Семья

О награде того, у кого умерли маленькие дети

дети

Нет никакого сомнения, что смерть ребёнка – это величайшее испытание и горе мира этого для любого родителя. И каждый родитель желает быть похоронен своими детьми и не видеть их горя. Однако таково испытание и установление Мудрого Аллаха, Который установил всему свой срок, сказав: «Каждая душа вкусит смерть, а потом вы будете возвращены к Нам» (аль-‘Анкабут 29: 57).

Он также сказал: «Мы непременно испытаем вас чем-либо из страха, голода и потери имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда постигает их беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся”. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (аль-Бакъара 2: 155-157).

Однако Всевышний Аллах приготовил великую награду для тех, кто проявляет терпение в своей утрате, чтобы облегчить их горе и печаль. Къурра аль-Музани (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) садился, с ним всегда садилась группа из числа его сподвижников. Среди них был человек, у которого был маленький сын, шедший всегда позади него, и которого он усаживал перед собой в этих собраниях. Как-то пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Любишь этого мальчика?» Тот ответил: «Конечно, о Посланник Аллаха! Да полюбит тебя Аллах так, как я люблю его!» Спустя время мальчик умер, а этот человек перестал посещать эти собрания по причине печали о своем сыне. Когда же пророк (мир ему и благословение Аллаха) перестал его видеть, он спросил: «Почему я не вижу этого человека?» Они ответили: «О Посланник Аллаха, его сынок, которого ты видел с ним, умер».

Когда же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встретил его, он спросил его о сыне, и тот сообщил, что его сын скончался. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выразил ему соболезнование, а затем спросил:«Скажи, что было бы для тебя любимей, чтобы твой сын пребывал с тобой всю твою жизнь, или чтобы когда ты завтра явишься к дверям Рая, увидел его опередившим тебя и открывающим для тебя его врата?» Тот ответил: «О пророк Аллаха, конечно же опередившим меня и открывающим для меня врата Рая, любимей мне!» На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это и будет тебе». Тогда один человек из числа ансаров сказал: «О Посланник Аллаха, да сделает меня Аллах выкупом за тебя! Это только для него или для всех нас?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Напротив, для всех вас»”. Ахмад 5/35, ан-Насаи 2088, аль-Хаким 1/384. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, имам аш-Шаукани, шейх аль-Альбани. См. “аль-Хуляса” 1/1045, “Тухфату-ззакирин” 368, “Сахих ат-таргъиб” 2007.

Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «У кого бы из мусульман ни умерло трое детей, не достигших совершеннолетия, Аллах обязательно введет его в Рай по милости Своей к ним». аль-Бухари 1248, 1381, Муслим 2632.

Со слов Абу Умамы, Абу Сальма и Саубана (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Удивительно, удивительно! Что может быть тяжелее на Весах (в Судный день), чем эти пять вещей: Слова «Ля иляха илля-Ллах»; «Субхана-Ллах»; «альхамду ли-Ллях»; «Аллаху акбар»; а также скончавшийся праведный сын мусульманина, касательно которого он проявляет терпение и надеется на награду (от Аллаха)». Ахмад 5/235, 365, ан-Насаи в “ас-Сунан аль-кубра” 6/50, аль-Баззар 3072, Ибн Хиббан 3/114. Имам аль-Баззар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «Кашф аль-астар» 4/9, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1204 «Сахих аль-джами’» 2817.

И даже выкидыш имеет свое огромное достоинство. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, поистине, выкидыш введёт мать за пуповину в Рай, если она терпела и надеялась на награду!» Ахмад 5/241, Ибн Маджах 1609, ат-Табарани 20/145. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 7064.

Кстати, относительно умерших младенцев Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дети верующих пребывают на одной из райских гор, и их опекают Ибрахим и (его жена) Сара, которые вернут их своим родителям в Судный день». Абу Ну’айм в “Ахбар Асбахан” 2/263, аль-Байхакъи в “аль-Къада уаль-къадар” 634. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1023.

Какой прекрасный пример для нас в великой сподвижнице, которая проявила невиданное терпение:

Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У Абу Тальхи и Умм Суляйм болел сын, который умер, когда Абу Тальхи не было дома. Тогда Умм Суляйм похоронила его за домом и сказала своим близким: “Не говорите Абу Тальхе о его сыне, пока я не скажу ему сама”. Когда же он вернулся, она подала ему ужин. Он поел и попил, после чего она украсила себя для него так, как никогда прежде, и он переспал с ней. А когда Умм Суляйм увидела, что он сыт и удовлетворён, то сказала: “О Абу Тальха, скажи мне, если люди дадут что-то взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть (долг), следует ли отказывать им в этом?” Он сказал: “Нет”. Она сказала: “Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо Он забрал у нас сына, которого даровал”. Он разгневался и сказал: “И ты сообщаешь мне о моём сыне только после того, как я осквернился?!” И после этого он пошёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и обо всём рассказал ему, на что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Вы имели близость этой ночью?» Абу Тальха ответил: “Да”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да благословит Аллах эту вашу ночь!» И впоследствии (Умм Суляйм) родила мальчика. Когда же он родился я (Анас) отнёс его к пророку (мир ему и благословение Аллаха) который разжевал финик и положил его в рот младенцу, назвав его ‘Абдуллахом”. Передатчик этого хадиса Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: “Один человек из числа ансаров (‘Абайя ибн Рифа’а) сказал: “И я видел девятерых сыновей этого ‘Абдуллаха, каждый из которых стал чтецом Корана”. аль-Бухари 1301, 5470, Муслим 2144.

Хафиз Ибн Хаджар сказал, перечисляя пользы этого хадиса: “Когда Аллах увидел правдивость и искренность этой женщины, то Он привёл в порядок её потомство. И в хадисе указание на то, что потерявшему что-то Аллах может заменить это лучшим”. См. “Фатхуль-Бари” 4/59.

Записываются ли автоматически родителям-мусульманам все благодеяния их ребёнка?

Относительно этого вопроса учёные разногласили. Некоторые из них говорили, что награда за благие дела ребёнка автоматически записывается и родителю, ибо он был причиной появления его на свет. Это подобно тому, кто посадил пальму для пользы людям и получал награду за каждый фрукт, съеденный с нее.
Но шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Не было обычаем саляфов даровать Пророку (мир ему и благословение Аллаха) награду за свои дела, потому что ему итак записывалась эта награда и без их дарения, что нисколько не уменьшало их собственной награды. Но родители не имеют такого же положения, ибо не все благодеяния их ребёнка записываются и им, однако родитель получает пользу от мольбы своего ребёнка”. См. “Маджму’уль-фатауа” 1/191.

Что же касается тех, кто придерживался иного мнения, то в качестве довода они опирались на хадис, который передается от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшим из того, что приобрел человек, является то, что он заработал, и поистине, ребёнок его из того, что он приобрел». Ахмад 6/126, Абу Дауд 3528, ат-Тирмизи 1358, ан-Насаи 4449, Ибн Маджах 2137, ад-Дарими 2537. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Абу Хатим, имам Абу Зур’а, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Шейх аль-Альбани сказал: “То, что совершает праведный ребёнок из числа благих деяний, точно такая же награда записывается и родителям, причем награда этого ребёнка не уменьшается. Ведь ребёнок является тем, что приобрели родители и стали его причиной”. См. “Ахкам аль-джинаиз” 216.

Третья группа ученых сказала, что родитель будет получать награду, которую получал его ребёнок, лишь в том случае, если он был причиной праведности своего ребёнка. В упомянутом ранее хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, из числа деяний, которые принесут верующему пользу после его смерти…», — после чего он сказал, перечисляя эти дела: «…праведный сын, которого он оставил после себя». Ибн Маджах 242, Ибн Хузайма 2490, аль-Байхакъи 3447. Имам Ибн аль-Мунзир, хафиз аль-Мунзири, имам аль-‘Аджлюни и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. “Кашф аль-хафа” 2/409, “Хашия ас-Синди ‘аля Ибн Маджах” 1/158, “Сахих ат-таргъиб” 275.

Имам ас-Синди в отношении этих слов сказал: “Праведный ребёнок был включен в число деяний человека и хорошее обучение, потому что именно родитель стал причиной его появления и причиной его праведности, направляя его на прямой путь”. См. “Хашия ‘аля Ибн Маджах” 1/158.

Всё упомянутое указывает на великие достоинства, которые имеются для мусульман в их детях, и эти достоинства, с дозволения Аллаха, коснутся их, если они имели искреннее намерение.

Ибн аль-Джаузи говорил: “Ведь может быть так, что вследствие полового акта появится ребёнок, который станет подобным имаму аш-Шафи’и или Ахмаду бин Ханбалю, и это будет лучше (для родителей), чем поклонение в течение тысячи лет!” См. “ан-Назаир” 185.

Что касается того, кому Аллах дарует ребёнка, к тому же здорового, то пусть он возблагодарит Всевышнего Аллаха за эту великую милость. Касир ибн ‘Убайд рассказывал: “Когда в семье ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, рождался ребёнок, она не спрашивала: «Это мальчик или девочка?», — однако спрашивала: «Он создан полноценным?!» Если ей отвечали: «Да», — она говорила: «Хвала Аллаху – Господу миров!»” аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1257. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

А что касается того, кому Аллах даровал больного ребёнка, то пусть проявляет терпение и достойно переносит это испытание, надеясь на награду от Аллаха. Салих ад-Дахан рассказывал: “У Джабира ибн Зайда были дочери, одна из которых была слепой. И никто никогда не слышал, чтобы он желал для неё смерти, поскольку надеялся на награду за заботу о ней”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 105.

О проявлении терпения при отсутствии детей

Что же касается тех, кому Всевышний Аллах не даровал ребёнка, послав им тем самым испытания, надлежит проявлять терпение перед предопределением Аллаха, ведь Всевышний Аллах сказал: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает девочкой, и одаряет, кого пожелает мальчиком. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бездетным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий» (аш-Шура 42: 49).

Следует знать, что детей не было даже у весьма праведных людей этой общины, как например у матери правоверных ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), а более того, даже у некоторых пророков. Имам аль-Багъауи в отношении слов: «а кого пожелает, Он делает бездетным», сказал: “Как пророки Яхья и ‘Иса, у которых не было детей”. См. “Тафсир аль-Багъауи” 7/200.

Тем, кому Аллах не даровал детей, не следует отчаиваться, а необходимо предпринимать такие действия, которые, с соизволения Аллаха, могут стать причиной дарования им потомства. Во-первых, важно и необходимо взывать к Всевышнему и просить Его о прощении, ибо покаяние – одна из причин наделения раба уделом и потомством. Всевышний Аллах сообщил, что Его пророк Нух (мир ему) говорил своему народу: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (Нух 71: 10-12).

Сообщается, что когда к Хасану аль-Басри пришел один человек и пожаловался на бесплодную землю, он сказал ему: “Проси прощения у Аллаха”. Пришел другой и стал жаловаться на нищету, он сказал ему: “Проси прощения у Аллаха”. Пришел третий и стал жаловаться на отсутствие у него детей, и ему он сказал: “Проси прощения у Аллаха”. После этого он прочитал следующие аяты Корана: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (Нух 71: 10-12). См. “Фатхуль-Бари” 11/98.

Пусть также обращаются к Аллаху с мольбами пророков Ибрахима и Закарии (мир им):

«Господь мой! Даруй мне потомство из числа праведников» (ас-Саффат 37: 100).
﴾ رَبِّ هَبْ لِي مِنَ الصَّالِحِينَ ﴿

«Господь мой! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь поистине, Ты внимаешь мольбе!» (Али ‘Имран 3: 38).
﴾ رَبِّ هَبْ لِي مِن لَّدُنْكَ ذُرِّيَّةً طَيِّبَةً إِنَّكَ سَمِيعُ الدُّعَاء ﴿

Пророк Закария также взывал и с такой мольбой: «Господь мой! Не оставляй меня одиноким (бездетным), и Ты – Наилучший из наследников» (аль-Анбия 21: 89).
﴾ رَبِّ لَا تَذَرْنِي فَرْداً وَأَنتَ خَيْرُ الْوَارِثِينَ ﴿

Что же касается второй причины, то это обращение к врачам-специалистам, ибо это также узаконенная шариатом причина для исцеления. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) навестил человека, у которого была рана, и сказал: «Позовите для него врача из такого-то племени». Когда его позвали, он пришел и сказал: “О Посланник Аллаха, разве лекарства что-либо решают?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возмущенно ответил: «Свят Аллах! Разве Аллах ниспослал какую-либо болезнь на землю, не сделав для нее исцеления?!» Ахмад 5/371. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 517.

Итак, просите чаще о прощении у Аллаха, взывайте к Нему с мольбами и используйте все дозволенные причины и методы для исцеления. И как часто были случаи, когда врачи ставили диагноз «бесплодие», но после этого Аллах одарял супругов ребёнком, и не одним!

Если же кому-то Аллах не дал потомства в мире этом, несмотря на предпринятые ими попытки, то пусть не отчаиваются, и продолжают стремиться быть праведными рабами Аллаха, чтобы заслужить Рай, в котором у них будет все, что они пожелают, включая и ребёнка. Ведь со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если верующий пожелает ребёнка в Раю, то его вынашивание, рождение и взросление произойдут в течение часа так, как он пожелал».[3] Ахмад 9/3, ат-Тирмизи 2563, Ибн Маджах 4338, Ибн Хиббан 16/417. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, имам Ибн аль-Къайим, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль ибн Хади и Шу’айб аль-Арнаут. См. «Хади аль-аруах» 213, «Сахих аль-джами’» 6649, «ас-Сахих аль-Муснад» 387.

И у женщины, у которой не было мужа в мире этом, будет муж, которого она пожелает в Раю, как и у неженатого мужчины, минимум будет две жены. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первая группа тех, кто войдет в Рай, будет подобна луне в ночь полнолуния, а потом войдут те, которые последуют за ними, и будут они подобны самой яркой звезде на небе. Не будут они в Раю ни мочиться, ни испражняться, ни плевать, ни сморкаться, гребни их будут золотыми, пот их будет пахнуть мускусом, в курильницах их будет гореть алоэ, благое древо. У каждого из них будет по две жены, костный мозг каждой из них будет виден сквозь плоть их ног из-за их красоты. Не будет меж ними ни разногласий, ни взаимной ненависти, сердца их будут подобны единому сердцу, и станут они славить Аллаха утром и вечером. А по образу своему они будут подобны праотцу их Адаму, и рост их будет равен шестидесяти локтям. И в Раю не будет холостого». Муслим 2834/14,15,16,17.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если у женщины не было мужа в мире этом, то Аллах выдаст ее в Раю замуж за того, кто понравится ей. Райское наслаждение не ограничивается мужчинами, ибо оно как для мужчин, так и для женщин. И из числа наслаждений Рая для женщины – это муж”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб”.

О том, что дети являются искушением и испытанием

Необходимо понимать, что Ислам против любых крайностей, и, побуждая нас к увеличению потомства, он уберегает нас от того, чтобы это стало смыслом нашей жизни и самой главной целью в ней, так, что мусульманин поглощённый заботой о своих детях, начинает халатно относиться к своим обязанностям перед Всевышним Господом.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением. У Аллаха же есть великая награда» (ат-Тагъабун 64: 15).

Бурайда (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стоя на минбаре произносил проповедь, подошли (его внуки) аль-Хасан и аль-Хусейн, которые шли, спотыкаясь и на которых были красные рубахи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сошел с минбара и, взяв их на руки, сказал: «Правдив Аллах, сказавший: «Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением» (ат-Тагъабун 64: 15). Поистине, когда я увидел этих детей, которые ходят и спотыкаются, я не стерпел, прервал свои слова и спустился к ним»”. Абу Дауд 1109, ат-Тирмизи 3774, ан-Насаи 1412. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 1016.

Всевышний Аллах также сказал: «Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к Нам, если только вы не уверовали и не поступаете праведно. Для таких людей будет приумножено воздаяние за то, что они совершили, и они будут пребывать в горницах, находясь в безопасности» (Саба 34: 37).

Всевышний Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» (аль-Мунафикъун 63: 9).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Большое количество детей является причиной связывания сердца с ними, а это может отвлечь от любви и служения Аллаху. А Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток». Сказал Абу Хазим: «Все, что отвлекло тебя от Аллаха, будь то имущество или же дети, обернется для тебя несчастьем»”. См. “Шарх хадис: «Инна агъбата аулияи»” 3.

Всевышний Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их. Если же вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением. У Аллаха же есть великая награда» (ат-Тагъабун 64: 14-15).

Однажды один человек спросил Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) про аят: «О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их», на что Ибн ‘Аббас ответил: “Речь идет о людях из Мекки, которые приняли Ислам. Когда они пожелали переселиться к Посланнику Аллаха (в Медину), то их жены и дети воспротивились тому, чтобы они оставили их. Когда же они впоследствии переселились к Посланнику Аллаха, то увидели, что люди стали уже знатоками в религии. Тогда они пожелали наказать свои семьи, и был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их» (ат-Тагъабун 64: 14-15)”. ат-Тирмизи 3317, аль-Хаким 2/490. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих ас-Сунан ат-Тирмизи” 2642.

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби в отношении упомянутого аята сказал: “Слова: «среди ваших жен», являются общими, включающими как мужчин, так и женщин. Ведь может быть и так, что мужчина будет врагом для своей жены и детей, причиняя им вред в вопросах религии”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 12/149.

Со слов аль-Асуада ибн Халяфа и Хаули ибн Хакима (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, ребёнок является причиной жадности, трусости, невежества и грусти». аль-Хаким 3/296, ат-Табарани в «аль-Кабир» 24/241. Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-‘Иракъи, аль-Бусайри, аз-Захаби, аль-Альбани и Шуайб аль-Арнаут. См. «Мисбах аз-зуджаджа» 1/246, «Файдуль-Къадир» 2151, «Сахих аль-джами’» 1990.

Данный хадис не является предостережением от заведения детей! Напротив, Ислам побуждает к увеличению потомства, о чем было подробно уже сказано. Однако суть этого хадиса – предостережение мусульман от того, чтобы увлечение детьми стало причиной, влекущей ослушание Аллаха!

Разъясняя данный хадис, ученые говорили, что ребёнок становится причиной жадности по той причине, что отец начинает откладывать деньги и перестает расходовать их на пути Аллаха, желая припасти все для своего ребёнка.

Что касается трусости, то зачастую человек, у которого родился ребёнок, начинает бояться того, что в случае его смерти его ребёнок останется сиротой, и что никто как он не сможет о нем заботиться, и по этой причине он начинает оставлять обязательные виды сражения, военные походы, переселение (хиджру) и т.п.

Что касается невежества, то суть этого в том, что дети отвлекают человека от приобретения необходимых для религии знаний, по причине чего он впадает в невежество.

А что касается грусти, то любой ребёнок причина того, что его родитель грустит из-за вещей, которые постигают его дитя, будь то боль, болезнь и т.п., и когда он просит что-либо у отца, тот не в силах ему отказать. См. “аль-Фаикъ” 185, “Шарху-с-Сунна” 13/36, “Файдуль-Къадир” 2151.

Просим же Аллаха даровать нам благое потомство, которое станет нам лишь помощью в подчинении и поклонении Аллаху Всевышнему!

toislam

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх