Это интересно!

О жизни Аиши Бинт Абу Бакр

Аиша

Аиша бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) является, возможно, одним из самых плодовитых ученых, потому что была супругой Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Кем же была Аиша (да будет доволен ею Аллах) – единственная жена Пророка Мухаммада, рожденная в исламе, а не принявшая его?

Она родилась приблизительно через три года после начала пророчества в доме Абу Бакра Сиддика (да будет доволен им Аллах). Таким образом, Аиша была дочерью величайшего человека после пророков, Абу Бакра, величайшего из сахабов. И выросла рядом с Пророком, потому что ее отец был его лучшим другом.

О жизни Аиши до замужества мы знаем немного, известно, что она вышла замуж за Пророка в очень молодом возрасте. В последнее время многие немусульмане считают это проблемой, потому что это не согласуется с современными представлениями о возрасте невесты.

Если быть точными, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) взял Аишу в жены, когда ей было шесть лет, однако вступил с ней в супружеские отношения несколько лет спустя, когда она достигла зрелости.

Она так сильно полюбила Его, что была любимой женой. И даже после смерти Пророка она стала одним из ведущих ученых, которые несли его послание миру; это доказывает, что Аиша была достаточно зрелой женщиной, чтобы учиться у Пророка, и так сильно его любила, что захотела стать одним из главных распространителей его религии. Поэтому мусульманам не стоит стесняться этого брака или пытаться исказить исторические факты, потому что в нем было благословение для уммы.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) была третьей женщиной, на которой женился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). В первой половине жизни он был женат на Хадидже бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах), и она была его единственной женой до самой смерти. После ее смерти он женился на Сауде бинт Заме (да будет доволен ею Аллах), пожилой женщине, чтобы она помогала ему воспитывать дочерей. Через несколько месяцев ему приснился сон, в котором Джибрил показал Аишу как его невесту.

Нам, мусульманам, известно, что сны пророков являются откровением. Поэтому, следуя своему сну, он женился на Аише, и она стала одной из его жен.

У Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) было много жен. На этот счет сходятся во мнениях все историки. И его жены были лучшими из женщин. Мы называем их «уммахат уль-муминин» – матери правоверных. Они были образцовыми женщинами своей уммы. И Аиша была одной из них.

В том, что у Пророка Мухаммада было несколько жен, нет ничего плохого. В то время это было нормальным явлением среди пророков и обычных людей. С приходом ислама полигамия была ограничена, и теперь мужчинам разрешалось иметь не больше четырех жен, при условии справедливого отношения к каждой.

Но для Пророка Мухаммада было сделано исключение. У него было до девяти жен одновременно, потому что он был пророком Аллаха и мог соблюсти справедливость к каждой. Каждый из этих браков имел большое значение для даваата и политического положения уммы, при этом большинство его жен были разведенными или вдовами, и он взял на себя заботу о них.

Аиша была единственной из всех жен, которая выходила за него замуж девственницей. Это автоматически выделяло ее среди других. Пророк очень сильно любил Аишу. Так, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: «Первым примером истинной любви для нас, мусульман, была любовь между Аишей и Мухаммадом». Его любовь к Аише была так сильна, что это видели другие жены, хотя он относился к ним одинаково, но его особая любовь к ней все равно была видна.

И когда ему сказали, что он должен делить любовь между всеми женами, Пророк ответил, что его сердце повинуется Аллаху. Он делал все, что в его силах, но если сердце повинуется Аллаху (хвала Ему), то и чувство любви находится в Его руках.

Однажды сахаб по имени Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка Мухаммада:«Кого ты любишь больше всего?» Пророк ответил: «Аишу». «Я говорю о мужчине», уточнил тот. Пророк ответил: «Ее отца». Отсюда мы видим, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не только любил Аишу, но не стеснялся говорить об этом открыто.

Нам известно много историй об их любви. Мы знаем, что Аиша и Посланник (мир ему и благословение), бывало, бегали наперегонки. Есть один хадис о том, как однажды, вскоре после ее замужества, в первые годы в Медине, возвращаясь их похода, она и Пророк отстали от остальных. И они побежали наперегонки, чтобы догнать их. Аиша прибежала первой.

Несколько лет спустя, когда Аиша вновь отправилась в поход с Посланником, возникла подобная ситуация, и он снова захотел состязаться с ней. К тому времени она уже повзрослела, поправилась, и он обогнал ее. Затем рассмеялся и сказал: «Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила». Таким образом, мы видим, насколько дружеские и теплые отношения были между ними.

Например, однажды в день праздника, Абу Бакр вошел к Аише, когда у нее были подруги, игравшие на бубнах и певшие песни. Абу Бакр разозлился, что они делают это в доме Пророка. Но Пророк вступился за них со словами: «Оставь их, ведь это дни праздника». И дети продолжали играть и петь.

А когда они ушли, Аиша и Пророк (мир ему и благословение) пошли в мечеть, перед которой абиссинцы играли копьями, устроив небольшое представление. Тогда Пророк Мухаммад поставил ее позади себя так, чтобы она могла выглядывать из-за его плеча, и так стоял, пока Аише на наскучило смотреть.

Итак, из этих хадисов мы видим, что Пророк не только любил свою жену Аишу, но и находил время на то, чтобы развлечь и порадовать ее, тогда как многие не считают, что это обязанность мужа-мусульманина, хотя на самом деле мужу и жене действительно нужно время на общие развлечения. И это время обязательно нужно находить. Необходимо брать свою жену, вести ее куда-нибудь, получать удовольствия от проведенного вместе времени. Потому что это – сунна.

Аиша стала самой любимой женой Пророка, но, несмотря на это, все еще ревновала к другим женам. И больше всего – к Хадидже, даже понимая, что та уже давно умерла. Она ревновала потому, что видела, как сильно Пророк любил Хадиджу.

Ученые не знают точно, какую из этих женщин он любил больше: Аишу или Хадиджу. Аиша рассказывает: «Однажды я, приревновала Пророка (мир ему и благословение) к Хадидже и сказала: «Воистину, Аллах дал тебе лучшее, чем та старая женщина.» Пророк (мир ему и благословение) рассердился на мои слова и сказал:

«Клянусь Аллахом, нет! Аллах никогда не давал мне никого лучше (чем она). Она была мне женой, которая поверила в меня тогда, когда другие не верили. Она подтверждала мою правдивость, в то время, когда другие обвиняли меня во лжи. Она поддерживала меня материально, а другие, в то время, отказали мне. И, наконец, Аллах пожелал одарить меня детьми, и, по воле Аллаха, она стала их матерью. Ни одна другая женщина не родила мне детей». Так Аиша поняла, что ей лучше больше не заговаривать о Хадидже.

Эта история показывает, что сахабы, которые были величайшими людьми после пророков, все же были людьми и тоже совершали человеческие ошибки и испытывали эмоции – так же, как и мы.

Иногда мы представляем сахабов в таком идеалистическом ключе, что они кажутся нереальными, а как можно подражать нереальному человеку? На самом деле, Аиша и другие сахабы были такими же людьми, как и мы, но они старались быть как можно лучше, и в результате, Аллах действительно возвысил их.

Известно много других рассказов о ревности Аиши, которые указывают на то, что у нее, как и у всех, были свои недостатки. Например, однажды, когда Пророк принимал гостей в ее доме, одна из матерей правоверных послала ему блюдо с едой для гостей. На это Аиша так разозлилась, что разбила блюдо.

Пророк не накричал на нее, не вышел из себя, не стал ругаться. Он был милостью мирам и своим женам тоже; Посланник просто рассмеялся и объяснил своим товарищам, что Аиша ревнует, а ей сказал заменить блюдо. Вот и все. Он не раздувал скандал, зная человеческую природу и своих жен, и понимая, что они ревнуют друг к другу.

Итак, Аиша была таким же человеком, как и мы, но она пыталась стать лучше. И была интеллектуально очень одаренной женщиной, об этом свидетельствует не только тот факт, что она является передатчиком многих хадисов, но и то, что, судя по тексту хадисов, она сама часто задавала вопросы Пророку. Когда он что-то говорил, Аиша сама просила разъяснить. И для насыщения своей природной любознательности, ей требовались все новые знания.

Судя по ее жизни и жизни других ученых, можно заключить, что признаком человека, испытывающего настоящую жажду познания, является умение задавать глубокие вопросы, вскрывающие суть обсуждаемой темы. Поэтому, когда Пророк (мир ему и благословение) рассказал Аише, что в Судный день люди предстанут голыми, босыми и необрезанными, Аиша спросила, будут ли они смотреть друг на друга.

Очень правильный вопрос. Пророк ответил: «Ужас того Дня более велик, чем это». Благодаря этому вопросу, мы понимаем, насколько страшен будет Последний день и насколько велик будет ужас людей. И именно такие вопросы сделали ее великим ученым.

В возрасте, когда большинство современных людей ходит в школу и получает образование, она находилась рядом с Пророком и училась от него. То есть, в возрасте с 9 до 18 или 20 лет она была рядом с Пророком. Поэтому, после его смерти, у нее было море знаний, которыми она начала делиться не только с подругами, но и мужчинами – сахабами и табиунами. Если это были чужие мужчины, она выходила к ним в никабе и учила их, а перед теми, кто был ее махрам, она представала без хиджаба.

Лучшей тому иллюстрацией были ее отношения с племянником, Урвой бин Зубайром, из числа табиунов. Он был сыном сестры Аиши, Асмы, и Зубайра бин Авама. Урва хотел изучать ислам и спросил отца: «Кто лучший ученый, у которого я мог бы учиться?» Зубайр сказал ему идти учиться к Аише, потому что она – величайший ученый своего времени, и у Урвы есть преимущество родственника, которого не имеют другие мужчины.

Аиша была его тетей, поэтому могла встречаться с ним без хиджаба, от чего уроки носили более непосредственный, неформальный характер. И Урва начал учиться у Аиши, и стал одним из ее ближайших учеников. Он рассказывал, что не видел никого, кто лучше нее разбирался бы в хадисах, тафсире, фикхе, арабском языке, поэзии и даже медицине, и он очень уважал ее за это. Такой была Аиша (да будет доволен ею Аллах); она стала одним из величайших ученых.

После смерти Пророка она стала советником халифов, и нам известно немало историй о ее дальнейшей жизни. Действительно, только рассказ о ее жизни может занять много часов. Одна из самых известных и, возможно, самых обсуждаемых историй о ней – это история о том, как ее оклеветали. Эта история произошла при жизни Пророка.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) взял Аишу с собой в поход, и на обратном пути она отошла от лагеря, чтобы облегчиться. Когда вернулась, то поняла, что обронила ожерелье и пошла его искать. Она ушла, но никто этого не заметил, лагерь поднялся с места, и ее паланкин унесли, думая, что Аиша внутри.

Когда она вернулась туда и увидела, что караван ушел, а Аиша осталась одна в пустыне, то села на камень и стала ждать. Потом заснула, и когда спала, ее лицо приоткрылось, и ее узнал один из сахабов, который тоже по какой-то причине отстал от каравана. Он ехал на своей лошади и узнал Аишу, так как видел ее лицо до ниспослания откровения о хиджабе.

Он сказал только: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун», она немедленно проснулась, прикрыла лицо и, не говоря ни слова, он посадил ее на лошадь, а сам пошел рядом и привез ее в Медину.

Этот случай показывает, что Аиша вела себя очень целомудренно, и мужчина тоже отнесся к ней с огромной почтительностью, и по дороге они даже не разговаривали друг с другом – не только из страха перед тем, что может произойти, но и из-за боязни, что скажут о жене Пророка его враги, которые только и ищут недостатки в нем или его семье. Итак, с великим почтением он доставил Аишу домой.

Но предводитель лицемеров Абдулла бин Убай решил воспользоваться этой ситуацией, чтобы оклеветать Аишу. Он стал распускать слухи о жене Пророка и том сахабе, что они якобы совершили предосудительное. Аиша была больна и лежала дома, поэтому ничего не знала, только видела, что Пророк к ней охладел, и не понимала почему.

Когда же, наконец, она узнала, в чем дело, то отпросилась в дом родителей. Дома она спросила, действительно ли ходят такие слухи, и родители подтвердили. Аиша никуда не выходила и непрестанно молилась. Тем временем Пророк пытался узнать, действительно ли есть хоть капля правды во всех этих сплетнях, и, наконец, пришел к ее родителям, но они не знали, что сказать.

Тогда заговорила сама Аиша: «Я знаю, что невиновна, но люди мне не поверят, поэтому оставь это дело Аллаху. Аллах мне поможет». И после этого Пророку были явлены аяты суры «Ан-Нур». Эта сура оправдывает Аишу, подтверждает ее чистоту и грозит карой тем, кто обвинил ее в грехах. После явления этой суры родители Аиши велели ей благодарить Пророка (мир ему и благословение) но она сказала, что благодарна только Аллаху.

Из этой истории можно извлечь несколько уроков. Первый заключается в том, как важно остерегаться не только грехов, но и ситуаций или обстоятельств, которые позволят обвинить вас в грехе. Когда люди видят, что вы делаете что-то, что можно неправильно расценить, они легко перевирают ситуацию в ущерб вашему доброму имени. Более того, вера обязывает нас защищать честь и доброе имя человека.

Кроме того, эта история свидетельствует о том, что жены Пророка закрывали лицо. Многие ученые говорят, что это не обязательно, но рекомендовано. Поэтому тем мусульманам, которые пытаются отговорить женщин скрывать лицо на том основании, что этого нет в исламе, эта история показывает: Аиша обычно закрывала лицо в присутствии посторонних мужчин.

Из этой истории мы можем заключить, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не был всеведущ, а знал лишь то, что ему являл Аллах. Это очень важный вывод, потому что многие мусульмане полагают, что Пророк мог знать то, чего не видел. Если бы это было так, он не переживал бы, не изменил свое отношение к жене, не пытался бы что-то узнать, не ждал бы откровения. Он бы просто знал, что Аиша невиновна. Но он был человеком, который получил откровения и знал только то, что ему открывалось, то есть то, что позволял ему знать Аллах.

Эта история также учит нас, что сплетни и клевета относятся к худшим грехам общества. Есть хадис, который гласит, что злословие хуже прелюбодеяния. И действительно, здесь мы видим результаты злословия, как оно разрушает жизни честных людей.

Злонамеренные и болтливые люди могут распускать слухи даже о самых благочестивых, и эти слухи отражаются на их жизни и создают много трудностей. Точно так же пострадала от слухов и Аиша. Бывает даже, что из-за клеветы создается ситуация, которая приводит к гибели человека.

Например, жизнь имама Бухари (да смилуется над ним Аллах). В последние годы жизни у него было множество завистников, которые перевирали его высказывания и распространяли слухи о том, что у него, якобы, есть заблуждения. Куда бы он ни пошел, люди не хотели его слушать, потому что клевета ползла впереди него.

Наконец, имам Бухари возвел руки и воскликнул: «О Аллах, Твоя земля обширна, но мне нет на ней места… так забери меня к Себе». И через месяц имам Бухари скончался. Что привело его к смерти? Многие ученые говорят: сплетни, слухи, клевета, необоснованные обвинения. Если это может повлиять на жизнь таких праведных людей как имам Бухари и Аиша, то что говорить о нас? О наших ближних? О нашей семье? Это предупреждение каждому верующему: следите за своим языком. Думайте, что говорите о других.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто верит в Аллаха и Судный день, пусть говорит благое или молчит». Так должен поступать верующий. Если то, что вы говорите, не приносит пользы, то лучше молчите. Не сплетничайте.

Есть еще один хадис, который гласит, что признаком совершенного имана является оставление вещей, которые вас не касаются. Не вмешивайтесь в жизнь других людей. Болтовня о том, кто и как поступил, обсуждение последней сплетни и последнего слуха – это зло, которое разрушает общество. Сторонитесь этого и подобных вещей. Этому нас должна научить история с клеветой на Аишу (да будет доволен ею Аллах).

Еще одна удивительная история в жизни Аиши произошла уже после смерти Пророка. Во времена Усмана (да будет доволен им Аллах), в конце его правления произошла великая фитна. И эта фитна привела к тому, что мусульмане (те, которые себя так называли), убили его. В тот момент Аиша находилась в Мекке, совершая хадж, а Усман был в Медине.

Народ Медины выбрал следующим халифом Али, а Аиша и ее спутники в Мекке считали, что сначала Али должен совершить суд над убийцами Усмана, и тогда они примут его как халифа. И вот Аиша встала перед Каабой (рассказано в «Аль Бидая ван Нихая» ибн Касира) и произнесла речь о достоинствах Усмана и призвала людей пойти к Али и требовать наказать виновных в смерти Усмана. Аиша вместе с армией недовольных, которую возглавили Тальха и Зубайр, направилась к Али.

Заметьте, она намеревалась не воевать с ним, а поговорить. И они достигли понимания по некоторым вопросам, но когда весть о мирном исходе переговоров дошла до армии, некоторые лицемеры устроили заговор и спровоцировали нападение армии Али. Между сторонниками Аиши и сторонниками Али произошла битва.

В этой битве, известной как «битва верблюда», Тальха и Зубаир погибли. Аиша сидела на своем верблюде, и, чтобы прекратить битву, Али послал своего человека атаковать верблюда. Когда верблюд упал, люди бросили оружие. Аиша и Али пришли к мирному соглашению. Это событие было печальным инцидентом в отношениях сахабов.

Возвращаясь к сказанному выше, хотелось бы напомнить, что сахабы были людьми и совершали ошибки. Но эти ошибки нельзя обращать против них. На самом деле, в своей жизни мы иногда поступаем намного хуже, так, что это не идет в сравнение с теми одной-двумя ошибками, которые допускали великие ученые и сахабы, поэтому их нельзя осуждать за это.

В армии Аиши воевали Тальха и Зубаир, обоим еще при их жизни был обещан рай. И сама Аиша удостоилась упоминания в Коране. Али также при жизни был обещан рай. Таким образом, противниками стали праведники. И мы смотрим на них как на наших праведных сахабов и говорим о них «да будет доволен ими Аллах», и ни в коем случае не критикуем их поведение, потому что они были сахабами, намного более праведными, чем мы.

Какие бы ошибки они не делали, мы просто молимся: «Да будет доволен ими Аллах и да смилуется над ними Аллах». Такой была Аиша.

В заключение напомним еще одну историю. Когда Аиша умирала, Ибн Аббас пришел к ней и попросил разрешения войти. Он вошел и, присев, сказал:

— Возрадуйся. Клянусь Аллахом, стоит только твоей душе покинуть тело, как ты позабудешь все тяготы и страдания и встретишься с Мухаммадом… Ты была самой любимой женой Посланника Аллаха, а он любил только благое… И нет ни одной мечети, в которой поминают имя Аллаха, чтобы в ней днем и ночью не читались аяты о твоей невиновности.

Только представьте все ее добродетели. Он сказал, что она была единственной девственницей, на которой женился Пророк, самой любимой его женой, знатоком ислама, единственной, на чьем ложе Пророк получал откровение…

Он продолжал перечислять бесконечные достоинства Аиши, пока она не перебила его словами: «Оставь меня, Ибн Аббас. Клянусь Аллахом, мне хотелось бы быть преданной забвению и навсегда забытой». Она перефразировала слова Марьям (мир ей), упомянутые в суре «Марьям», которые та произнесла, когда у нее начались схватки и она подумала, что скажут люди, когда увидят у нее ребенка.

«Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!», – сказала Марьям. Итак, Аиша произнесла эти слова и умерла. Мы видим, с каким уважением относились к ней Абдулла бин Аббас и другие сахабы.

Абдулла бин Аббас сам был великим ученым ислама, великим муфассиром, знатоком фикха, но все равно считал ее ученым и относился с огромным уважением. Она была матерью правоверных, нашей матерью.

Из этой истории, так же как и из истории с клеветой, мы видим, насколько тесно Аиша была связана с Кораном, и очень часто ее слова, речи были из Корана. Когда спросили, что она скажет на клевету, она просто ответила: «Я скажу то, что сказал отец Юсуфа: Лучше стерпеть и просить у Аллаха помощи в том, что вы говорите». И на этот раз ее слова были словами из Корана.

Точно так же, когда она уходила, ее слова были словами Марьям. Она была прочно связана с Кораном, и могла говорить его словами, как будто это была ее собственная речь. Это действительно тесная связь, и все мы должны стараться иметь такую же связь с Кораном.

Жизнь Аиши доказывает, что женщина может превосходить мужчину знаниями и благочестием, и вопреки мнению некоторых людей, в исламе нет такого представления, что мужчины лучше женщин, что женщина неполноценна. Ничего подобного. Аиша была живым доказательством того, что женщина может достичь высот учености, благочестия, играть свою роль в политике и навсегда остаться в памяти потомков как праведная мусульманка.

Мы просим Аллаха (хвала Ему) помочь женщинам этой уммы следовать по ее стопам, помочь мужчинам этой уммы следовать по стопам ее мужа, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а в общих делах помочь мужчинам и женщинам этой уммы следовать по стопам ее и ее мужа, (мир ему и благословение), и стать такими же, как они, дабы не только извлекать уроки из их жизни, но и применять их в своей жизни, чтобы тоже стать живыми примерами сунны.

http://islam.com.ua/

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх