Семья

Мусульманский ТРИЗ-педагог Алсу Сагирова: «Быть размышляющими нас учит Коран!»

ТРИЗ

Об Алсу Сагировой, маме двух замечательных девочек, преподавателе детского мусульманского клуба «Хазине» (Набережные Челны) я впервые услышала на Всероссийском интернет-конкурсе поделок среди семей мусульман около 4 лет назад.

Ее работы и домашние уроки для детей отличались оригинальностью и многим полюбились. Одна из первых групп в социальной сети «Вконтакте» с авторскими занятиями для детей мусульман «Райские бабочки – воспитание детей в исламе» так же принадлежит Алсу.

Так же Алсу Сагирова является триз-педагогом, об этой методике я впервые услышала от нее. У наших читательниц есть прекрасная возможность узнать об этой популярной теории решения изобретательских задач из первых уст.

-Ас-саляму алейкум! Как вы узнали о методике ТРИЗ? Для кого может быть интересна эта теория? Как вы стали ее применять на мусульманский лад, так сказать?

– Уа алейкум ас-саллям уа рахматуллахи уа баракатух. Для любой мамы важно, чтобы ее дети выросли благородными, имели крепкий иман и твердую веру во Всевышнего и, при этом, легко находили выход из любой сложной ситуации, умели высказывать свою позицию, быстро адаптировались к окружающей обстановке и это не мешало бы им оставаться соблюдающими муслимами.

Важное значение для этого имеет разностороннее развитие ребенка. Сейчас у нас точно нет недостатка в возможностях для развития детей! В наше время создано множество различных продвинутых методик раннего развития и комплексных занятий с детьми, но зачастую они учат малышей только запоминать энциклопедические знания, мыслить логически и находить единственно правильный ответ.

Безусловно, логическое мышление необходимо нам в жизни, но в современном мире оно не является ключевым! И наша родительская ответственность – это научить своих детей быть счастливыми, самостоятельно принимать решения, а не ждать подсказок от окружающих, легко ориентироваться в быстро изменяющихся условиях, иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать, и в этом логика может даже мешать!

Поэтому важно подготовить в наших детках гибкость мышления, научить их приспосабливаться, а лучше даже самим быть новаторами в области технологий и мыслительного процесса.

Быть размышляющими нас учит Коран! Пророк (саллалаху алейхи уассаллям) также, прежде чем дать какую-то тему, всегда задавал вопросы сподвижникам, призывая, тем самым их не просто запоминать, а проживать информацию. Быть осознанными, думающими – в наше время этого очень не хватает умме.

Так получилось, что когда родился первый ребенок, я была совершенно в немусульманском окружении, а очень хотелось показать дочке красоту ислама. Муж также не поддерживал моих религиозных взглядов и не давал прививать их детям. Мне хотелось, чтобы они, когда вырастут, сами выбрали путь ислама, чтобы они осознанно увидели, что другого пути нет, и истина одна – ислам.

А для этого, необходимо было снабдить их сильным мышлением, способностью размышлять, умением анализировать. Тогда было очень мало информации и, совсем скоро, я поняла, что надо будет делать все самой. Так, в результате поисков, я открыла для себя методику ТРИЗ и вскоре, родился мой блог «Райские бабочки – воспитание детей в исламе».

А потом, по огромной милости всевышнего, у меня появилась возможность применить свои знания и навыки в детском мусульманском клубе «Хазине»

В этом году я обучилась и получила международный сертификат триз-педагога в детском клубе, альхамдуллилях! И сейчас продолжаю обучение на триз-педагога практика. Приятным моментом было то, что мои занимашки по этой методики оценили и дали первое место во всероссийском исламском конкурсе «учись полезному, говори лучшее, твори доброе» в номинации «изучаем ислам играя». Я стараюсь делится своими уроками в профиле @alsu_sagir.

– Что нужно педагогам и мамам, чтобы начать применять эту методику в каждодневной практике или на уроках в школах, детских садах, обязательно ли где-то учиться этому?

– Прежде всего, начните задавать малышу вопросы, акцентировать его внимание на мелочах, заставлять его мозг задуматься! Например, почему вода начинает булькать, когда закипает, почему какие-то игрушки в ванной тонут, а другие нет, почему снег блестит? Не надо ждать от него ответа, подсказывать, наталкивать на ответ. Важно, чтобы он начал думать! Если вы сами не знаете ответ, то не надо бояться того, что ваш авторитет упадет, вместе искать ответы очень даже интересно, а еще это сближает и укрепляет привязанность. Попробуйте найти несколько вариантов ответов.

Формируйте противоречия, например, откуда животные узнают, что приближается зима и начинают готовиться к ней (кто-то впадает в спячку/улетает в теплые края/собирает припасы), ведь у них нет календаря?!

Научите детей замечать чудеса! Каждый раз, выходя на улицу, просите малыша назвать, что он заметил необычного? Учитесь видеть чудо сами! Сначала сложно, но ваш ребенок быстро включится в игру и поможет вам! Например, одуванчик еще вчера был желтым цветочком, а сегодня он уже пушистый, разве это не чудо? Погляди на облако, смотри, как оно постоянно превращается во что-то новое – то слон, то медуза! А смотри: тут в заборе дыра, интересно для кого она, кто ее сделал? Ух ты, смотри перышко, кто его здесь оставил?

Можно также предлагать решать открытые задачки, пусть находит к ним несколько ответов. С малышами, удобно начинать со сказок. В известные сказки всегда можно вставить проблему и попытаться ее вместе решить. Например, как колобку остаться несъеденным? Как дедке вытащить репку, если рядом не оказалось помощников? Как журавлю насытиться у лисы, а лисе угоститься у журавля? Как 7-м козляткам распознать волка? Такие сказки я использую как тренажер для мышления.

А знаете, где еще много открытых задач? В сире нашего Пророка (саллалаху алейхи уассаллам). Ну вот, к примеру, после восстановления Каабы возник спор о том, кто должен вложить камень ал-хаджар ал-асвад! Допустим, вы дочитали или рассказали ее до того момента, как попросили нашего Пророка (саллалаху алейхи уассаллам) принять решение! И тут вы останавливаетесь и задаете вопрос малышу: «А как ты думаешь, что можно придумать в такой ситуации? Вот смотри, камень хотят взять все, но он только один, как быть?» если малышу 3-5 лет, и он затрудняется с ответом, то можно помочь ему: «Вот было бы здорово, если бы все смогли взять камень одновременно, но как это сделать?»

Из литературы рекомендую книги Анатолия Гина и Светланы Гин.

Начиная заниматься по этой методике, надо понимать, что ТРИЗ нельзя выучить по учебнику. Изобретательство и творчество — это непредсказуемый процесс, в который должны быть вовлечены и родитель, и ребенок. Не может родитель сидеть рядом, давать задачки и упражнения, а сам при этом просто наблюдать, как ребенок тренируется и развивается. Родитель должен быть тоже там, внутри этого творческого потока, погружаться в него с головой! Обучение не должно заканчиваться во время урока. Оно должно идти дальше.

Вспомните самые интересные, яркие, даже смешные моменты в работе с детьми.

Для меня бальзамом на душу являются осознанные вопросы детей, которые возникают в процессе их размышлений! Так, например, после изучения темы о пророке Нухе алейхи саллям, мальчики придумали мне целую задачку!

“Вот смотрите, длина Адама алейхи салям была 60 локтей, это примерно 30 метров, помните мы высчитывали? А длина корабля Нуха алейхи саллям – 300 локтей Адама алейхи саллям. Как высчитать длину локтя 30 метрового человека? Мы хотим определить точные размеры ковчега!”

А после ознакомления с историей о пророке Луте алейхи саллям, они задали вопрос, который поставил меня в тупик: «Почему он женился на неверующей, ведь он рос рядом с пророком Ибрахимом и был с детства поклоняющимся Аллаху?» чтобы найти ответ, пришлось изучить немало литературы.

Гульнур Янбердина
Источник

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх