полезной  информации, проводят  время  в  обществе  родителей  и  друг друга  приятно  и с  пользой, а  родители  получают возможность оценить знания, способности, поведение и воспитание своего  ребёнка  и  заметить  пробелы  и  упущения, которые необходимо исправить и восполнить.

Замечательно, если  во  время  этого  семейного общения воспитатели будут уделять некоторое время чтению Корана, таджвиду и краткому разъяснению смысла прочитанных аятов. Также можно читать книгу, а потом совместно обсуждать  прочитанное, предоставляя  детям  возможность  участвовать в дискуссии и задавать вопросы.

Общение воспитателей с детьми не должно сводиться к приготовлению  уроков. К  сожалению, некоторые  воспитатели считают, что главное — чтобы ребёнок сделал домашнее задание; если у него не получается, ему нужно помочь, и на  этом  обязанности  воспитателя  заканчиваются,  всё оставшееся время ребёнок должен быть предоставлен самому себе — играть, гулять, спать и так далее.

5. Соревнование без зависти и обид. К важным воспитательным  методам, помогающим  сформировать  у  ребёнка серьёзное  отношение  к  учёбе  и  сделать  его  усердным  и внимательным, относятся соревнования.

Са’ид ибн Джубайр передаёт: «Однажды, когда Ибн ‘Аббас уже ослеп, к нему пришла женщина с письмом, и он дал его своему сыну, однако тот, вместо того чтобы прочесть, передал его мне, и я прочитал его, а Ибн ‘Аббас сказал сыну: “Ну что? Неужели ты не мог прочитать его так же, как этот юноша-египтянин?!”»

Этот метод подходит не  только для возраста, которому посвящена эта глава. Он отлично подходит и для маленьких детей, и  для  подростков. При  организации  состязания учитывается возраст участников. В Сунне можно найти немало примеров.

*Хадис об этом приводит Ахмад.

 

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх