Ислам

Мифы о семьи в исламе

Наверное, не будет преувеличением тезис о том, что среди монотеистических религий именно Ислам подвержен всестороннему анализу, выводы которых неадекватны действительной природы мусульманства. Осознанно или неосознанно, в течение веков религия мусульман исследователями и политиками характеризуется совершенно противоположными параметрами. Развитие СМИ способствовало формированию во многом совершенно ложных представлений о природе Ислама и жизнедеятельности мусульман. Предвзято настроенные философы и публицисты создавали такую картину исламского мира, которая не имела ничего общего с реальностью.

Вероучение мусульман представляет сложную систему, совокупность правил, норм, принципов и указаний, направленные на создание условий саморазвития личности мусульман. Как и любая практическая деятельность по обустройству мировоззрения и материальных условий людей, некоторые вопросы в Исламе подвергались незначительным (не противоречащим шариату) изменениям. Если в странах Средней Азии – Узбекистан, Таджикистан и других, женщины надевали паранджу, то татарки и башкирки, принявшие нормы мазхаба Абу Ханифы, были свободны от этого.

Таким образом, исследователи, находящие негативные черты мусульман – российский философ девятнадцатого века Федотов и итальянский публицист Фаллачи, «видели» лишь одну из сторон жизнедеятельности мусульман. Ещё раз обращаем внимание на то, что Ислам –система, включающая духовный компонент и совокупность обрядов, регулирующих каждодневное поведение личности. Закономерно, что во всех религиях находились люди, стремящиеся угодить Всевышнему своим чрезмерным усердием (ношение пудовых крестов некоторыми католиками в средневековой Европе). В Исламе также можно было найти таких верующих, которые своими крайне жесткими (например, по отношению к жене) поступками создавали неадекватные истинной картине образы мусульман. Таким образом, создавались мифологизированные представления о природе мусульманства, весьма далёких от истины.

Одним из негативных ассоциаций, связанных с мифами в сфере семейно-брачных отношений, является идея о том, что женитьба в Исламе отрицает знакомство жениха и невесты. У меня, воспитанного в советское время на прозе татарских авторов, сложилась следующая картина: мусульманские парень и девушка – это бессловесные и покорные существа, не имеющие абсолютно никаких прав и свобод в деле создания семьи. Всё определятся родителями молодоженов: они ищут супругов и договариваются о женитьбе. Будущие муж и жена могут увидеть лицо друг друга только после никаха, то есть священного обряда венчания. То есть, была создана негативная картина процесса создания мусульманской семьи, сопряженная идеями бесправия не только женщин, но и мужчин.

Поэтому для меня было приятной новостью информация из сборника хадисов Посланника Всевышнего (мир ему и благословение), изданного в Казани, посвященная женитьбе. Один сподвижник рассказывает: «Хотел я жениться на девушке. Пророк спросил: “А ты посмотрел не неё?” Я сказал, что нет. Тогда Посланник Аллаха сказал: “Иди и смотри! Ибо между вами должны быть любовь и согласие”» (Имам Ахмад, ан-Насаи, ат-Тирмизи).

По нашему мнению, в этом достоверном хадисе заложена вся полнота и величие нравственного учения Ислама. Фундаментальная концепция мусульманства – это достижение счастья «в мире этом и мире том». Естественно, счастья без любви не может быть, так как именно любовь есть источник всего, что есть. Аллах сотворил творения и людей с любовью. Любовь между мужчиной и женщиной есть источник новых поколений людей. Поэтому в хадисе отражена истинная сущность Ислама, которая создаёт духовные и материальные основы саморазвития личности на пути к любви к Всевышнему через любовь к Его созданиям.

Отсюда следует вывод о том, что весьма сомнительной может быть любовь между молодожёнами, которые встречаются в день бракосочетания. Естественно, они примут свою судьбу, смогут создать согласие между собой, у них будут хорошие дети. Практика Ислама именно это доказывает, поколения мусульман жили в гармонии и воспитывали хороших людей. Идея, согласно которой парень и девушка не могут быть знакомы до свадьбы, представляет собой классический миф, не имеющий духовных и юридических оснований.

Столетиями разные авторы соревновались в прилагательных ради выражения «тяжелейшей» доли женщин в Исламе. Она – совершенно бесправное существо, которому даже выйти за предела кухни не разрешалось, не то что открыть рот и говорить о чем-либо. Жена мусульманина – забитый морально и физически человек «второго сорта», который должен беспрекословно подчиняться мужу, как хозяину.

Мы ещё раз обращаем внимание на то, что Ислам – это принадлежность множества народов, живших до мусульманства совершенно разными традициями и обычаями. Весьма вероятно, что некоторые проявления особого отношения к женщине были. Однако это не даёт основу для развития мифа о том, что весь Ислам олицетворяет собой негативное отношение к матери, сестре и дочери. Наиболее веским аргументом о добром отношении мужчин к женщине является пример жизнедеятельности Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который оставил прекрасный пример всем мужчинам на Земле.

Следующим вымыслом в сфере семейных отношений является миф о необходимости уплаты большого калыма (махра) девушке. В советской литературе, которая, необходимо отметить, носила атеистический характер, излагались трагические истории парней из бедных семей, которые просто не могли иметь семью из-за отсутствия необходимых денежных средств. Особенно это было распространено среди народов Средней Азии, где родители всю свою жизнь посвящали сбору средств для уплаты калыма и проведения свадьбы. Причем, актуальна данная тема и в условиях современного общества. Закономерно, что возрождение Ислама сопровождается возвратом добрых традиций, как никах, свадьбы без спиртного. Однако все чаще священнослужители говорят о том, что невестам необходимо преподнести дорогой махар.

Однако требование выплатить большой махар, по нашему мнению, есть один из распространенных ми-фов в сфере семейных отношений в Исламе. Такая точка зрения основывается на хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Махар, то есть калым (плата за невесту) не должен быть большим. Потому что нельзя требовать от жениха большего (чем он может предложить). Например, некоторые сахаба в виде махара отдавали небольшой кусок золота. Он оценивался в пять дирхемов. Саид бин Мусаййиб, например, свою дочь отдал Абу Хурайре за два дирхема. Таким образом, Сунна конкретно указывает на то, что махар не должен быть большим, то есть непосильным для простого человека, не обладающего большой собственностью.

Следующий хадис также свидетельствует о том, что требование о выплате большого махара (например, некоторые священнослужители говорят, что в современных арабских странах за девушку требуют до миллиона долларов США) представляет собой очередной миф. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если придут к вам братья по вашей религии или люди характером праведные – отдайте им своих дочерей в жены. Если вы так не сделаете, вырастут на Земле мерзости (сексуальные распущенности) и неурядицы» (ат-Тирмизи).

Согласно логике хадиса, отцы должны выдавать замуж не за какую-либо плату, то есть, за махар. Здесь четко излагается мысль о том, что основой заключения брачных отношений является нравственность Ислама и праведность. Не деньги, не собственность, хотя они в Исламе не отрицаются, а взаимоотношения любви, добра, милосердия, сострадания и терпения должны быть фундаментом семьи.

http://www.islam.ru/

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх