Семья

Обряды, связанные с рождением детей: частные вопросы об ‘акыке (часть 6)

‘Акыка

Можно ли принести в жертву за мальчика одного барана?

За мальчика следует принести в жертву двух барашек, на что указывают множество хадисов. Умм Курз аль-Ка’бия (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За мальчика следует принести в жертву два одинаковых барана, а за девочку одного»”. Ахмад 6/422, Абу Дауд 2834, Ибн Маджах 3162. Достоверность подтвердили имам Ибн Хиббан, имам ан-Науауи, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани.

Однако в качестве исключения можно принести в жертву и одного барана, если у человека, скажем, есть возможности принести за мальчика в жертву одно животное и нет возможности на двух. Довод этому – одна из версий хадиса, в которой сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) зарезал за аль-Хасана и аль-Хусайна по одному барану”. Абу Дауд 2841, ат-Табарани 11/316.

Ученые разошлись относительно достоверности данной версии хадиса, поскольку в других версиях говорится о двух баранах. Однако достоверность упомянутой версии подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, Ибн ‘Абдуль-Хади, аль-Альбани и др.

Также передается, что Ибн ‘Умар приносил в жертву за своих детей, как мальчиков, так и девочек по одному барану. Также подобным образом поступал и ‘Уруа ибн аз-Зубайр, который приносил за своих детей обоих полов по одному барану. См. “аль-Мууатта” 2/401, имама Малика и “ас-Сунан аль-кубра” 9/302, имама аль-Байхакъи. Шу’айб аль-Арнаут подтвердил достоверность иснадов обоих сообщений.

Имам ан-Науауи сказал: “Сунной является принести в жертву за мальчика двух баранов, а за девочку одного. Однако если за мальчика зарезали одно животное, то и это соответствует Сунне”. См. «аль-Маджму’» 8/429.

Имам ас-Сан’ани говорил: “Дозволено принести в жертву одного барана за мальчика, и этого достаточно, однако желательно принести в жертву именно двух баранов”. См. “Субулю-с-Салям” 4/182.

Поэтому, если есть возможность, то лучше, конечно же, принести в жертву двух баранов, тогда как один баран будет в виде исключения.

Можно ли принести в жертву одно животное за двух близнецов?

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Если женщина родит двойню, то желательно совершить за каждого ‘акыку”. См. “Фатхуль-Бари” 9/12.

А хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр приведя слова аль-Лейса ибн Са’да: «Если женщина родила двоих, то следует совершить ‘акыку за обоих», сказал: “Я не знаю кого-либо из учёных, кто противоречил бы этому”. См. “ат-Тамхид” 9/297.

Можно ли объединить удхия и ‘акыку?

Среди ученых есть два мнения по этому поводу. Мнение многих ханафитов, а также это одно из мнений ханбалитов, состоит в том, что это дозволено. Одни считали, что суть обоих жертвоприношений – это пролитие крови жертвенного животного для приближения к Аллаху.

И из числа саляфов этого мнения также придерживались Къатада, Мухаммад ибн Сирин и аль-Хасан аль-Басри, сказавший: “Если удхия будет совершена от имени ребенка, то это заменит собой и ‘акыку”. Ибн Абу Шейба 5/534. Иснад достоверный.

Это же мнение выбрал и шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх. См. “Фатауа Ибн Ибрахим” 6/159.

Однако некоторые сторонники этого мнения ставили различные условия, как, например, совпадение времени. Сказал аль-Бухути: “Если совпали время ‘акыки и удхии, как это, скажем, седьмой день или какой-то из дней, в которые совершаются жертвоприношения, то если совершать жертвоприношение с намерением на ‘акыку, то этого будет достаточно и для удхия. А если заколоть животное с намерением для удхия от имени ребёнка, то достаточно и для ‘акыки. Это как если бы совпал день ‘Ида и пятницы, и человек искупался для одной из причин”. См. “Шарх Мунтаха аль-ирадат” 1/617.

Что же касается других ученых, среди которых маликиты и шафииты, а также это второе мнение ханбалитов, то они считали, что это не дозволено, поскольку речь идет о двух жертвоприношениях по двум совершенно разным причинам. Ведь, несмотря на схожесть ситуации, ученые не дозволяли приносить в жертву одного барана, скажем, за двух близнецов, а что говорить о совершенно разных причинах жертвоприношения? См. “Тухфатуль-маудуд” 68, “Тухфатуль-минхадж” 9/371.

Можно ли человеку совершить ‘акыка за себя, если родители не совершили за него ‘акыку при его рождении?

Что же касается совершеннолетнего человека: следует ли ему совершить ‘акыку за себя или нет, если он знает, что за него ее не делали, то в этом вопросе есть два мнения. Одни ученые считали это неприемлемым. Другие же считали это дозволенным, и среди тех, кто об этом говорил, был имам аш-Шафи’и, и это также одно из мнений Ахмада, и этому мнению отдали предпочтение имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани. Те ученые, которые считали это приемлемым, опирались на хадис от Анаса, который сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил за себя ‘акыку после того, когда Аллах его послал с пророчеством”. ‘Абду-р-Раззакъ 4/329, аль-Баззар 1237 и др.

Но ученые сильно разногласили в достоверности этого хадиса, и большинство имамов считали этот хадис слабым. Однако у этого хадиса есть и другие версии, усиливающие его. Хафиз аль-‘Иракъи говорил: “У этого хадиса есть другие пути, в которых нет серьезных проблем”. См. “Тарх ат-тасриб” 5/210.

Хафиз аль-Хайсами называл передатчиков версии этого хадиса, что приводит ат-Табарани, надежными. См. “Маджма’у-ззауаид” 4/59.

Также этот хадис усилил хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили в “аль-Ахкам”.

И шейх аль-Альбани, разъяснив подробно все плюсы и минусы этого хадиса, назвал его достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2726.

Этот хадис также усиливается и мнением некоторых саляфов. Так, например, Мухаммад ибн Сирин говорил: “Если бы я узнал, что за меня не совершили ‘акыку, то я совершил бы ее за себя”. Ибн Аби Шейба 8/235. Иснад достоверный.

Также говорили аль-Хасан аль-Басри и ‘Ата. См. “аль-Мухалля” 8/322, “аль-Мугъни” 13/396.

Когда следует совершать ‘акыку?

Что касается срока ‘акыки, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки, которую следует совершить на седьмой день после рождения». Абу Дауд 2838, ат-Тирмизи 1522, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Къудама, Ибн ‘Абдуль-Барр ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн аль-Муляккъин, аз-Захаби и аль-Альбани.

Это и есть самое лучшее время для Жертвоприношения.

Однако, если человек не успел или не смог совершить ‘акыку на седьмой день, то он может сделать это на 14 или 21 первый день после рождения ребенка. От Бурайды (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «‘Акыка совершается на седьмой, на четырнадцатый или на двадцать первый день (после рождения ребёнка)». аль-Байхакъи 9/303. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» 4132.

Относительно достоверности этого хадиса были разногласия среди ученых. Но даже если этот хадис и слабый, нет проблем в соблюдении упомянутых в нём чисел, ибо на это опирались многие имамы. Салих – сын имама Ахмада, рассказывал: “Сказал мой отец относительно ‘акыки: «Следует принести в жертву животное на седьмой день, а если не получилось, то на четырнадцатый, а если нет, то на двадцать первый»”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” 2/210.

Также аль-Маймуни рассказывал: “Я спросил у Абу ‘Абдуллаха (имама Ахмада): «Когда следует совершать ‘акыку?» Он ответил: «Что касается ‘Аиши, то она говорила: “На седьмой день, на четырнадцатый и на двадцать первый”. См. “Тухфатуль-маудуд” 86.

‘Ата говорил: “За мальчика следует принести в жертву два барана, а за девочку одного, что следует совершать на седьмой день, если есть на это возможность. Если же нет, то на четырнадцатый, а если нет, то на двадцать первый”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” № 62. Исследователь этой книги назвал иснад достоверным.

Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “Ученые считали желательным совершение ‘акыки на седьмой день. Если же это не получилось сделать на седьмой день, то на четырнадцатый. Если же не получилось и на четырнадцатый, то на двадцать первый”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 5/115.

Но если человек не учёл эту конкретизацию, и сделал не на 14-ый или 21-ый, а скажем на 8-ой или 12-ый день, то нет в этом проблем. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Если человек не смог совершить жертвоприношение на седьмой день, то нет ничего страшного в том, чтобы он совершил это после. И не является обязательным совершать ‘акыку именно по прошествии каждых семи дней”. См. “аль-Истизкар” 15/375.

Ибн аль-Къайим сказал: “Конкретизация седьмого дня указывает лишь на желательность этого. В ином случае, если он совершит Жертвоприношение на восьмой, или десятый или иной день – это будет засчитано”. См. “Тухфатуль-маудуд” 89.

Однако все же лучше, если человек не сможет совершить ‘акыку седьмого числа, соблюдать указанные числа и совершить жертвоприношение на 14-ый или 21-ый день от рождения ребёнка.

Маликиты говорили, что нельзя совершать жертвоприношение раньше, чем на седьмой день, и это говорил Ибн Хазм, а также ас-Сан’ани, поскольку это противоречит велению Пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. “аль-Мухалля” 6/234, “Субулю-с-Салям” 1/181.

И это мнение является правильным, поскольку Шариат установил время для этого деяния, а ничего исключающего на этот счет не передается. Следовательно, совершение ‘акыка до седьмого дня неправомочно. См. “аль-Мунтакъа” 4/201, “Субулю-с-Салям” 1/181.

Что касается вопроса: «Какой именно день считать седьмым?», то среди ученых на этот счёт есть разногласие. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Слова в хадисе — «на седьмой день»; нужно ли считать их с момента рождения? Сказал Ибн ‘Абдуль-Барр: «Малик сказал, что первый из семи дней начинается после дня, когда родился ребенок, если только он не родился до восхода солнца». То же самое передал аль-Бууейты от аш-Шафи’и. Но ар-Рафи’и передал два мнения и отдал предпочтение тому, что первый день его рождения учитывается”. См. “Фатхуль-Бари” 9/489.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Сунной является совершать Жертвоприношение на седьмой день после рождения ребенка. Если, например, ребенок родился в субботу, то жертвоприношение совершается в пятницу, за день до дня, в который он родился. Таково правило. Если же он родился в четверг, то ‘акыка совершается в среду, и т.д.”. См. «Шарх аль-мумти’» 7/538.

Также и комментатор сборника ат-Тирмизи – шейх аль-Мубаракфури отдал предпочтение тому, что первым днем считается день родов. Это же мнение поддержал и шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад, комментируя сборник «Сунан Аби Дауд». Он сказал: “Если ребенок родился в пятницу, то пятница и есть первый день. Следовательно, седьмым днем будет четверг”.

Таким образом, тому, кто желает совершать ‘акыку за ребенка на седьмой день, следует учитывать первый день, в который родился ребенок.

Кто может принести в жертву животное за новорожденного?

Нет такого условия, чтобы именно отец или кто-то из родных должен совершать ‘акыку за новорожденного, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не конкретизировал это отцом или опекуном или кем-либо из родных, однако, сказал: «За новорожденного мальчика следует приносить жертву (‘акыка)». аль-Бухари 5472.

Хафиз Ибн Хаджар упомянув данный хадис, сказал: “В нём не конкретизируется, кто именно должен совершить ‘акыку”. См. “Фатхуль-Бари” 12/13.

Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на то, что дозволено совершать ‘акыку за ребёнка постороннему так же, как и дозволено это сделать кому-то из числа его родных”. См. “Нейлюль-аутар” 5/150.

То же самое говорил и имам ас-Сан’ани. См. “Субулю-с-Салям” 4/183.

Что следует произносить во время принесения жертвы?

Со слов ‘Аиши сообщается, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) принес жертву за аль-Хасана и аль-Хусайна, и сказал: «Совершайте жертвоприношение от имени ребенка и говорите: “С именем Аллаха, Аллах велик. О Аллах, это для Тебя. Это ‘акыка такого-то”». Абу Я’ля 4521, ль-Байхакъи 9/304. Имам Ибн аль-Мунзир и имам ан-Науауи назвали хадис хорошим. См. «аль-Маджму’» 8/428, “Тухфатуль-маудуд” 137.
( بسم الله، الله أكبر، اللهم لك وإليك هذه عقيقة فلان )

Къатада говорил: “Следует помянуть имя Аллаха при совершении ‘акыки так же, как во время праздничного жертвоприношения (удхия). Следует сказать: «О Аллах, это от Тебя и для Тебя, это ‘акыка такого-то. С именем Аллаха, Аллах велик», а затем принести в жертву животное”. См. “Фатхуль-Бари” 9/734.

Имам аль-Халляль в главе «Что следует произносить во время ‘акыка» привел сообщение от Абу ат-Талиба, спросившего у имама Ахмада: «Что следует произносить тому, кто желает заколоть животное для ‘акыки?» Он ответил: “Следует сказать: «С именем Аллаха» и принести жертву с намерением так же, как он совершает удхия с намерением, и сказать: «Это ‘акыка такого-то сына такого-то»”. См. “Тухфатуль-маудуд” 138.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Если у человека было намерение совершить жертвоприношение в качестве ‘акыки, однако он не произнёс ничего, то его намерения будет достаточно с дозволения Аллаха”. См. “Тухфатуль-маудуд” 137.

Можно ли ломать кости заколотого жертвенного животного?

Ученые разошлись относительно этого вопроса. Одни ученые считали нежелательным ломать кости животного, заколотого в качестве ‘акыки. Что же касается хадиса, который передается по этому поводу с велением не ломать кости в ‘акыке, то он является прерванным (мурсаль), ибо в нём отсутствует имя сподвижника. Этот хадис приводит имам Абу Дауд в «аль-Марасиль» 197.

Также на этот счет передаются слова Джабира и ‘Аиши, а также некоторых таби’инов о нежелательности ломать кости, и это мнение выбрали шафииты и некоторые ханбалиты. Однако относительно асара от Джабира и его достоверности есть разногласия, а что касается асара от ‘Аиши, то среди ученых есть разногласие относительно того, кому именно принадлежат слова о не ломании костей: ‘Аише или же ‘Ате? Но более сильное мнение в том, что это слова ‘Аты. См. «аль-Ируа» 4/396.

Когда шейха Ибн База спросили в «Фатауа нурун ‘аля ад-дарб» об этом, он ответил, что подобное передаётся от ‘Аиши, и сказал, что это веление (не ломать кости) является не обязательным, а желательным.

А маликиты считали, что нет проблем в том, чтобы ломать кости жертвенного животного, так как считали, что ничего достоверного на счет запрета или порицания нет. См. “аль-Къауанин аль-фикъхия” 188.

Также это мнение выбрал и Ибн Хазм, сказав, что нет ничего достоверного об этом от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как и посчитал слабым сообщение от ‘Аиши. А на слова некоторых саляфов он привел сообщение от аз-Зухри, который говорил, что дозволено ломать и кости и голову жертвенного животного, заколотого для ‘акыки. См. “аль-Мухалля” 7/523.

Некоторые вообще считали, наоборот, желательным ломать кости жертвенного животного, поскольку не ломали их язычники во времена джахилии. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/377.

Одним словом, нет в этом вопросе ничего достоверного, как и нет единогласного мнения среди саляфов. Следовательно, нет проблем в ломании костей жертвенного животного, особенно если в этом есть нужда. Комментируя слова: «Не следует ломать кости ‘акыка», шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Нет на это довода, который успокаивал бы сердце касательно данного вопроса. По этой причине некоторые обладатели знания говорили: «Акыка распределяется и разделывается так же, как и иное животное»”. См. «Шарх аль-мумти’» 7/449.

Как следует распределять мясо ‘акыки?

Ученые говорили, что если всё жертвенное животное (удхия) будет съедено семьей, и не будет ничего роздано в качестве садакъа, то жертвоприношение не засчитывается. Что же касается ‘акыки, то в отношении неё все не так строго. Имам аль-Халляль в «аль-Джами’» сказал: “Спросили имама Ахмада об ‘акыке: “Что с ней делать?”, — и он ответил: «Что пожелаешь»”.

Но лучше, конечно же, раздать садакъа с части акыки. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила о распределении мяса ‘акыки: “Следует есть самим и кормить других”. Ибн Аби Шейба 5/172.

Когда Мухаммада ибн Сирина спросили: “Можно ли кормить ‘акыкой свою семью?” Он ответил: “Да. Но не ешь все, а ешь сам и корми с этого”. Ибн Аби Шейба 8/54.

Хишам ибн ‘Уруа рассказывал, что его отец приносил в жертву за девочку и за мальчика по одному барану, и давал им имя в тот же день. Джарир спросил Хишама: “А кого он кормил этой ‘акыкой?” Хишам сказал: “Свою семью и соседей”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-“Ияль” 65.

Мясо жертвенного животного может быть распределено в приготовленном или неприготовленном виде, но предпочтительнее первое, поскольку в этом больше блага, и это упомянуто многими учеными. Имам аль-Багъауи сказал: “Желательно не раздавать всё мясо сырым, однако лучше приготовить его и раздать нуждающимся. И если созвать на угощение людей, то и это дозволено”. См. “ат-Тахзиб” 8/49.

Самое же лучшее распределение ‘акыки – это её распределение, подобное распределению удхия: часть для семьи, часть для угощения и часть для садакъи, как об этом сообщается в хадисе, переданном со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Треть мяса следует оставить для своей семьи, треть использовать в качестве угощения, а треть раздать нуждающимся». Абу Муса аль-Асфахани в “аль-Уазаиф”. Хадис хороший. См. “аль-Мугъни” 9/448, “Мир’атуль-мафатих” 5/247.

Сказал аль-Хасан аль-Басри: «‘Акыка распределяется так же, как распределяется ухдия». См. “аль-Мухалля” 4/237.

Передается от имама аш-Шафи’и, что он говорил: “Мясо ‘акыки в употреблении и милостыне подобно праздничному жертвоприношению (удхия)”. См. “ар-Раудату-ннадийя” 3/145.

Со слов ‘Аты и Муджахида передают, что они говорили: “Относительно ‘акыки было сказано: «Треть для соседей, треть для бедных и треть для семьи»”. См. “аль-Машяха аль-Багъдадия” 8.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Следует распределять ‘акыку так же, как и мясо удхия: часть есть самим, частью раздать садакъа, и частью угостить соседей. Это передается от ‘Аиши, и на этом мнении большинство учёных”. См. “Фатх аль-Малик” 7/109.

Можно ли давать что-либо из мяса жертвенного животного в качестве садакъа неверному?

Разрешается дать что-либо от жертвенного животного неверному, будь это родственник, сосед или совершенно посторонний человек, если он беден, с целью раскрытия его сердца для Ислама, о чем говорил шейх Ибн Баз.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено давать неверному мясо жертвенного животного в качестве садакъа, но при условии, что этот неверный не является тем, кто воюет с мусульманами. В противном случае ему нельзя ничего давать!” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 2/663.

 

toislam

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх