Ислам

Каковы методы и средства исламского воспитания?

Основа в поклонении, как известно, состоит в том, что оно должно быть взято только из признаваемых Шариатом источников и совершаться только способом, описанным в этих источниках. Если  же  говорить  о  других  делах, то  их человек, напротив, может совершать их, основываясь на их разрешённости  с  точки  зрения  Шариата  при  условии, что они приносят пользу и не приносят вреда или же польза их перевешивает вред.

Не приходится сомневаться в том, что Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) применял самые совершенные и эффективные методы воспитания. Что  же  касается  воспитательных  средств, которые он использовал, то они, разумеется, соответствовали особенностям  эпохи  и  места, в  котором  он  жил, а  также уровня  развития  материальной  культуры. Соответственно, сегодня нет никаких препятствий тому, чтобы использовать современные средства для применения воспитательных методов Посланника Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует).

В своих занятиях с детьми начальной возрастной группы воспитатель  нуждается  в  применении  определённых  методов воспитания и использовании воспитательных средств, которые помогут ему справиться со стоящими перед ним задачами. Никто не оспаривает роль традиционных и хорошо зарекомендовавших  себя  методов  воспитания  и  обучения, основанных  на  восприятии  ребёнком  информации  от  учителя, особенно в этом возрасте, когда ребёнок может только заучивать, повторять  и  вспоминать, но ещё не  способен  к более совершенным операциям с информацией — анализу, систематизации и коррекции. Однако ничто не мешает воспитателю  добавлять  к  этому  проверенному  багажу  новые методы и воспитательные средства. Ниже упомянуты некоторые из них.

1. Воспитание  посредством  реальных поучительных историй.  К  методам, которые преподавателю следует применять, относятся увлекательные истории. Воспитатель выбирает реальные истории, то есть истории из жизни, которая даёт  воспитателю  богатейший  материал, помогающий привить  ребёнку  прекрасные  нравственные  качества  — правдивость, честность, обязательность, смелость, привычку помогать  нуждающимся, сострадание  и  жалость  к  неимущим, уважение к старшим и так далее. Воспитатель, желая вложить в ребёнка что-то хорошее, приводит одну-две истории на соответствующую тему, и эти истории помогают закрепить в сознании ребёнка нужное качество.

Полезно обратиться к жизнеописанию Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) и биографиям  выдающихся  мусульман, в  первую  очередь  сподвижников: в этих источниках можно без  труда обнаружить множество  реальных  историй, прекрасно  способствующих закреплению качеств, которые мы как воспитатели желаем видеть в своём ребёнке. Реальные истории всегда оказывают на человека более сильное воздействие, нежели вымышленные, — как раз потому, что они реальные и их герои — живые люди.

Всевышний Аллах приводит в Коране множество разных историй, имеющих  огромное  воспитательное  значение. Посланник  Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует)  также  рассказывал  своим  сподвижникам много историй. Супруга Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) Аиша  (да будет доволен ею Аллах) также рассказывала ему историю о взаимоотношениях супругов в прошлые  времена, и  когда  она  закончила  рассказывать, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал: «Я для тебя как Абу Зар’ для Умм Зар’» [аль-Бухари; Муслим].

Воспитательное значение историй очевидно. Их рассказывают  не  только  для  развлечения  или  чтобы  скоротать время, но, как сказал Всевышний Аллах: «В повествовании о  них содержится  назидание  для  обладающих  разумом. Это — не вымышленный рассказ» (сура 12 «Юсуф», аят 111). Это подтверждает важность использования  историй в качестве воспитательного средства.

Некоторые воспитатели используют не только реальные, но  и вымышленные истории. Однако такие истории должны  быть  написаны  таким  образом, чтобы  повышать нравственность и вкладывать в сознание и сердце ребёнка одобряемые и проповедуемые исламом убеждения и моральные нормы и побуждать к достойному поведению. Если же говорить об историях, которые пропагандируют противоречащие исламу  убеждения  и  навязывают  чуждые  ему  обычаи  и традиции, то таких историй следует избегать, даже если они интересно написаны и несут в себе мощный эмоциональный заряд. Не стоит говорить: мол, возьмём то полезное, что есть в  этой  истории, а  потом  объясним  ребёнку, что  в  ней неправильно  и  ошибочно. Потому  что  в  этом  возрасте ребёнок подобен чистому листу, и записывать на этом листе нужно только хорошее и правильное, а иначе для него всё смешается.

Также  необходимо  избегать  фантастических  историй, вроде историй про человека, который забрался в чрево птицы и перемещался таким образом с места на место, подглядывая за людьми в их дворцах и домах. Во-первых, это действие — подглядывание за  другими — порицаемо само по себе. А во-вторых, подобные истории отдаляют ребёнка от реальности  и уводят  его в  выдуманный  мир, заставляя  его представлять то, чего на самом деле не бывает, а это порой оказывает негативное влияние на ребёнка.

Что же  касается  вымышленных  историй  без  элементов фантастики, то есть историй о том, чего не было, но что в принципе  возможно  и  не  противоречит  устройству  нашей Вселенной, то их вполне можно использовать в воспитании ребёнка, если эти истории подтверждают исламские ценности и не противоречат им.

2. Воспитание посредством  целенаправленной  игры. Ребёнку  нужно  доставлять  радость  и  удовольствие, ему нужно расслабление и веселье, и это бесспорно. И целенаправленные игры с ребёнком — одно из лучших средств для достижения этой  цели. Однако  роль  игры  не  должна  сводиться только к расслаблению и веселью. Игра имеет большое  воспитательное  значение,  поскольку  способствует правильному формированию личности ребёнка. Игра укрепляет и оздоравливает тело  ребёнка, развивает его мышление, расширяет  горизонты общения и социального взаимодействия, приучает  ребёнка  к  коллективной  деятельности, терпеливому преодолению трудностей и препятствий, способствует  формированию  некоторых  полезных  навыков.

Известно, что, постепенно приучая подросших детей к посту, первые мусульмане давали им игрушки, чтобы отвлечь их от мыслей о еде и помочь им перетерпеть голод.

Передают, что  ар-Рубаййи’ бинт  Му’аввиз (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды  утром  в  День ‘Ашура  Посланник  Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) отправил в находившиеся вокруг Медины селения  ансаров глашатая  возвестить: “Пусть  тот, кто  постился  с  утра, доведёт пост до конца, а тот, кто с утра не постился, пусть соблюдает пост до конца Дня”. И после этого мы соблюдали пост в этот день сами и заставляли поститься наших детей. Мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку, которая  отвлекала  ребёнка, пока  не  наступало время разговения» [аль-Бухари].

А  в  другой  версии  говорится: «Мы  делали  для  них игрушки из шерсти и брали их с собой, и, когда они просили еды, мы давали им игрушку, и они занимались ею, пока не заканчивалось время поста» [Муслим].

В  те  времена  мусульмане  также  использовали  игрушки, когда учили  девочек  заботиться  о  детях. Аища  (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  зашёл ко мне, когда я играла с игрушками. Приподняв занавеску, он спросил: “Что это, о ‘Аиша?” Я ответила: “Игрушки, о Посланник Аллаха…”» [Ибн Хиббан].

Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис приводят в качестве доказательства того, что  разрешается  изготавливать куклы  и игрушки  в  виде  живых  существ, чтобы  девочки  играли  с ними. Это  исключение  из  общего  запрета  создавать  изображения  живых  существ. Этого  мнения  твёрдо  придерживался ‘Ияд, передавая его  от  большинства  учёных. Они также разрешили продавать игрушки с целью приучения девочек с малых лет к домашним делам и заботе о детях».

Наши праведные предшественники осознавали важность игры в жизни детей и не мешали им играть. Передают что однажды аль-Хасан, направляясь к своему дому, увидел, как мальчики играют на крыше дома. А с ним был его сын Абдуллах, который запретил им делать это. Но аль-Хасан сказал: “Оставь их, ибо игра — их весна”» [Ибн Абу ад-Дунья].

Посланник  Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует),  проходя мимо  играющих  детей, приветствовал их и не запрещал им играть.

Анас  (да будет доволен им Аллах)  передаёт, что  Посланник  Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),  проходя мимо играющих детей, приветствовал их [Муслим].

Бесспорно, игр, которые противоречат исламу или внушают ребёнку негативное отношение к религии, следует избегать, даже если они интересны и  нравятся  детям. Кроме того, следует остерегаться опасных игр, в результате которых ребёнок может получить травму.

Необходимо  правильно  планировать  активность  ребёнка. Игра не должна занимать время, отведённое для других ежедневных  занятий. Особую  осторожность  нужно  проявлять в отношении компьютерных игр, в которые дети могут играть  часами, что  крайне  негативно  отражается  на  их здоровье, ослабляя зрение и портя осанку. Кроме того, просиживая дни напролёт перед экраном компьютера, ребёнок лишает  себя  необходимой  физической  активности, движения, не говоря уже о том, что многие из этих игр губительно  влияют на  психику ребёнка, являются  аморальными по своей сути, не способствуют формированию у ребёнка правильных  убеждений, хороших  привычек, высокой  нравственности и не учат ребёнка достойному поведению.

Не  во  все  игры  ребёнок  может  играть дома, поскольку  некоторые  из  них  требуют  пространства, которое  найдётся не в каждом доме. Следовательно, чтобы поиграть  в такие игры, ребёнку нужно отправиться в подходящее место — на  площадку, стадион, корт  и  так  далее. Такие  игры требуют  наблюдения  взрослых, потому  что  ни  один воспитатель не знает, что может случиться с ребёнком в его отсутствие. И  история  Юсуфа  (мир ему)  наглядно  подтверждает это. Братья Юсуфа пришли к отцу и попросили: «Отпусти его завтра с нами, пусть он позабавится и поиграет, а мы будем  оберегать  его» (сура 12 «Юсуф», аят 12). Все  мы знаем, с  каким  умыслом  это  было  сказано  и  чем  всё закончилось…

Важно отметить, что детская речь несовершенна и дети часто ошибаются — неправильно произносят буквы или, запутавшись, меняют их  местами и  произносят слово  неправильно. Многие воспитатели поддразнивают ребёнка и подшучивают  над  ним, повторяя  за  ним  эти  исковерканные слова. Это несомненная ошибка, особенно если воспитатель делает это часто. Реагировать подобным образом — значит усиливать  негативное  явление, и  желание  пошутить  и  посмеяться вместе с ребёнком в данном случае не может быть оправданием. Напротив, воспитатель  должен  произнести букву или слово правильно, чтобы помочь ребёнку сделать свою речь правильной.

Если ребёнку ещё нет пяти лет и он допускает подобные ошибки не часто, то это не следует считать отклонением от нормы. Если же ребёнок старше и по-прежнему делает много ошибок в своей речи, то, это может свидетельствовать о каком-нибудь  отклонении  в  развитии  ребёнка, поэтому лучше показать его логопеду.

3. Воспитание  посредством  опыта. Многие  думают, что  ставят  опыты  и  проводят  эксперименты  только  в лабораториях, и используются они лишь для проверки или подтверждения  научных  теорий. В  действительности  же опыты можно успешно использовать и в воспитании детей, то есть в том, что имеет отношение скорее к миру эмоций и чувств, а не к миру материальному. В связи с этим уместно будет вспомнить историю отца, который посредством опыта доказал сыновьям, что единство — это сила. Он дал им прутья и велел им попробовать сломать один прут, что они без труда сделали. А потом он велел им сломать пруты, собранные в пучок, и они не смогли сделать этого. Подобный опыт можно провести и в наше время, позволив ребёнку сделать соответствующие выводы. Предлагая ребёнку проделать подобный опыт, воспитатель достигает сразу двух целей. Во-первых, он доносит до ребёнка важную информацию: «Сила — в единстве, и слабый человек может обрести силу, если объединится со своими братьями». Во-вторых, воспитатель приучает  ребёнка  анализировать  разные  явления  и  делать выводы. Подобные опыты помогают воспитателю закрепить в сознании  ребёнка определённые ценности. Однако необходимо избегать опасных предметов и веществ, потому что иначе ребёнок может попробовать повторить опыт в отсутствие воспитателя, и  эта попытка  повлечёт за  собой  негативные последствия.

4. Воспитание посредством приучения. Частое повторение каких-то слов или действий делает их привычными для человека. Привычка — вторая натура, и привычное действие уже не кажется сложным. Как сказал поэт:

Привыкай к благонравию, ибо поистине

Видел я: человек любит то, что привычно…

Поэтому приучение относится к числу важных воспитательных средств. Оно требует от воспитателя терпения и настойчивости, поскольку  приучение  предполагает  многократное повторение  и  требует  наблюдения  и  контроля. Когда действие превращается в привычку, ребёнок совершает его в нужное  время  без  напоминаний  и  побуждений. Мусульманин, привыкший говорить «альхамдулиЛлях» после того, как  чихнёт, делает  это  всякий  раз, когда  чихает, даже если при этом он думает о чём-то другом. Поэтому в хадисе сказано:  «Добро  —  привычка, а  зло  проникает  в  сердце только [через наущения Шайтана и собственной души], и кого Аллах любит, тому Он даёт понимание религии» [Ибн Хиббан].

А сподвижник Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах)  сказал: «Следите за те, чтобы ваши дети совершали молитву и приучайте их к благому, ибо, поистине, благо требует приучения» [аль-Байхакы].

Му’авия  (да будет доволен им Аллах) сказал: «Приучайте себя к благому» [Ахмад].

И в своих фетвах Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал взрослых приучать детей к благому. В одном из хадисов говорится, что женщина подняла ребёнка, показав Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), спросила: «Зачтётся ли ему хадж?» Он ответил: «Да. А тебе будет награда» [Муслим].

Это был маленький ребёнок, который, возможно, вообще не понимал, что такое хадж, и не имел представления о его обрядах. Тем не менее, Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) одобрил его приучение к благому делу и поощрил мать ребёнка, сообщив, что её ждёт награда за то, что она делает для своего ребёнка.

Во времена  Посланника Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует)  женщины  приходили  в мечеть вместе с детьми, и, хотя те порой начинали плакать во  время  молитвы, Посланник  Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует)  не  запрещал  им приводить детей в мечеть. Вместо этого он заботился о них и старался  не  затягивать  молитву, чтобы  не  причинять  неудобств матерям этих детей. Вероятнее всего, целью в данном случае было как раз приучение детей к посещению мечети.

5. Воспитание посредством личного примера. Наглядный  пример, как  известно, лучших  всяких  слов  и  эффективнее всех наставлений, потому что он подтверждает сказанное на деле. Поэтому если воспитатель будет воплощать ценности, которые желает привить ребёнку, это избавит его от  необходимости  в  долгих  разъяснениях, побуждениях, уговорах и так далее. Неизменная правдивость воспитателя значит  для  ребёнка  больше, чем  целые  лекции  на  тему «Правдивость и её ценность», особенно если читающий ему эту лекцию сам далёк от правдивости или не даёт ребёнку возможности  увидеть, как  он, воспитатель, применяет  это качество на практике.

Имам аш-Шафи’и (да помилует его Аллах) подчёркивал важность личного примера в воспитании детей. Обращаясь к  Абу  Абд-ас-Самаду (воспитателю  детей  Харуна  ар-Рашида), он  сказал: «Пусть  первым, с  чего  ты  начнёшь исправление  детей повелителя  верующих, будет исправление тобой самого себя, потому что они смотрят на мир твоими глазами, и им будет казаться благим то, что ты считаешь благим, и им будет казаться скверным то, что кажется скверным тебе…»

Мусульманский учёный Ибн аль-Джаузиййа сказал, разъясняя, насколько важно, чтобы слова воспитателя совпадали с его делами: «Я встречал шейхов, уровень знаний которых был  различным, однако самым  полезным  оказывалось  для меня общение с тем из них, кто поступал согласно своему знанию, даже  если  другие  знали  больше, чем  он. Мне доводилось  встречать  знатоков  хадисов,  которые  знали  наизусть много  хадисов, но при  этом позволяли себе злословить о людях под предлогом заключений о степени их надёжности как передатчиков, и брали плату за чтение хадисов, и  спешили ответить  на вопрос, чтобы  сохранить  свой авторитет, даже если  ответ их был ошибочным. И мне  довелось  встретить ‘Абд-аль-Ваххаба  аль-Анматы, который придерживался  пути  наших  праведных  предшественников. На его собраниях я никогда не слышал злословия, и он никогда не требовал платы за чтение хадисов, и, когда я читал ему  хадисы, смягчающие  сердца, он  подолгу  плакал. А  я тогда был совсем молод, и плач его делал своё дело в моём сердце… Он был похож на тех шейхов, сообщения о которых дошли до нас. И мне довелось встретить Абу Мансура аль-Джаваликы. Он  был  молчаливым, а  когда  говорил, тщательно  подбирал слова, и  знания его были  основательными и  глубокими. Бывало, ему  задавали  простой вопрос, ответить на который мог даже юнец, а он не отвечал на него до тех пор, пока не убеждался в правильности ответа, который собирался дать. Он много постился и много молчал. И знакомство с этими двумя принесло мне больше пользы, чем знакомство с другими. И я понял, что действие — лучшее доказательство, чем слова».

Если  слова  воспитателя  всегда  подтверждаются  его делами, это приносит огромную пользу ребёнку, даже когда речь идёт о мирских делах. В наше время, если воспитатель постоянно  останавливается на красный свет светофора, это оказывается более действенным воспитательным средством, чем  долгие  речи, разъясняющие  важность  следования  сигналам светофора, особенно когда разъяснения эти  даёт воспитатель, который сам этим сигналам не следует. И если ребёнок видит, что воспитатель помогает бедным и старается облегчить положение нуждающихся, это побуждает его подражать воспитателю и производит на него больший воспитательный эффект, чем наставление о важности и пользе милостыни, не подкреплённое действиями самого воспитателя.

Более  того, воспитатель должен  подавать  ребёнку пример. Собираясь  подать  милостыню  бедному  человеку, он может, например, дать эти деньги ребёнку и сказать: «Пойди и подай милостыню тому бедному человеку». Поступая так, воспитатель достигает сразу нескольких целей. Говоря «бедный  человек», он  объясняет  ребёнку  причину, по которой даёт деньги этому человеку: тот беден и нуждается в  помощи  и  средствах  к  существованию. Таким  образом, воспитатель прививает ребёнку щедрость и альтруизм. Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «…и приучать его  к  щедрости  и  даянию. Когда опекун  желает  дать  что-нибудь, он должен позволить ему самому сделать это, чтобы ощутить  сладость  даяния». Кроме  того, эти  действия воспитателя учат ребёнка быть смелым и общаться с окружающими. Возможно именно поэтому, когда к сподвижнику Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах) пришёл человек, просящий подаяния, он велел сыну: «Подай ему динар».

Возможно, что  ребёнок, видя, что  воспитатель подаёт бедным, сам  обратится  к  нему  с  просьбой  дать  ему  что-нибудь, чтобы и он мог подать милостыню. В этом случае не  следует  отказывать  ребёнку, даже  если  воспитатель считает, что человек, которому ребёнок собирается  подать милостыню, не  заслуживает  этого, — поскольку  речь  в данном  случае  идёт  о  приучении  ребёнка  к  совершению благого дела, а не о том, заслуживает ли этот  конкретный человеке подаяния. Очень важно дать ребёнку  понять, что ценности, которые старается привить ему воспитатель, — не просто  теория, но  они  имеют  практическое выражение, и, чтобы  подтвердить  это,  воспитатель  должен  подавать ребёнку пример.

6. Воспитание посредством вопросов и соревнований. К успешным методам воспитания относятся вопросы, а также  соревнования-викторины  между  детьми, позволяющие  выявить  знающих  ответы  на  определённые вопросы. Вопросы  должны  способствовать  формированию правильных убеждений, развитию мышления и достойному поведению, однако  очень  важно  учитывать  возраст участников. Вопросы не должны быть слишком сложными, то  есть  превышающими  их  уровень  знаний, потому  что подобные вопросы бесполезны. Они принесут с собой лишь разочарование и расстройство и могут негативно отразиться на настроении  и  поведении  ребёнка, а также внушить  ему отвращение к такого рода соревнованиям. Если же вопросы соответствуют  возрасту  ребёнка  и  уровню  его  знаний, то они  могут  принести  много  пользы, поскольку  позволяют ребёнку, знающему правильный ответ, порадоваться своим успехам, почувствовать  свою  способность к пониманию  и обучению, а  также  приобрести  новый  опыт  и  знания.

Добившись  успеха один  раз, ребёнок будет с  энтузиазмом прилагать усилия, чтобы добиться новых успехов.

Мудрый  воспитатель  также  не  упускает  возможность задать  ребёнку вопрос сразу  после какого-нибудь  события — таким  образом, чтобы  для  смышлёного  и  догадливого ребёнка  сам  этот  вопрос  послужил  указанием  на  ответ.

Именно так поступал Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует). Вспомним историю, переданную ‘Абдуллахом ибн ‘Умаром (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Однажды, когда мы сидели у Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует), принесли съедобную сердцевину пальмы, и Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, есть среди деревьев одно, похожее на мусульманина”. И я хотел сказать, что это пальма, но, увидев, что  я  самый  младший  из  присутствующих, промолчал. Тогда  Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал:  “Это  пальма”»  [аль-Бухари; Муслим].

Ибн  Хаджар  сказал: «Поскольку  Посланник  Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) заговорил об  этом, когда принесли съедобную сердцевину пальмы, он понял, что речь идёт о пальме… В данном случае под пониманием подразумевается сообразительность, которая помогает человеку понять смысл сказанного  на основе сопровождающих его слов или действий».

Если же вопросы слишком сложны для ребёнка или составлены  таким  образом, что  ничто  в  них  не  указывает смышлёному ребёнку на ответ, то соревнование может произвести  эффект, обратный  ожидаемому: ребёнок  потеряет интерес к такого рода соревнованиям или почувствует досаду, разочарование и неуверенность из-за своей неспособности ответить на задаваемые вопросы.

Бывает, что  у  воспитателя не  хватает  времени  для организации  подобных  мероприятий. В  том  случае  можно использовать время ожидания перед обедом или ужином, а также  время  поездок  в  транспорте  и  вообще  любое  свободное время. Воспитатель должен постараться найти хотя бы  немного  времени  для  подобных  викторин  и  соревнований  и не ссылаться  на обстоятельства, потому  что это полезное занятие стоит того, чтобы пожертвовать ради него частью своего  времени, даже если  его  действительно мало.

Также  необходимо  использовать  в  воспитательных целях все доступные технические достижения, в том числе и различные  приспособления  для  заучивания  Корана — особенно  такие, которые  позволяют  ребёнку  записать собственное  чтение  после  чтения  шейха, чтобы  он  мог прослушивать оба чтения и замечать отличия.

Видеомагнитофон  и  компьютер  также  могут  оказать большую  помощь  воспитателю  в  обучении  ребёнка  хорошим  манерам  и  коррекции  его  поведения. В  наше  время разработано  множество  компьютерных  программ, помогающих  развитию  речи, а  также  приобретению  полезных навыков и знаний в разных областях, в том числе и в области религии.

Важно  отметить, что  эти  программы  должен  подбирать воспитатель, а не ребёнок, причём к их выбору следует подходить очень серьёзно, поскольку цель в данном случае — воспитание и получение  пользы, а  не  просто  приятное для ребёнка времяпрепровождение.

Поэтому  так важно, чтобы  выпуском  подобной  продукции занимались специалисты в области образования и воспитания, а не все желающие заработать таким способом.

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства  до совершеннолетия

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх