Ислам

Наследия Аль-Андалуса. О чем молчит история? (Часть 3)

Продолжение второй части

Юноша Абд аль-Рахман – член правящей семьи, выживший после политического переворота в Дамаске, совершил рискованное путешествие и достиг Аль-Андалуса. Он поселился в Кордове, который утопал в хаосе и руинах, оставленных римлянами. Абд аль-Рахман принес знания в сердце Аль-Андалуса и преобразил город до неузнаваемости. За двести лет Аль-Андалус, подобно возродившемуся из пепла, превратился в европейскую жемчужину, оплот торговли, искусства и культуры.

Кордова – украшение мира

Благодаря новой технологии орошения, испанский ландшафт стал подобен чудесным садам, где появились пальмы, апельсины, авокадо, лимоны, артишоки, гранаты, чего доселе не ведала Европа. Халиф создал крепкую торговую сеть, за счет чего сельское хозяйство начало приносить доход. И Кордова засиял. Город носил почетное звание одного из великолепнейших городов мира. Один странник из Германии, посетив Кордова в 10 веке, назвал его «украшением мира». Здесь было все, к чему остальной мир пришел лишь спустя века. И если в те времена жители Лондон селились в деревянных домах, то жители Кордова воздвигли крупнейший европейский город с населением, превышающим пятьсот тысяч человек и сто тысяч домов.

rlzAufqfEboСемьсот мечетей, семьдесят библиотек, более трех сотен бань, водопровод в домах, на улицах фонари, прохладные балконы для лета и трубы с теплым воздухом для зимы; знаменитая канализационная система, за счет которой фонтаны и общественные бани вызывали немыслимый восторг у путешественников. О книгах Кордова складывали легенды. Когда французская библиотека насчитывала девятьсот книг, лишь в одной библиотеке Кордова было более пятьсот тысяч томов. Ученые города занимали первые места на мировой арене: они опережали Европу по всем аспектам. Математика, астрономия, философия, медицина…

 

Что касается медицины Аль-Андалуса, существует весьма познавательный документ. В период Крестовых походов один арабский автор, Усама ибн Мункыз, опубликовал описание варварских методов европейских врачей. Он рассказал о докторе по имени Сабит, которого попросили выехать за территорию страны, дабы помочь нескольким больным товарищам. Мужчина вернулся меньше чем через месяц. На удивленные возгласы о столь быстром исцеление больных, Сабит ответил:

Они привели ко мне женщину с сухоткой и рыцаря с нарывом на ноге. Женщине я прописал строгую диету, а рыцарю сделал припарку. Его нарыв вскрылся и стал заживать. Но тут больных посетил франкский врач. Он сказал, что я ничего не смыслю в медицине, и спросил рыцаря: «Ты желаешь жить с одной ногой или умереть с обеими?». Рыцарь ответил, что раз болезнь столь серьезная, то лучше он останется с одной ногой. Врач привел человека с топором и велел отрубить ногу. Тот ударил по ноге дважды, раздробил кость, и больной мгновенно умер.

Франкский медик взглянул на женщину и заявил, что в нее влюбился дьявол, потому ей следует обриться налысо. После этого женщина стала есть, как обычно, чеснок и горчицу, отчего сухотка усилилась. Врач решил, что дьявол вселился в голову женщины, схватил бритву, вырезал глубокий крест на ее голове, доходящий до черепных костей, и втер туда соль. Женщина скончалась. В тот день я многое узнал о медицине христиан.

 

История, рассказанная Сабитом, за пределами исламского мира была не единичным случаем, а рядовым. Операции же, проводившиеся в Кордове, лишь спустя несколько веков стали делать в Европе. На работы известного хирурга Аль-Захрави, который изобрел новые инструменты и написал тридцать томов знаменитой медицинской «Энциклопедии»(«Аль-Тасриф»), опирались и в двадцатом веке.

925Q5bd5oHgСохранившиеся труды о кордовском быте поведали о том, что даже бедные жители были грамотными людьми, поскольку без знаний трудно быть хорошим мусульманином. Более того, из документов выяснилось еще одно нововведения в Аль-Андалусе: рациональное использование земли. Если в Англии гектары земель использовались для охоты, то мусульмане Испании нашли ей лучшее применение, тем более Ислам запрещает убийство животных ради развлечений:

«И не убивайте создание Аллаха иначе, как по праву». Коран (17:33)

«Пророк (мир ему) проклял любого, кто использует живое существо в качестве мишени [для тренировок]». (Передано Муслимом и аль-Бухари)

 

Территории Аль-Андалуса использовали для земледелия, притом с усовершенствованной стороны. Владельцы участков сдавали свои земли в аренду, а в качестве арендной платы получали малый процент от собранного земледельцами урожая. Подобная система была выгодна для бедных людей, у которых не было возможности купить землю.

Арабы Аль-Андалуса принесли в Европу и бумагу, позаимствованную у Китая, с которым они вели торговлю. Строящиеся в стране бумажные мануфактуры и арабские цифры значительно упростили процесс обработки информации. В Кордова приезжали ученики из Англии и Франции, чтобы перенять знания мусульманских, христианских, иудейских профессоров. Торговцы и земледельцы из разных стран находили там работу. Ученые всего мира, как мотыльки, слетались к центру интеллектуального развития.

aBh4bfsr9sAВеликолепно организованные как правовая система, так и система здравоохранения также являются примерами того, насколько высокоразвитым цивилизованным городом был Кордова. Когда звание халифа перешло к Абд аль-Рахману Третьему мусульманская Испания превратилась в самую великую державу всего Исламского мира. Там царила аура творчества и процветания, поэзии и роскошной архитектуры, научных открытий и духовности. Представители разных религий жили в мире и согласии. Там правила толерантность, не было принуждения, и несмотря на это мусульманское население страны стремительно увеличивалось, что в настоящее время неохотно признают испанские историки. Для христиан исламская культура была новаторской, притом интересной, логичной и жизнеспособной. Исламизация дала людям возможности не только выхода на новый духовный уровень, но также гарантировала отличную общественную структуру, знания и благополучие.

Однако величие сего мира может затухнуть под давлениям алчности, невежества и жажды власти. Такая участь постигла и Аль-Андалус.

Наиболее развитое общество оказалось наименее подготовлено к войне

В начале 11 века на севере страны набирала обороты другая группа людей, стремящихся захватить власть в Аль-Андалусе – христианская церковь. Папа Урбан Второй разразился религиозной пропагандой: «Пусть войско Господне закричит в едином порыве! Такова Воля Божья!». И на мусульманскую Испанию обрушился крестовый поход с той же жестокостью, которой когда-то накрыл Палестину. Аль-Андалус содрогнулся от сокрушительных ударов крестоносцев, осаждающих города, опустошающих дворцы и разрушающих все на своем пути. Христиане вели жестокую игру: они рушили каналы, сжигали поля, спиливали деревья, шаг за шагом ломая сложную земледельческую систему страны. Их тактика выжженной земли спровоцировала голод. Исламская Испания подверглась жестоким вымогательствам.

– Они вели себя, как мафия Чикаго, – говорят историки. – Крестоносцы действовали по принципу: «Сколько заплатите за то, чтобы мы не спалили ваши дома?».

 

Мусульмане платили, и целое столетие Испания, ставшая христианской, жила за счет мусульман. Не выдерживая гнета, мусульманские войска решили обратиться за помощью к марокканцам. Войска пришли, но помощи не последовало. Это были кочевые племена Альморавидов, недавно принявших Ислам, известные как жестокие войны-радикалы. Альморавиды склонялись к ярому фундаментализму. Они трактовали Ислам совершенно с другой стороны и были фанатиками со скудными понятиями о цивилизованности. Прогресс и образованность мусульманской Испании не устраивали Альморавидов. В результате, Аль-Андалус начал разрушаться, раздираемый с одной стороны христианами, с другой – исламскими радикалами. Три столетия сражений превратили когда-то величайшую страну в руины.

QDzcdkMlPMoК сожалению, в современном мире эти события представлены совершенно в ином свете, что в очередной раз доказывает: «Историю пишут победители». Отвоевание или Реконкисту описывают как благороднейший Крестовый поход,  борьбу благочестивых христиан с мавританскими дьяволами. Религия? Нет, религиозный характер лишь прикрытие в той войне, а вот борьбу за власть и земли можно назвать истинной целью Реконкисты. Религия, увы, всегда служит самым мощным инструментов для других мотивов. Историю захвата Аль-Андалуса перекроили, заменив политические амбиции религиозной идеологией. Самое странное, что христиане рассказывают о Реконкисте как о борьбе добра со злом. Кому пришла в голову столь абсурдная идея, неизвестно. Представлять сей период лишь в черных и белых тонах – высшая форма невежества. И все же те, кто ищут истину, находят ее, а уж принимать миру ее или нет – дело каждого.

«Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом» (Коран 2:269)

 

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх