Призыв

О чем нужно помнить, отвечая на вопросы об исламе

вопросы

В условиях растущей глобализации мало кому удается остаться в стороне от мирового информационного потока, анализируя который, приходится с сожалением констатировать, что общей тенденцией всех мировых СМИ является изображение ислама и мусульман в ложном свете. Впрочем, нельзя не признать, что временами мы сами своим поведением провоцируем немусульман.

Так или иначе, ислам и мусульмане вызывают много вопросов, на которые мы не всегда знаем правильные ответы, а если знаем – не всегда можем их преподнести.

Между тем, чтобы удовлетворить любопытство интересующихся, как правило, достаточно разбираться в ключевых доктринах ислама; другое дело, что беря на себя столь важную просветительскую миссию, необходимо соблюдать несколько правил, а именно:

1. Следить за своим поведением

Отправляя Моисея и его брата к Фараону — жестокому тирану, детоубийце, деспоту, поработившему целый народ — Аллах, тем не менее, напутствовал их:

«Говорите с ним мягко…» (Коран, 20:44).

Мы можем всего лишь надеяться уподобиться Моисею с его праведностью, тогда как адресат нашего призыва к исламу уж точно не сравнится порочностью с Фараоном, а значит, нам тем более нужно быть мягкими в речах.

Кто может быть отвратительнее Фараона? Он издевался над Моисеем, издевался над Аллахом и верующими, однако, общаясь с ним, Моисей все равно был вежлив.

Аллах сказал Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение):

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Коран, 3:159).

Если бы Пророк был груб, сподвижники отвернулись бы от него, говорит Аллах. Это значит, что даже лучший из людей, обращаясь с посланием Аллаха к самым достойным, мог потерпеть неудачу, если бы не был кроток и снисходителен. Что же тогда говорить о нас?

2. Иметь чистоту намерений

Если услышанный вопрос ставит вас в тупик, вспомните, что шайтан пытается вывести нас из себя и заставить забыть о главном намерении – угождать Аллаху. Под его влиянием, действительно, можно потерять самообладание и тем самым оттолкнуть спрашивающего. Или шайтан может внушить гордыню и желание похвастаться своими знаниями, вследствие чего мы пускаемся в пространные объяснения, отступаем от темы, и это тоже портит призыв.

Всегда помните сами и напоминайте шайтану, что вы отвечаете только ради Аллаха и только ради того, чтобы человек что-то понял об исламе.

Если нами руководит только желание угодить Аллаху и показать человеку верный путь, мы не будем перед ним похваляться, не будем высмеивать, обижать или, тем более, повышать голос.

3. Отнестись к человеку с пониманием

Нередко приходится видеть, как над человеком смеются за его вопрос. Хотелось бы напомнить одну истину, которой учат студентов-медиков: «Не бывает глупых вопросов». Это касается и ислама.

Дело в том, что часто спрашивающий понятия не имеет о том, что такое ислам. Поэтому его вопросы могут казаться странными, категоричными, наивными и попросту глупыми. Мы же, мусульмане, не должны позволять себе негативную реакцию ни на один вопрос.

Следует отнестись к человеку с пониманием, встать на его место, даже если вопрос звучит некорректно или откровенно резко. Все равно нужно воспользоваться преимуществом сомнения и постараться дать как можно более правильный и конструктивный ответ. Аллах даровал нам прекрасную религию, давайте покажем ее красоту своим характером и поведением!

4. Внимательно слушать собеседника

Невнимательность к чужим словам — это то, чем грешат многие. Всегда помните, что необходимо внимательно выслушать человека, задающего вопрос, и не перебивать, пока он не закончил свою мысль.

Одним из выдающихся качеств Пророка (мир ему и благословение) было умение слушать и не перебивать.

Временами немусульмане говорили ему ужасные вещи, но он все равно внимательно слушал до конца, и только после этого отвечал.

Всегда будьте внимательным слушателем, демонстрируйте свой неподдельный интерес к вопросу и искреннее желание как можно лучше на него ответить. Помимо всего прочего, это обеспечивает и доверительность в разговоре.

5. Держать в узде свое эго

Всегда найдутся люди, которые не могут удержаться от расистских или исламофобских замечаний. Всегда найдутся те, кто постарается унизить Пророка (мир ему и благословение) или Коран. Всегда найдутся те, кто позволит себе грубо говорить о мусульманках. И так далее.

В таких случаях велик соблазн повести себя враждебно или грубо. В этом нет ничего ненормального — это признак того, что мы ценим свою религию и возмущаемся, когда ее оскорбляют.

Тем не менее, нужно помнить о необходимости обуздывать свое эго. Не следует смотреть на кого-то свысока из-за того, что он обидел вас словом. Не следует воспринимать это как личное оскорбление — такой человек тоже должен услышать призыв к Аллаху, что бы он ни говорил.

Это хорошо видно из беседы Моисея (мир ему) с Фараоном, когда пророк полностью игнорировал обвинения Фараона, направленные на него лично, и все равно продолжал призывать его к Аллаху.

6. Начать с разговора об Аллахе и основ ислама

Одна из главных проблем современного исламского призыва — потеря сути самой темы. Нас спрашивают о хиджабе, и мы начинаем путано объяснять, что он «защищает женщину» и что это вопрос «ее свободы выбора». Когда нас спрашивают о шариате, мы торопимся заверить, что только он «правильный и справедливый» и т.п.

Между тем, из всего этого необходимо, в первую очередь, вычленить одно: все в исламе от Аллаха, и пока собеседник этого не поймет, любые ответы будут казаться ему бессмысленными.

Итак, отвечая на любой вопрос, связанный с исламом, стоит начать примерно так: «Я отвечу на твой вопрос, но сначала позволь, я объясню тебе ключевые принципы ислама?».

Такая формулировка дает возможность объяснить мировоззрение мусульман. Возможно, собеседник никогда не слышал о том, какие убеждения предполагает ислам, поэтому, объясните ему:

  • в чем заключается концепция Аллаха: что Он — Творец, и именно потому, что Он — Творец, Он — Единственный, кто может устанавливать законы и диктовать правила человеческой жизни;
  • что приближение к Аллаху — это главная цель жизни, и все, что мы делаем как мусульмане, мы делаем потому, что так велит Аллах;
  • что предписания и запреты верующим подробно изложены в Коране и объяснены словами и поступками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение);

Если сразу этого не сделать, то невозможно дать логические ответы ни на какие другие вопросы. А если человек знает эти принципы, ему будет понятно, чем обусловлен ваш ответ на его первоначальный вопрос.

7. Уметь говорить: «Я не знаю»

А если вы все-таки не знаете ответа на его первый вопрос? Значит, просто скажите: «не знаю!». Тем более что с помощью этих правил, вы все равно даете интересующемуся определенную информацию об исламе.

Нельзя знать абсолютно всё, но можно объяснить, кто такой Аллах, во что верует мусульманин. И тогда, если у вас нет ответа на его первый вопрос, просто ответьте: «не знаю».

Свой ответ можно сформулировать так: «Я не знаю, как тебе ответить, но сейчас я могу в общих чертах объяснить тебе, что такое ислам. А потом, когда я наведу справки, я отвечу на твой вопрос. Договорились?».

Имам Малик учил:

«Сказать “я не знаю” — это половина знания».

Более того, ложь – это ужасный грех. Но ложь о религии — еще хуже!

Молю Аллаха с вашей помощью привести в ислам множество людей и сделать нас общиной, которая живет так, как предполагает наша религия.

Источник

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх