История

Усман ибн Аффан: щедрый и благочестивый (часть 1 из 2)

Усман

Усман Ибн Аффан стал третьим праведным халифом и правил около 12-ти лет. Первые шесть лет прошли в относительном мире и спокойствии, а вот во вторую половину правления выросло число смутьянов, участились внутренние конфликты. Усман вошел в историю Ислама как богобоязненный, скромный, деликатный, добрый, щедрый человек, беспристрастный судья, милосердный правитель, верный и послушный Богу, преданный делу Мухаммада, заботящийся об Умме мусульман.

Усман, да смилостивится над ним Господь, родился на семь лет позже Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и принадлежал к омейядской ветви племени Курайш. Омейяды представляли собой наиболее сильный, состоятельный и влиятельный клан. Усман был их «золотым ребенком», обожаемым за свою скромность и воспитанность. Как и Умар ибн Аль-Хаттаб, Усман умел читать и писать, а когда вырос, стал успешным торговцем. Усман всегда был щедрым человеком и охотно помогал нуждающимся.

С Исламом его познакомил друг Абу Бакр. Усман стал мусульманином в 34 года. Тогда Ислам только появился, а язычники уже свирепствовали против новообращенных верующих. Несмотря на угрозы язычников, Усман не отрекся от религии, а затем, женившись на дочери Пророка Рукайе, укрепился в Исламе еще больше.

Гонения последователей Мухаммада всё более ужесточались. Ни влиятельные родственники, ни статус торговца уже не могли уберечь Усмана. Иногда он подвергался пыткам даже от рук собственных родных. Дядя Усмана связал его руки и ноги и запер в темном чулане. Не в силах больше терпеть, Усман и его жена бежали с группой остальных переселенцев в Абиссинию. Пророк Мухаммад вознес его имя, когда сказал: «После Лута, Усман был первым человеком, кто вместе с женой пожертвовал комфортом своего дома ради Господа». Через некоторое время Усман вернулся в Мекку, чтобы поддержать сражающихся мусульман и любимого Пророка.

Усман был близок к Пророку и имел возможность хорошо изучить религию. Он передал 146 хадисов прямо от Мухаммада и был среди немногих, кто мог записывать аяты Корана. Он легко находил общий язык с людьми, умел объяснять и многих научил ритуалам поклонения – омовению, молитве и т. д. Он переселился в Медину и здесь помогал Пророку строить государство Ислама.

В Медине были трудности с водой. Источники принадлежали нескольким людям. Здесь на помощь пришло умение Усмана общаться и приходить к согласию. Он предложил цену за половину источника: Усман бы пользовался водой один день, кто-нибудь другой – второй день. Он брал воду и отдавал ее мусульманам бесплатно, поэтому люди не видели надобности идти за водой и платить за нее «не в дни Усмана». Хозяин источника терпел убытки и был вынужден продать Усману источник полностью. Тот никогда не брал платы и ни разу не напомнил людям о своем щедром поступке. Таков был Усман – простой и скромный.

Щедростью Усман надеялся достичь довольства Бога и Его посланника Мухаммада. Каждую пятницу Усман выкупал рабов, а затем даровал им волю. Несмотря на состоятельность, своих слуг и рабов у него не было. Перед сражением с византийцами в городе Табук, Пророк призвал богатых мусульман выделить средства на оружие и снаряжение войска. Усман привел 200 оседланных верблюдов, 200 унций золота и 1000 динаров. Пророк надеялся, что остальные захотят проявить такую же щедрость, все же Усман превзошел всех, когда в общем отдал 900 экипированных верблюдов[1].

Итак, Усман был щедрым, непритязательным, добрым, скромным, благонравным и милосердным человеком. Ночами он молился, часто соблюдал пост (иногда через день). Несмотря на богатство, жил он без излишков, спал на голой земле, укутавшись в одеяло. Усмана избрали третьим халифом мусульман. Он достойно продолжил благородное дело пророка Мухаммада, Абу Бакра, Умара ибн Аль-Хаттаба. Под его руководством империя мусульман распространилась на земли Марокко, Афганистана и Азербайджана. Шесть лет ничто не омрачало его правления. Но дух перемен уже витал в воздухе.

Усман ибн Аффан, как и его предшественники, отличался учтивым отношением к народу. Люди любили его. Но настали времена смуты. О грядущих трудностях Усмана задолго предупреждал Пророк: «О ‘Усман, Аллах наденет на тебя рубашку, а лицемеры пожелают снять ее с тебя, ты же не снимай ее до тех пор, пока не встретишь меня (т.е. пока не умрешь)». Усман не отдал свою «рубашку». Любовь к Богу, к Мухаммаду придавали ему силы даже в преклонные годы, когда ноша казалась неподъемной.

Примечания

[1] По книге «Запечатанный нектар» Сафи Ар-Рахман Аль-Мубаракфури (Safi Ur Rahman Al Mubarakpuri).

IslamReligion.com

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх