Ислам

«Мужик в юбке»

Современная модель семьи неизбежно претерпевает изменения. Ведь когда женщина начинает вносить свой вклад в «семейную копилку», модель семьи неизбежно меняется.

Еще относительно недавно девочки получали образование преимущественно в традиционных «женских» областях: кулинария, шитье, вязание на спицах и крючком, вышивание, домоводство, искусство гостеприимства. Последнее, но не менее важное, к чему их готовили — деторождение и последующее воспитание детей. Это служило подспорьем для вступления в последующую взрослую жизнь.

В то время все было по-другому. Например, процесс публикации текстов был сопряжен с физическим воздействием на гигантские печатающие прессы, а само понятие работы соотносилось лишь с деятельностью за пределами дома и сидением в офисе большую часть дня.

Офис обычно располагался в сером скучном здании, полном мужчин в темных костюмах. Женщины же принадлежали к одной из двух групп: домохозяйки, целиком посвятившие себя семье, и бизнесвумен, проводившие все время на работе.

Кроме этого, если замужняя женщина хотела иметь дополнительный заработок, не покидая дома, для этого было не так уж много возможностей. Трудиться на дому можно было, помогая школьникам в выполнении уроков, или ведя группы домашнего детского сада, или работая няней, или занимаясь пошивом одежды.

Мужчины рассматривались как главные добытчики, кормильцы семьи, вносившие основную долю дохода в семейный бюджет, а женщины должны были направлять свою энергию в традиционное для них русло — воспитание детей.

Эпоха социальной трансформации

 

У каждой эпохи есть свои определяющие черты. Так, для современного общества характерен рост числа образованных и успешных женщин. Зачастую они даже превосходят своих коллег противоположного пола как по уровню образованности, так и в профессиональной деятельности. Наряду с мужчинами они получили право на успешную высокооплачиваемую работу.

Можно съязвить и сказать, что это не правда. Однако достаточно лишь бросить беглый взгляд на любой мегаполис, чтобы заметить современные тенденции в сфере трудоустройства — все большее количество женщин получают работу и стремительно идут вверх по карьерной лестнице.

Более того, хотя некоторые женщины откладывают замужество с целью получить образование и сделать карьеру, большинство дам все же способны совмещать брак, рождение детей, ведение хозяйства и карьеру, когда они все-таки выходят замуж и становятся матерями.

Печальная тенденция к увеличению количества гомосексуалистов среди молодых мужчин плохо сказывается на современном социуме. Чем более женоподобным становится мужчина, тем менее он способен быть главой семьи и защитником, опорой.

Возрастающая роль женского труда

 

Было время, когда можно было получить точную фетву от исламских ученых, дающую ясный ответ на вопрос, может ли мусульманка заниматься какой-либо профессиональной деятельностью с целью получения заработка.

В то время работа была неразрывно связана с пребыванием вне дома, длинной дорогой до офиса, где нужно было провести целый день в обществе немахрамов и в тесном контакте с ними, где приходилось менее строго соблюдать хиджаб и пренебрегать нормами скромности, при этом предоставляя детей самим себе.

Теперь, когда встает вопрос о дозволенности работы для женщин, невозможно дать категоричный положительный или отрицательный ответ.

Нужно обратить внимание на два существенных изменения, которые претерпела карьерная самореализация сегодня:

1. Работу зачастую можно выполнить за компьютером, и тогда общение с немахрамами сводится лишь к виртуальному контакту с ними. Женщины теперь могут выполнять большой спектр различных работ, сидя за экранами мониторов и находясь за тысячи километров от офиса. Вместе с тем, это и приносит свои плоды для компании, и позволяет женщине не отрываться от своей семьи, иметь возможность воспитывать детей.

Сама концепция традиционного офисного помещения с массивными папками с документам, где хранится вся информация, становится все менее актуальной благодаря возрастающему числу дистанционных работников, живущих в разных странах и временных зонах. Они работают, общаются и обмениваются электронными файлами с помощью смартфонов, ноутбуков, планшетов и настольных компьютеров.

Можно привести перечень сфер, в которых женщина может работать из дома и получать доход: это редактирование, копирайт, написание статей, перевод, проверка фактов, разработка и усовершенствование учебных программ, онлайн-репетиторство, создание программного обеспечения для телефонов и вебсайтов, ведение групп в социальных сетях и многое другое.

2. По разным причинам у женатых мужчин не получается найти себе стабильную работу на долгий срок и закрепиться на своем месте. Поэтому многие женщины, будь они единственными дочерями отцов-пенсионеров или отчаянными женами уволенных безработных мужчин, все больше начинают подрабатывать, чтобы у них в доме был кусок хлеба на столе.

И у них это действительно получается! Без всяких шуток!

Женоподобные мужчины vs мужеподобные женщины

 

Если женщина начинает вносить свой вклад в «семейную копилку», модель семьи меняется. Это происходит незаметно.

Когда женщина, привыкшая полностью зависеть от своего мужа в том, что касается еды, одежды, медицинских расходов, жилья, начинает не только иметь свой личный источник дохода, но и помогает мужу, расходуя свой заработок на него и детей, естественным образом происходят изменения в самой семье, связанные с работой женщины, ставящей ее в равное положение с мужчиной.

Деньги, которые женщина тратит на своего мужа и детей, рассматриваются как садака. В Исламе дающий имеет большую награду, чем тот, кто получает. В Коране написано, что преимущество прав мужчины над женщиной обусловливается тем, что он расходует на нее свои средства (посредством выплаты махра и содержа в течение всей жизни).

Когда женщина начинает зарабатывать деньги и тратить их на свою семью, могут возникнуть две ситуации:

1. Если мужчина искренне прикладывает все усилия, чтобы найти работу и заработать деньги для содержания жены и детей, но постоянно сталкивается с неудачами, если ему искренне неприятно получать деньги от своей жены, и он чувствует свою вину, что ей приходится работать ради обеспечения семьи, то правоверная жена, приносящая «кусок хлеба в дом», должна уважать своего мужа и подчиняться ему, не ущемляя его прав, данных ему Исламом.

2. Если же, напротив, мужчина счастлив и удовлетворен тем, что жена обеспечивает его, если он осознанно пренебрегает обязанностью зарабатывать деньги и не стремится найти средства к существованию в течение долгого периода времени, т.к. знает, что на доход жены можно безбедно существовать, то он утрачивает свою мужественность, становясь изнеженными и женоподобным. В данном случае даже самая праведная жена может потерять уважение к своему мужу и даже может проявлять неподчинение.

Здесь стоит отметить, что в Исламе мужчина не имеет права расходовать заработок жены, а она не обязана тратить свои средства на мужа и детей, и никто не может ее к этому принудить — ни муж, ни родственники.

Если соблюдающая мусульманка зарабатывает и тратит деньги на нужды своей семьи ради Аллаха с целью сделать домодчадцев счастливыми и не допустить ситуации, когда они будут голодать, то ее можно описать словом мухсина. Мухсин — это человек, который выполняет полезную работу, не вмененную ему в обязанность. Муж должен еще больше уважать такую женщину и еще больше проявлять заботу о ней.

Никто не вправе заставить ее продолжить работать против ее воли или взять у нее больше честно заработанных денег, чем она сама желает дать. Также муж не может принудить ее выполнять домашнюю работу в том же объеме, как и до ее устройства на работу.

Искреннее богоудное дело должно оплачиваться той же монетой.

В заключение — об уважении

 

Иногда для женщины мучительно трудно полностью финансово зависеть от своего мужа по ряду причин — бедность, скупость/суровость/равнодушие с его стороны.

Для женщины, боящейся Аллаха и имеющей высокооплачиваемую работу, также невыносимо постоянно обеспечивать своего безработного мужа, превратившегося в безхребетного обитателя дивана, не удосуживающегося даже помочь ей с воспитанием детей и домашними хлопотами. При том, что она зарабатывает средства к существованию для него и их совместных детей, он видит в ней всего лишь прислугу, которая обязана за ним убирать.

Воистину, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал полезный совет подобным мужьям:

«Когда вы обращаетесь со своими женами, бойтесь Аллаха. Ведь они помощницы для вас» (Муслим)

Садаф Фаруки (Sadaf Farooqi), OnIslam.Net. Перевела с английского Анастасия Бастылева

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх