Семья

Обряды, связанные с рождением детей: О запретных и порицаемых именах (часть 9)

имя

Шурайх ибн Хани рассказывал: “Мой отец – Хани ибн Язид рассказывал, что когда он прибыл в делегации со своим народом к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он (Пророк) услышал, как они именуют его «Абу-ль-Хакам» (отец судьи). Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) позвал Хани и спросил: «Поистине, Аллах и есть Судья, и Ему принадлежит власть, так почему же ты прозвал себя Абу-ль-Хакам?!» Он ответил: “Я не называл себя так. Когда в моем племени возникает конфликт, они приходят ко мне, и я вершу суд между ними так, что обе стороны остаются довольны”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это прекрасно! А есть ли у тебя дети?» Хани ответил: “У меня есть сыновья: Шурайх, Муслим и ‘Абдуллах”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А кто самый старший из них?» Он сказал: “Шурайх”. Тогда он сказал: «Значит ты – Абу Шурайх», и обратился с мольбой за него и его сына. Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) услышал, как одного человека среди них называли ‘Абдуль-Хаджар (раб камня). Он спросил его: «Как твое имя?» Тот ответил: “Абдуль-Хаджар”. На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет, ты – ‘Абдуллах (раб Аллаха)»”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 811 и в “Тарих аль-кабир” 8/228. Шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.

Имам Ибн Хазм сказал: “Они (саляфы) были единогласны в том, что любое имя, смысл которого содержит преклонение перед кем-либо, кроме Аллаха, как, например, «‘Абд ‘Умар» (раб ‘Умара), «‘Абдуль-Кааба» (раб Каабы) и т.п., является запретным”. См. «Маратиб аль-иджма’» 154.

Таким образом, запрещается назвать ребенка именем, содержащим в себе элемент многобожия, или именем, которое обозначает рабство кому-либо другому, помимо Аллаха, как например ‘Абду-н-Набий (раб пророка), ‘Абду-р-Расуль (раб посланника) и т.д. Как запрещены и имена, которые принадлежат древнегреческим божествам, которые получили распространения среди некоторых мусульманских народов бывшего СССР.

Исключением являются имена, которые на языке своего народа несут благой смысл, даже если у того или иного народа это имя несет запрещенный смысл и значение. Например, Диана в римской мифологии – это богиня красоты, тогда как у различных народов Северного Кавказа это имя означает: «Наша мать», а в арабском языке это слово означает: «Вероисповедание». Или, к примеру, имя Инкар в некоторых мусульманских народах стран Азии, которое у них означает: «нуждающийся», тогда как в арабском языке это слово несет нехороший смысл, как «отрицание, неблагодарность». Когда я спросил шейха ‘Абду-с-Саляма аш-Шууай’ира: «Шейх, является ли обязательным для неарабских народов мусульманских республик каждое имя и его значение сверять со значением этого имени в арабском языке? К примеру, у казахов есть имя «Инкар», и смысл этого имени на их языке «Нуждающийся». Но по причине плохого значения этого слова в арабском языке некоторые мусульмане испытывают сомнения».

На это шейх мне ответил: “Конечно же, они не обязаны сверять свои имена с арабским значением! Ученые единогласны в том, что мусульманам дозволяется давать детям неарабские имена. И суть в том, что за смысл несет то или иное имя в их народе”.

Также строго запрещено давать детям имена, которые присущи только Аллаху. Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Из числа того, что запрещено в именовании человека – это имена Господа Всевышнего. Нельзя никого именовать ни аль-Ахад, ни ас-Самад, ни аль-Халикъ, ни ар-Раззакъ, также и прочие имена, присущие только Господу. И нельзя также именовать королей именами аль-Къахир, аз-Захир, как и нельзя их именовать аль-Джаббар, аль-Мутакаббир и т.п.”. После этого Ибн аль-Къайим сказал, что касается имен Аллаха, которые применимы и к людям, то нет проблем ими нарекать, как Сами’ (слышащий), Басыр (видящий), Рауф (сострадательный), Рахим (милосердный), но не применяя этого в отношении человека так, как в отношении Всевышнего Аллаха. См. “Тухфатуль-маудуд” 182-184.

Т.е. если человек способен лишь проявлять милосердие, сострадание и т.п., то истинно Милосердный, Сострадательный, Великодушный и т.п. только Всевышний Аллах.

Также нельзя нарекать ребенка именем, которое несет в себе плохое значение, как греховность, ругань, самовосхваление и т.п. Со слов ‘Айши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) менял плохие имена на хорошие”. ат-Тирмизи 2839. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Ибн ‘Умар рассказывал: “Одну из дочерей ‘Умара звали ‘Асыя[5] (ослушница), и Посланник Аллаха поменял её имя на Джамиля (красивая)”. Муслим 2139.

Мухаммад ибн ‘Амр ибн ‘Ата рассказывал, что Зейнаб бинт Аби Саляма спросила его: “Как ты назвал свою дочь?” Он сказал: “Я назвал ее Барра (набожная, благочестивая)”. Она сказала: “Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал это имя! Меня тоже сначала звали Барра, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не восхваляйте самих себя! Аллах знает тех из вас, кто является благочестивым». Ему сказали: «А как нам назвать ее?» Он ответил: «Назовите ее Зейнаб»”. Абу Дауд 4953. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 210.

Имам ат-Табари говорил: “Нельзя именовать ребенка именем с плохим значением, или же именем, содержащим смысл самовосхваления, или же именем, имеющим значение ругани”. См. “Фатхуль-Бари” 10/577.

Са’ид ибн аль-Мусаййб рассказывал: “Когда мой отец пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), он спросил его: «Как тебя зовут?» Он ответил: “Хазн (трудный)”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты – Сахль (лёгкий)». Но он ответил: “Я не сменю имени, которым назвал меня мой отец”. Затем Са’ид ибн аль-Мусаййб сказал: “После этого не переставала присутствовать в нас трудность”. аль-Бухари 6190, 6193.

Имам Ибн Батталь сказал: “В этом хадисе указание на то, что веление менять имя на лучшее не является обязательным”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 9/346.

Это в том случае, когда имя не несет в себе запретного значения, тогда как в таком случае сменить имя будет обязательным.

В словах Са’ида ибн аль-Мусайиба: “После этого не переставала в нас присутствовать трудность”, указание на то, о чем говорил имам Ибн аль-Къайим: связь значения имени с названным. На это также указывает хадис, переданный со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), стоявший на минбаре, сказал: «Племя Гъифар Аллах простил (гъафара), племя Аслям Аллах спас (саляма), а что касается племени ‘Усайя, то оно ослушалось (‘асат) Аллаха и Его Посланника». аль-Бухари 3513.

Сообщается, что ‘Усман ибн Аби аль-‘Ас передумал назначать наместником человека, которого звали Залим ибн Сарракъ (Тиран сын Вора). См. “аль-Ма’рифа уа-ттарих” 3/201.

Также следует избегать имен тиранов и нечестивцев, прославившихся в истории своими пороками и злодеяниями. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, самым презренным пред Всемогущим и Великим Аллахом является имя человека, именующегося царем царей (малику-ль-амляк)». Передавший этот хадис Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: «“Малик-уль-амляк” означает то же, что и “шахиншах”». аль-Бухари 6205, Муслим 2143.

Перечисляя имена, которые порицаются, имам Ибн аль-Къайим сказал: “Также из их числа: имена фараонов и тиранов, подобно именам Къарун, Хаман и аль-Уалид”. См. “Тухфатуль-маудуд” 172.

Что касается имени Уалид, то Ибн аль-Къайим упомянул его по причине следующего хадиса:

Однажды один человек пожелал назвать своего сына аль-Уалид, тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил ему это и сказал: «Поистине, появится в моей общине человек, которого будут называть аль-Уалид, и который будет в моей общине совершать деяния, подобные деянию фараона в своем народе». ‘Абду-р-Раззакъ 11/43, ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/102, Ну’айм ибн Хамад в “аль-Фитан” 322.

Этот хадис не является достоверным. Имамы назвали его слабым, а некоторые, среди которых имамы Ибн Хиббан, аль-Джузкъани и Ибн аль-Джаузи назвали этот хадис выдуманным. Однако правильное мнение в том, что данный хадис слабый, а не выдуманный, о чём говорил хафиз Ибн Хаджар, опровергая хафиза аль-‘Иракъи, который также называл его выдуманным. См. “Къауль аль-мусаддад” 5-6.

Также запрещается называть детей именами, характерными лишь для неверных общин. Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Является обязательным отстраняться от тех имен, которые принадлежат приверженцам различных религий, как например, Георгий, Петр, Иоанн и т.п. Не дозволено именовать подобными именами, поскольку в этом состоит уподобление христианам в том, что является именно их отличием”. См. “Ахкаму ахли-зимма” 2/251.

Но, к сожалению, в наше время можно увидеть увеличение в среде мусульман имен, которые присущи лишь неверным. Ты можешь увидеть мусульманина из мусульманской семьи и мусульманского народа, которого родители назвали Майклом, или же Альфредом, или же Августином и т.п. Шейх Бакр Абу Зейд говорил: “Ещё большее удивление вызывает то, что ты никогда не встретишь среди неверных распространенным какое-либо имя, которое присуще только мусульманам!” См. “Тасмия аль-маудуд” 13.

Также не следует давать детям имена названий некоторых сур Корана, как это принято в различных азиатских странах и мусульманских республиках. Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Также из числа запретных имен – это имена названиями сур Корана, как Та ха, Йа син, Ха-мим. Указал Малик на порицание нарекать ребенка именем Ясин, о чём передал ас-Сухайли. А что касается того, что распространено среди простолюда, что Ясин и Таха – это имена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это не является достоверным. Нет на этот счет ни достоверного хадиса, ни хорошего, ни прерванного, ни никакого сообщения от сподвижника. Это лишь название букв, подобно: «Алиф, лям, мим», «Ха мим», «Алиф, лям, ра» и т.п.”. См. “Тухфатуль-маудуд” 184.

Что касается наречения детей именами ангелов, как Джибриль, Микаиль, Исрафиль, то учёные со времен саляфов разошлись во мнениях относительно этого вопроса. Ма’мар рассказывал: “Я спросил Хаммада ибн Аби Сулеймана: “Что ты скажешь о человеке, который дал имя детям Джибриль и Микаиль?” Он ответил: “Нет в этом проблем”. ‘Абду-р-Раззакъ 11/40.

Имам ан-Науауи сказал: “Мнение нашего мазхаба (шафиитов), а также большинства ученых в том, что дозволено нарекать детей именами пророков и ангелов”. См. «аль-Маджму’» 8/417.

Имам Ибн аль-Къайим сказал, перечисляя порицаемые виды имен: “Из их числа также имена ангелов, как Джибриль, Микаиль и Исрафиль. Поистине, порицается людской род нарекать их именами. Сказал Ашхаб: «Спросили Малика о том, чтобы назвать ребенка Джибрилем, и он стал порицать это». Сказал Къады ‘Ийяд: «Некоторые ученые порицали именование детей именами ангелов, и это мнение аль-Хариса ибн Мискина». Но дозволили это другие”. См. “Тухфатуль-маудуд” 174.

Шейх Бакр Абу Зейд сказал: “Группа из числа ученых считала порицаемым наречение детей именами ангелов, мир им, как имена Джибриль, Микаиль, Исрафиль. А что касается именования женщин именами ангелов, то это однозначно запрещено, потому что является уподоблением многобожникам, заявлявшим, что ангелы являются дочерями Аллаха. Превыше Аллах того, что они приписывают Ему! Также подобно этому именование девочки именами производными от слова «ангел», как: Малляк, Маляка, Маляк”. См. “Му’джам манахи аль-ляфзыя” 546.

Учитывая то разногласие, которое было среди учёных относительно этого вопроса, лучше отстраняться от того, чтобы именовать детей именами ангелов, и достаточно доводом этому то, что никто из сподвижников не называл так своих детей. Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили об именах: Абрар, Малляк, Иман, Джибриль, Джанней, он ответил: “Не называй ребёнка именами Абрар, Малляк, Иман, Джибриль. А что касается имени Джанней, то я не знаю его значения”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 3/67.

Обязан ли неверный, принявший Ислам сменить своё имя?

В данной теме может возникнуть вопрос: «Обязан ли неверующий, принявший Ислам, которого скажем, звали Джордж, менять свое имя?»

Если имя неверного, принявшего Ислам, было из числа тех, которые запрещены или порицаемы, то нет сомнения в том, что ему следует это сделать.

Если же его имя не противоречит ничему из того, что было упомянуто, то он не обязан этого делать. Более того, то мнение, которое бытует среди простолюда, что делать это обязательно, или что они называют «именем по Сунне», то нет этому основы. Очень часто можно встретить молодых мусульман, которым на вопрос: «Как тебя зовут?», если ответить, к примеру: «Аслан», они говорят: «Нет, мы имеем в виду, как твое имя по Сунне?», желая услышать имя, наподобие: ‘Абдуллах, ‘Абду-р-Рахман, ‘Абдуль-Джаббар, или Абу Бакр, ‘Умар, Хамза и т.п. Такие люди действительно полагают, что каждому, кто пришел в Ислам, или просто даже если родился в мусульманской семье и обществе, но стал религиозным, он должен менять имя, даже если оно не противоречит Шариату. Нет на это никакого указания, кроме как сменить имя, содержащее в себе нечто плохое и порицаемое. Общеизвестно, что Мукаукис – правитель Египта – подарил Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рабынь, которых звали Мария и Сирин. См. “аль-Истизкар” 8/61.

И им не поменяли имя после принятия Ислама, и Марию как звали Марией, так она и осталась таковой. И если бы смена имени была бы Сунной в любом случае, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязательно поменял бы им эти имена.

Для пользы хотелось бы привести фатуа шейха ‘Абду-р-Рахмана аль-Баррака, которого спросили после одного из уроков: «Один студент из Узбекистана спрашивает: «Между нашей молодежью распространилось нововведение в отношении смены имён, которые по смыслу не противоречат Шариату Аллаха. Например, имя человека носило смысл «Храбрый», а он заменил его, например, на имя ‘Абдуллах. Его спрашивают: «Почему ты поменял своё имя?» И ему говорят, чтобы он вернулся к своему прежнему имени, заявляя, что смена имени является нововведением! Правильно ли это?»

Шейх аль-Баррак ответил: “Да. Не является узаконенным смена имени тем, кто принял Ислам, если в смысле его имени нет ничего порицаемого, и если оно не противоречит Шариату. Это действие не является узаконенным. А тот, кто заявляет, что смена имени является желательным или же обязательным, тот ошибается!” И шейх также сказал: “Что касается того убеждения, что менять имя является желательным или обязательным, то моё мнение состоит в том, что это нововведение!”

Эти слова шейха вполне можно применить к различным мусульманским народам, у которых есть свои имена, несущие в себе хорошие значения и не являющиеся именами неверных общин, даже если эти мусульманские народы не являются арабскими. Ведь часто бывает так, что молодой парень с мусульманской республики, которого звали, скажем, Казбек, стал совершать молитву и посещать мечеть, и вот в один из дней, явившись, домой, он заявляет, что с этого дня его теперь зовут ‘Абдуль-Къадир или ‘Абдуль-Басыт! Очевидно же, что его родные и родственники воспримут это не очень хорошо, особенно если они не соблюдающие, а ещё даже подумают, что их сына втянули в некую секту. Нет сомнения, что это будет неудачное начало для призыва своих родных к религии.

Но если неверный, принявший Ислам решил сменить своё имя на лучшее, при этом не считает подобное обязательным, а желает тем самым показать в своём неверном обществе, что теперь он скажем не Сигизмунд или Федот, а ‘Абдуллах, то нет в этом ничего плохого, а по мнению некоторых учёных – это даже похвально. То есть, в данном случае такой человек уже отличился от неверующих, среди которых проживал и на кого был похож внешне, тем, что оставил их религию и принял Ислам, и последующие перемены, связанные с ним, воспринимают как должное. Тогда как мусульманин, проживающий в среде мусульман вызывает подозрение, меняя свое и без того мусульманское (в понимании общества и родственников) имя на арабское.

Спросили шейха Ибн База: «Обязан ли человек, который принял Ислам, изменить своё прошлое имя, как Джордж, Джозеф и т.п.?»

Шейх ответил: “Он не обязан менять своего имени, если только оно не содержит в себе поклонение кому-либо и чему-либо помимо Аллаха. Однако улучшить своё имя является узаконенным, чтобы он сменил иностранное имя на имя исламское. Это хорошо. Но чтобы считалось обязательным, то нет. Если же имя его несло значение, как Раб Иисуса и тому подобное, то следует его менять. А если нет в имени ничего, что связано с поклонением кому-либо помимо Аллаха, как имя Джордж, Пол и т.п., то он не обязан его менять, потому что эти имена используют как христиане, так и другие”. См. “Фатауа Ислямия” 4/404.

Также когда такой же вопрос задали шейху Ибн Базу, он ответил: “Если его имя не является хорошим, то узаконено сменить его после принятия Ислама. Ведь смена имени может произвести явное впечатление на принятие им Ислама. Его спросят о причине смены имени, и люди будут знать, что он принял Ислам. И зачастую их имена во времена их неверия не являются подходящими, поэтому они меняют их на исламские имена, как Салих, Ахмад, ‘Абдуллах, ‘Абду-р-Рахман, Мухаммад и т.п.”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” № 89.

Поэтому имам Ибн аль-Къайим говорил: “О смене имени на другое по причине превосходящей пользы”. См. “Тухфатуль-маудуд” 188.

Однако необходимо учитывать, что есть разница между тем, кто принял Ислам и остался со своим прежним именем, и тем, чтобы именовать родившегося у него ребенка именем, присущим лишь неверным сообществам!

Можно ли нарекать ребенка двумя именами и более?

Не запрещено в Исламе нарекать ребенка несколькими именами, однако лучше дать одно имя, а впоследствии дать ребенку кунью даже в детстве, именуя его «Отец такого-то», если это мальчик, или «Мать такого-то», если это девочка. Доводом этому является хадис, который передал Анас (да будет доволен им Аллах): “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто общался с нами, и сказал как-то моему маленькому брату: «О Абу ‘Умайр, что делает птичка?»” аль-Бухари 6129, Муслим 2150.

Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “В этом хадисе указание на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал кунью маленькому мальчику, назвав его отцом ‘Умайра (Абу ‘Умайр)”. См. “Шамаиль ан-наби” 236.

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Торопитесь давать вашим детям куньи прежде, чем им станут давать плохие клички». ад-Даракъутни в “аль-Афрад”, ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 2/1.

Приведя этот хадис, хафиз Ибн Хаджар сказал: “Иснад этого хадиса слабый, однако достоверно, что это слова самого Ибн ‘Умара”. См. “Нузха аль-альбаб филь-алькъаб” 1/41.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Поскольку смысл имени в том, чтобы отличать и выделять человека, то одного имени вполне достаточно, и ограничиться одним именем лучше. Но можно дать ребенку и большее количество имен, так же, как можно дать имя, кунью и прозвище (кличку)”. См. “Тухфатуль-маудуд” 144.

toislam

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх