Ахляк (нрав)

Зачем нужно воспитание?

Общее назначение воспитания

 

Общество  складывается  из  нескольких  человеческих  единиц, из  народов  и  племён. Как  сказал  Всевышний  Аллах: «…и  сделали  вас  народами  и  племенами, чтобы  вы узнавали друг друга» (сура 49 «Комнаты», аят 13).

Наименьшая из  этих  единиц — семья, которая состоит из родителей и детей. Таким образом, семья — это группа людей, тесно связанных между собой, и если эта ячейка общества  получает  правильное  воспитание, это способствует благополучию  общества  в целом. Поэтому  мы можем  сказать, что  общая  цель  воспитания  состоит  в  превращении человека  в достойного члена общества, способного понять культуру своего общества, воспринять её и извлекать из неё пользу  для себя, а также  стремящегося к прогрессу  своего общества, дабы претворить теории в жизнь.

Если  говорить о мусульманском обществе, то  цель исламского  воспитания — превращение человека  в подходящий  кирпичик для строительства  общества, правильно  понимающего истины ислама и действующего в соответствии с ними. Член мусульманского общества должен принимать активное участие в преображении и процветании этого общества  и  донесении  до  людей  послания  Всевышнего, поскольку  именно  с  этой  целью  он  был  сотворен. Каждый должен делать это в соответствии со своими возможностями и  способностями, которыми  наделил  его  Аллах. Из  этой главной  цели  вытекают  другие, второстепенные  цели, соответствующие  временному  периоду и  дополняющие  друг друга, чтобы  в  конце  концов  сформировать  гармоничную исламскую личность.

Постановление ислама относительно правильного воспитания

Воспитание — нравственная  деятельность  и  моральный долг, и  родители должны  заниматься воспитанием ребёнка сами либо поручить это  людям, которые выполнят эту  задачу вместо них или помогут им в этом при необходимости.

Однако в действительности дело обстоит намного серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Шариатские доказательства указывают на то, что родители и опекуны обязаны оберегать и  защищать  своих  детей, заботиться  о  них  и  воспитывать вплоть до совершеннолетия. К таким доказательствам относятся и Слова Всевышнего: «Оберегайте себя и свои семьи от Огня…» (сура 66 «Запрещение», аят 6).

Катада (да помилует его  Аллах) сказал: «Оберегать  их — значит побуждать их к покорности Аллаху и удерживать их от ослушания Аллаха, повелевать им то, что повелел Аллах, и помогать им в этом. И когда ты видишь, что они ослушиваются Аллаха, ты должен удержать их и предостеречь».

Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «То есть: побуждайте их к одобряемому, и удерживайте от порицаемого, и не предоставляйте их самим себе, а иначе потом в Судный день они попадут в огонь».

Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству… И мужчина — пастырь  для  своей  семьи, и  он  несёт  ответственность  за свою  паству, и женщина — пастырь  в  доме мужа своего, и она несёт ответственность за свою паству… Каждый  из  вас — пастырь, и  каждый  несёт  ответственность за свою паству» [аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует)  также сказал: «Обучайте своих детей молитве с семи лет и ударяйте их за отказ совершать её с десяти лет» [Абу Дауд; Ахмад; аль-Хаким].

Веление в данном случае указывает на обязательность.

Аль-Байхакы сказал: «В число шестидесяти ответвлений веры входят: права детей и прочих членов семьи, а именно забота мужчины о своих детях и остальных членах семьи и обучение их тому, что им необходимо знать о религии, поскольку  Всевышний  Аллах  сказал: “Оберегайте  себя  и свои  семьи от Огня, растопкой  которого будут люди и камни”  (66:6).  Аль-Хасан  сказал: “Побуждайте  их  к покорности  Аллаху  и  обучайте  их  благому”. А  Али  (да будет доволен им Аллах) сказал: “Обучайте  их  и  воспитывайте  их”. В “Сахихе” Муслима  приводится  хадис: “Если  кто-то  обеспечивал двух девочек до  их совершеннолетия, то  в  Судный  день мы с ним будем, как вот эти”. Сказав это, он сблизил два пальца».

В Коране рассказывается о том, как пророки и праведники воспитывали своих детей и остальных членов своих семей. Так, о пророке Исма’иле   (мир ему)   Всевышний Аллах сказал: «Он  велел  своей  семье  совершать  молитву  и выплачивать закят» (сура 19 «Марьям», аят 55).

А  пророк  Нух   (мир ему)  обратился  к  сыну с  такими  словами: «Сын  мой! Садись  с  нами [в  ковчег] и  не  оставайся  с неверующими» (сура 11 «Худ», аят 42).

Мудрец Люкман наставлял сына и говорил ему: «О сын мой! Не  приобщай  к  Аллаху  сотоварищей, ибо многобожие  является  великой  несправедливостью» (сура  31 «Люкман», аят 13).

Причём наставлений этих было множество: «О сын мой! Если  нечто  весом  с  горчичное  зёрнышко  будет  внутри скалы, или на небесах, или  в земле, то  Аллах  принесёт его. Поистине, Аллах — Проницательный, Ведающий. О сын мой! Совершай молитву, побуждай к одобряемому, запрещай  предосудительное и терпеливо  сноси всё, что постигает  тебя. Поистине, в  этих  делах  надлежит проявлять решимость» (сура 31 «Люкман», аят 16-17).

Это  и  другие  его  великие  наставления  приводятся  в Коране. Воспитание, которое делает человека способным  к пониманию  религии  и  действиям  в  соответствии  с  ней  и соблюдению  её  законов, а  также  воспитание, благодаря которому человек оказывается способен играть свою роль в жизни и не становится обузой для других людей, — именно такое  воспитание  вменяется  в  обязанность  того, на  чьём попечении находится ребёнок.

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства  до совершеннолетия

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх