Мусульманка

Не брать детей в мечеть?

Это было несколько лет назад в Рамадан. Я пришла в одну из казанских мечетей на таравих-намаз и на женской половине увидела нескольких детей. Моя радость сменилась горьким разочарованием уже в первые минуты молитвы:

дети носились с визгом между рядами, кувыркались, залезали на спины молящихся, дрались и несколько раз больно и сильно наступили мне на голову.

Думаю, вы не удивитесь, если я скажу, что матери этих детей продолжали молиться как ни в чем не бывало (не прерывать же намаз из-за такой ерунды!). Когда все закончилось, одна из нас воскликнула: «Какое безобразие!», на что получила предсказуемый и, можно сказать, вполне исчерпывающий ответ: «Это же ДЕТИ!».

Нет, это не дети. Это — невоспитанные дети. Это тот неприятный случай, когда поход с детьми в мечеть приравнивается к отговорке «не с кем оставить». Детей берут на молитву и буквально вбрасывают в пучину молельного зала.

Попробуйте сделать таким матерям замечание — вас буквально съедят заживо, назидательно повторяя, что ребенку с малых лет нужно показывать намаз, мечеть и мусульман. «Неужели даже в Рамадан вы лишите этих чудных малышей такой благодати?!».

Что тут сказать? Дети, которым позволено «беситься» в мечети, вряд ли ощущают какую-нибудь благодать. А сколько гневных мыслей в свой адрес успевают за минуты молитвы «собрать» их матери, из-за которых часть молящихся ловит себя на желании поскорее уйти домой?

«Автоматическое» приобщение

«Мы идем в мечеть, веди себя хорошо», — говорит мама дочери. А что значит «хорошо»? — думает девочка. Играть — это хорошо? Веселиться — это хорошо? Конечно, хорошо. Ведь в ее детском понимании хорошо — это когда весело и мама не ругается. Девочка веселится, мама молится — и все хорошо…

Действительно, иногда создается впечатление, будто кое-кто из родителей убежден, что их дети уже рождаются с пониманием, как вести себя в мечети. Приводя сюда ребенка, они идут молиться, ничего не показывая и не объясняя. «В мечетях молятся», — бросят они любопытному малышу, а дальше пусть он сам думает, как это происходит.

Между тем, ребенок, даже если дома он уже научился основам намаза, в незнакомых стенах может стесняться / растеряться / просто не захотеть молиться вместе со всеми. Он может испугаться, разволноваться, его может больно ранить замечание чужого человека или сильно толкнуть в спину другой ребенок. В конце концов, он может просто забыть, что следует делать, и оставлять его одного в большом зале с чужими людьми — значит, подвергнуть сильному стрессу.

Для некоторых мусульманских семей приобщение детей к исламу заключается в том, чтобы наряжать их в «мусульманский костюм», участвовать с ними в традиционных застольях и обучить их словам «бисмилля» и «астагфирулла». Все эти нехитрые традиции помещаются в простую формулу: «Потому что мы мусульмане». Это логично, «потому что папа — это папа, а мама — это мама».

Закономерно, что и в других бытовых ситуациях эти родители поступают так же. Ребенок предоставлен самому себе и на многочисленные вопросы получает короткие, малоинформативные и порой грубые ответы. А ведь мечеть — это одно из самых подходящих «пособий», с которых можно начинать «погружение» ребенка в богатый мир исламских традиций и обрядов.

Возраст мечети не помеха

С какого возраста ребенка следует знакомить с мечетью? Кто-то скажет: с самого раннего. Кто-то предложит начинать в сознательном возрасте. Кто-то и вовсе пожелает оставить выбор за самим ребенком. В шариате вы не найдете конкретных указаний, кроме тех, что касаются возраста обязательной молитвы и прочего. И это может означать, что любой вариант — правильный.

Однако хотелось бы обратить внимание на некоторые практические сложности. Например, грудного ребенка не следует оставлять одного, так как он может начать громко плакать, а мать, читающая намаз, не сможет прерваться, чтобы его успокоить. Это кажется вам естественной рекомендацией? Но мне встречались женщины, которые были убеждены, что звуки намаза сами по себе «волшебным образом» успокаивают оставленных в одиночестве младенцев. Это не так!

Годовалого или двухлетнего ребенка также не следует оставлять без присмотра, так как он вряд ли будет сидеть на одном месте, ожидая своих родителей. Да, он начнет ползать между рядами, хватать посторонних людей за ноги, смеяться или плакать, и уверенность иных матерей, что сын или дочь, глядя на взрослых, тут же кинется повторять все движения молитвы, как это бывает дома, служит им плохую службу.

Детей постарше следует не отпускать от себя далеко и строго следить за тем, чтобы они все время находились рядом. И только когда ребенок пяти-шести лет отправится на молитву в привычную мечеть в десятый или даже сотый раз, можно дать ему некоторую свободу: пусть встанет в ряд с теми, с кем пожелает, залезет на другой этаж, уйдет вперед, поближе к имаму, или организует с друзьями свой «джамаат» позади взрослых.

Мечеть в картинках

Когда ребенок начинает задавать вопросы, очень важно дать ему как можно больше полезной информации. А еще лучше — искать ответы вместе с ним. На примере устройства мечетей, их разнообразной архитектуры и орнаментов, особенностей расположения в них залов можно показать ребенку весь мир! Ведь каждая страна и каждый крупный город сегодня могут похвастаться мечетью, история и вид которой достойны стать отдельным предметом для изучения.

Какой была самая первая в мире мечеть? Не составит труда найти в Интернете и распечатать фотографии мечеть аль-Куба в пригороде Медины, в Саудовской Аравии, пусть и современные. Какая сегодня самая большая мечеть в мире? Мечеть Аль-Харам в Мекке — повод вспомнить о хадже. Детей, несомненно, заинтересуют подземная и подводная мечети в Турции, а глиняную мечеть в городке Дженне африканской республики Мали они, возможно, захотят построить сами — из пластелина, теста или кинетического песка (если вы не против).

В построенной или сложенной из коробок и картонок мечети можно вместе с игрушками разбираться, где помещение для молитвы, устланное ковриками, где минбар, а где комнаты для омовения. Пусть папа или старший брат подскажет, из чего лучше всего построить минарет — ведь именно с него будет звучать азан, призыв на молитву. Пришло время познакомиться и с компасом, чтобы определить, в какую сторону будет молиться игрушечный мусульманин?

Мечеть — это не храм

В отличие от христианских церквей, мечеть у мусульман — это не только место для богослужений. Дети должны знать, что молиться можно в любом чистом месте и совсем необязательно идти для этого в мечеть. В самой же мечети можно не только молиться, но также проводить уроки, собрания, праздники, там можно принимать пищу и даже играть, если все это не мешает взрослым и другим детям.

Теперь ребенок вполне может самостоятельно подумать над тем, каковы правила поведения в таком месте. Например, можно ли мешать другим людям совершать молитву? Нет, нельзя, а значит, во время молитвы нельзя бегать и шуметь. Можно ли мусорить в мечети? Конечно, нельзя, ведь здесь читают намаз, а намаз должен читаться в чистом месте.

В России есть мечети, где проводятся уроки для детей; где устраиваются конкурсы и состязания; где на праздник готовятся угощения и раздаются подарки. Если мечеть будет ассоциироваться у ребенка только с молитвой, то со временем он потеряет к этому центру жизни мусульманской общины какой-либо интерес: ведь помолиться можно и дома. Поэтому, конечно же, важно, чтобы в мечети велась активная просветительская и общественная деятельность, а дети были активными ее участниками, а не просто гостями в редкие дни больших праздников.

Напоследок приведу простой пример: в маленькой мечети одного из городов российской глубинки местные мусульмане специально обустраивают детскую комнату. Они оборудуют ее игрушками, настольными играми, яркой детской мебелью. Чтобы дети, приходящие сюда в выходные дни, могли бегать, играть, шуметь, а в перерывах между своими активными занятиями получать необходимый в их возрасте максимум религиозных знаний и навыков.

Конечно, после пары таких визитов детской уммы комнату приходится оборудовать заново… Но дети уверены: мечеть — это всегда праздник! Ин ша Аллах, это чувство они сохранят на всю свою взрослую жизнь.

Аиша Умм Адам, Musulmanka.ru

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх