Ислам

Должны смеяться дети

Все мы желаем и самим себе, и своим детям лучшего и потому как огня боимся всего, что может навредить нам. Если говорить о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения, то список пагуб традиционно начинается с наркотических веществ, алкоголя и курения. И это неудивительно. Ведь мы хорошо знакомы с аятами, в которых Всевышний Аллах предостерегает нас, например, от алкоголя и всего, что приравнивается к нему: «Поистине, при помощи опьяняющих напитков и азартных игр шайтан хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?» (сура 5 «Трапеза», аят 91).

У большинства из нас давно и прочно сформирован иммунитет к подобным вещам, который мы стараемся передать своим детям. И мы знаем, что эти страшные зависимости омрачают рассудок и самым негативным образом сказываются на нашей способности мыслить и пользоваться своим разумом — этим бесценным инструментом, которым наделил нас Всевышний Аллах и который отличает нас от животных.

Однако с развитием современных технологий в нашу жизнь вошла и другая, не менее страшная зависимость — зависимость от всякого рода гаджетов. Последствия её могут оказаться весьма пагубными, но думаем ли мы об этом, когда наше чадо устраивается на диване с гаджетом в руках? Статистики утверждают, что сегодня редкий ребёнок проводит с гаджетом лишь строго обозначенный врачами срок в 15-30 минут — большинство превышают этот лимит в несколько раз. Немало и таких, которые с планшетом едят, гуляют и спят.

Если в наше время тысячи и тысячи взрослых попадают в эту зависимость, отдавая своё время и силы бездушным приборам, то что говорить о детях с их беззащитностью, слабой волей и неокрепшей психикой? Если взрослые могут ночи напролёт просиживать в соцсетях, проваливаться в мир компьютерных игр, зависая там на неопределённый срок, или фанатично считать каждый «лайк», поставленный под их публикацией, и преисполняться радости или впадать в депрессию в зависимости от результата подсчётов, то что зависимость от гаджетов способна сделать с нашими детьми?

Если под кораническим предостережением от всего опьяняющего и одурманивающего мы понимаем только запрещение пьянства и наркомании, значит, мы недопоняли суть нашей религии. На самом деле ислам оберегает нас от любой зависимости, негативно сказывающейся на нашем здоровье — духовном, эмоциональном, психическом.

А задумываемся ли мы, что происходит с ребёнком, который не представляет себе жизни без компьютера или планшета? Тут уместно вспомнить хадис, который помогает нам увидеть эту ситуацию в ином свете: «Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Мужчина — пастырь для своей семьи, и он несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего, и она несёт ответственность за свою паству» [Бухари; Муслим].

Выполняем ли мы возложенную на нас функцию мудрых и заботливых пастырей, когда инициируем и поощряем зависимость наших детей от гаджетов? Ведь по-настоящему радеет о ребёнке не тот, кто разрешает ему всё, чего его душа пожелает, а тот, кто лишает отпрыска всего потенциально вредного.

О том, что делают эти безобидные с виду приборы с нашими детьми, написано и сказано немало. Во-первых, они отрицательно воздействуют на психику ребёнка, вызывая повышенную возбудимость, и могут стать причиной нервных расстройств и отклонений. Кто сталкивался с такого рода проблемами, тот знает, каким кошмаром это может обернуться для всей семьи и сколько моральных сил отнимает борьба с подобными недугами.

Кроме того, гаджеты наносят серьёзный вред зрению ребёнка, и это доказанный факт. А как это больно — видеть собственного ребёнка в толстых очках или контактных линзах или просто неловко и растерянно щурящего глаза в отчаянных попытках разглядеть написанное учителем на доске! Не приходится сомневаться, что наше чадо не скажет нам за это спасибо, когда подрастёт и смекнёт, что это гаджет настолько ограничил чудесную способность видеть, дарованную ему Всевышним, а мы были рядом и ничего не сделали, чтобы это предотвратить. Только человек с очень слабым зрением способен понять, какая это трагедия — когда удивительный, прекрасный, интересный мир вокруг тебя расплывается и очертания его ускользают от тебя, и тебе уже очень трудно исполнять заповедь: «Постранствуйте по земле и посмотрите…» (сура 29 «Паук», аят 20).

Ещё одна весьма актуальная проблема — осанка. У ребёнка она нарушается так легко, а ведь это лишает нашего сына или дочь значительной части дарованной им Всевышним красоты: «Он придал вам облик и сделал ваш облик прекрасным» (сура 40 «Прощающий», аят 64). Мало прекрасного остаётся в довольно жалком облике хронически сутулого, уже неспособного зафиксировать тело в нормальном положении ребёнка… Мало того что у него нарушается работа внутренних органов и ухудшается самочувствие. Тут ещё и насмешки окружающих и возникающие на их почве комплексы… И за это они тоже не скажут нам, «умным» взрослым, спасибо. А если добавить сюда другие побочные эффекты — головные боли, скачки настроения, нервозность, нарушения сна, страхи…

Есть у гаджетов и другой явный минус. Ребёнок может просиживать неподвижно долгие часы, увлечённый игрой или мультфильмами. И это противоестественно. Ребёнок должен двигаться. Это жизненно необходимо для его роста и развития, физического и психического здоровья — так задумано Мудрым Создателем. Многие дети проводят по несколько часов в день в сидячем положении в учебном заведении, а дома продолжают сидеть за любимым гаджетом.

Ещё одна беда гаджетов — они лишают наших детей живого общения, необходимого социального опыта, помогающего им становиться полноценными людьми. А ведь Всевышний Аллах сказал: «О люди! Поистине, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (сура 49 «Толпы», аят 13). Опыт общения со сверстниками бесценен, и без него развитие ребёнка не будет естественным и правильным.

Сегодня, когда для многих детей планшет стал своего рода няней, вид годовалого ребёнка, подолгу сидящего в уголке с планшетом в руках должен вызывать скорее острую жалость, чем умиление и восторг. А для детей постарше гаджеты всё чаще становятся дверью в виртуальный мир, куда можно убежать от множества проблем, трудностей и дел, которые не хочется делать. Мы можем не признавать этого, но мир этот очень похож на тот, в который бегут по тем же причинам люди, пристрастившиеся к алкоголю или наркотикам.

Наша религия — религия умеренности и золотой середины, и на гаджеты это тоже распространяется. Сегодня существуют тысячи развивающих программ и приложений, которые широко рекламируются, но при этом совершенно бесполезны или даже вредны, и мусульманин не должен наивно доверять каждой рекламе, которую ему показывают. Давно доказано, что для полноценного развития ребёнку необходимо развивать мелкую моторику, а значит — много работать руками: мастерить, рисовать, лепить, складывать кубики, собирать конструкторы, играть в пальчиковые игры, перебирать мелкие предметы, трогать разные поверхности и материалы, и никаким гаджетом этого не заменить.

Мы не замечаем или стараемся не замечать простую истину: подсовывая ребёнку «развивающий» гаджет, мы на самом деле лишаем его живого общения с нами, родителями. Никакой гаджет не заменит ребёнку маму и папу, и никакая развивающая программа не заменит живого опыта общения и познания окружающего мира — того мира, который можно потрогать, подержать в руках, понюхать, попробовать на вкус, а не того, который ребёнок видит на холодном мерцающем экране.

Почему же мы не ценим чудесные мгновенья, когда мы можем поговорить с ребёнком, посидеть рядом, объяснить ему что-то, научить его чему-то полезному, настроившись с ним на одну волну? Почему нам проще отдать эти мгновения гаджетам? Это весьма опасный и для нас, и для наших детей соблазн: видя, что гаджет занимает, отвлекает и успокаивает ребёнка и «освобождает» нас, мы начинаем злоупотреблять технологиями и, в конце концов, создаём столь сильную зависимость от этих приборов, что ребёнок, останься он вдруг без своей электронной игрушки, испытает настоящий шок, сильнейший стресс и ударится в истерику, не имея возможности прорваться в любимый и ставший необходимым виртуальный мир.

Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня» (сура 66 «Запрещение», аят 6). А для этого необходимо общение, тесная эмоциональная связь, передача личного опыта, создание в семье особой атмосферы доверия и взаимопонимания. Для того чтобы уберечь от Огня наших детей, мы должны привить им стойкий иммунитет ко всему скверному и осуждаемому нашей религией. Это долгая и кропотливая работа, но результат того стоит. И эта работа становится для нас, родителей, вдвойне труднее, если ребёнок с нетерпением ждёт окончания «сеанса» общения с нами, чтобы сбежать к любимому прибору, который никогда не «напрягает», но зато готов безотказно доставлять удовольствие, ничего не требуя взамен.

Да, трудно не согласиться с теми, кто скажет, что мы живём в компьютерный век и невозможно вообще не знакомить ребёнка с гаджетами. Это так. Но мы, родители, пастыри, несущие ответственность за свою паству, можем и должны взять знакомство нашего чада с гаджетами под строгий контроль. Ведь можно сразу установить ограничения и хранить гаджет у себя, а не отдавать его ребёнку на всё время, чтобы он не воспринимал его как личную игрушку. И нужно понимать, что ребёнку гораздо полезнее и интереснее общаться с родителями и сверстниками и познавать мир вместе с ними, чем сидеть, сгорбившись, за очередной компьютерной игрой или вовсе не поучительным мультфильмом.

Наилучший, а быть может, и единственно правильный способ использования гаджетов детьми — это когда взрослые и дети пользуются им вместе и с реальной пользой, чтобы гаджет не вытеснял общение с близким человеком и оставался всего лишь средством, которое помогает родителям организовывать детский досуг и учить детей чему-то полезному. Если родители используют, например, планшет для изучения Корана с детьми или читают на нём ребёнку электронную книгу, смотрят вместе и обсуждают расширяющий кругозор документальный фильм, видеоролик о жизни мусульман в разных уголках земли или фотографии тех же мечетей, а по вечерам из чуда техники иногда звучит аудиосказка или Коран, то против такого использования гаджетов сложно возразить.

Но гаджет в свободном доступе с бесполезным и даже разрушительным контентом, отнимающий у ребёнка время, здоровье, нормальное общение и естественное развитие — это совсем другая история, продолжение которой для наших детей мы пишем сами.

Карима Сорокоумова

Электронный минбар

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх