Рассказ

Не всё то золото, что блестит, или Мусульманки по рождению

Я живу в Дубае. Я переехала сюда ещё два с лишним года назад, но первые полтора года я летала в США и обратно так часто, что сложно сказать, действительно ли я жила в Дубае или только бывала здесь наездами. Но за последние девять месяцев я свыклась со своим переездом. Теперь я твёрдо могу сказать, что живу в Дубае и работаю здесь помощником судьи в международном суде, полностью погрузившись в местную среду. Мне хорошо знакома здешняя атмосфера, её привлекательные, отталкивающие и попросту уродливые черты.

Помню, как в самом начале моей жизни здесь одна подруга поделилась со мной своим опытом ношения хиджаба в Дубае: «Тут можно вообще ни о чём таком не беспокоиться! Никто не будет на тебя пялиться или делать едкие замечания».

Когда она сказала это, я поняла, что абсолютно с ней не согласна. Да, здесь, конечно, не нужно тревожиться о том, что подумают о тебе окружающие, но меня не волновало их мнение и в Штатах. Мне не было дела ни до чьих взглядов и колкостей, брошенных в мой адрес, да и окружающие в большинстве своем относились ко мне с уважением, реже — с интересом. Но то, что я почувствовала, нося хиджаб здесь, в Дубае, сложно назвать комфортом.

Именно здесь впервые в моей взрослой жизни поменялось моё отношение к хиджабу, и именно здесь я оказалась на перепутье. Нет, поймите меня правильно — мне даже в голову не приходила мысль снять его (альхамдулиЛлях!), но моё отношение к хиджабу всё-таки изменилось. Я росла в Соединённых Штатах с матерью-немусульманкой, которая с трудом терпела мой платок, а позже работала штатным юристом в Совете по американо-исламским отношениям, где я отстаивала право женщин на ношение хиджаба. И только здесь, в Дубае, я впервые утратила ощущение вызова во время ношения платка. «Ну давай, чего смотришь, скажи уже что-нибудь» — вот это чувство.

Масла в огонь подливало и отношение к хиджабу здесь, в Дубае. Если я видела женщину в абайе в Соединённых Штатах, то я могла быть уверена, что она верующая и относится к религиозным вопросам с большой серьёзностью. Поэтому когда я впервые увидела женщину в абайе, но без хиджаба, я была не просто удивлена — я была в шоке.

Дело было в торговом центре. Женщина, стоявшая посреди магазина в полной абайе, сняла платок, чтобы примерить другой, ей понравившийся. Это привело меня в конкретное замешательство. Только здесь, в Дубае, я впервые увидела женщин в распахнутых абайях, упакованных в обтягивающие джинсы, женщин на десятисантиметровых шпильках с хиджабом на затылке и тоннами косметики на лице — и была так удивлена, что не могла отвести взгляда, причём совершенно буквально, потому что муж так и сказал мне: «Хватит таращиться». Я никак не могла взять всего этого в толк. Я совершенно не понимала особенностей ношения абайи в этой стране — но всё-таки могла сказать, что в какой-то мере моя подруга была права, говоря: «Тут можно вообще ни о чём таком не беспокоиться».

Дело в том, что хиджаб здесь такая штука: легко надела — легко сняла. Хочешь носить? — пожалуйста. Не хочешь? — ну и ладно, делов-то. Из-за такого отношения хиджаб становится чем-то несерьёзно-эфемерным, тем, во что просто облачиться и ещё проще снять.

Стоит, конечно, оговориться, что подобная позиция свойственна не всем женщинам в Эмиратах — многие из них очень серьёзно относятся к хиджабу. Все те четыре местные женщины, с которыми я работаю в офисе, придерживаются строгих правил в одежде и носят элегантные абайи с хиджабами. К тому же, они совмещают это с работой на руководящих должностях, чем и вызывают у меня неподдельное уважение. Но сам факт, что описанное легкомысленное отношение к хиджабу вообще где-то существует, стал для меня крайне неприятным открытием.

Сегодня в обеденный перерыв я вышла из офиса перекусить. Так как было время обеда, все рестораны в округе были полны народа. Работаю я в деловом квартале, поэтому вокруг много не только юристов и судей, но и разных бизнесменов и консультантов — в общем, важных шишек всех видов и сортов. Так вот, я стояла в длинной очереди и не видела вокруг себя ни одной покрытой девушки — за исключением одной местной женщины в традиционном наряде. Всё то же самое, что и в деловом квартале где-нибудь в США, разве нет? Да, но я ведь всё-таки в Дубае, в «мусульманской» стране.

Я стояла в очереди, и мне было очень больно от осознания того, что большинство окружавших меня девушек были мусульманками, для которых вопрос ношения хиджабов даже не стоял на повестке дня. Я терялась в море обтягивающих юбок, туфель от Кристиана Лабутена и сумочек Prada. И в сегодняшнем случае не было ничего особо уникального. За исключением местных женщин, которые действительно часто носят абайю и хиджаб, в профессиональной среде, среди молодёжи, их встретишь нечасто. Конечно, они есть, но их куда меньше, чем я предполагала, и они просто теряются на фоне своих непокрытых коллег.

Ещё одна вещь, которая глубоко меня удивила — это то, как смотрят на меня бесхиджабные сёстры, а в их глазах я читаю недоумение: «Оглянись вокруг. Зачем тебе это надо?» Я склоняюсь к тому, что такое отношение с их стороны вызвано смещением внутренней вины — психологическим комплексом, который заставляет их смотреть на меня сверху вниз, как на отставшую от времени деревенщину. «И это ты родилась в Америке?.. Что же тогда эта штука делает у тебя на голове?»

Как я хотела бы, чтобы все эти женщины, рождённые и выросшие в так называемых «мусульманских странах», поняли, наконец, что значит быть «американкой» или европейской женщиной на самом деле! Может быть, тогда они перестали бы слепо подражать культуре, которая существует исключительно в их головах.

Стоя в этой очереди, я видела девушек, жаждавших внимания со стороны противоположного пола, призывно взмахивавших своими прядями, игриво цокавших каблучками и громко смеявшихся над глупейшими (глу-пей-ши-ми) шутками.

Я представляла себе, каково это — быть здесь одинокой. Я вспоминала отчаяние, которым делились со мной многие, очень многие местные женщины, говорившие мне, как сложно найти в этом городе стоящего мужчину. Не изменилось ли бы моё отношение к хиджабу, если бы я была на их месте? Надела ли бы я его вообще, если б мне довелось родиться и вырасти в этой стране?

Чем больше я об этом размышляла, тем больше я благодарила Всевышнего за то, что я родилась в Штатах и начала носить платок в раннем возрасте. Это повлияло на все мои последующие решения в жизни — от того, с кем я дружила и какое направление работы я для себя выбрала, до того, внимание каких мужчин я могла привлекать (исключительно в целях брака! не устаю это повторять, так как мне часто приходится слышать здесь истории о мужчинах-мусульманах, которые знакомятся лишь за тем, чтобы «просто поразвлечься») и даже на моё решение основать проект Haute Hijab, которым я сейчас занимаюсь. Именно из-за всего вышесказанного я никогда не стану заводить здесь семью.

Когда все вокруг тебя «мусульмане», ты начинаешь относиться к этому, как к данности. Но здесь нет места чувству принадлежности к одной умме и братства, здесь никто не станет держаться друг за друга просто из-за общности происхождения, национальности или какого-либо другого объединяющего фактора.

Когда я ловлю на себе взгляды смотрящих на меня сверху вниз «продвинутых» мусульманок, которые считают себя «свободными» лишь потому, что носят обтягивающие юбки и блузки с глубоким декольте, я могу лишь молиться за них, быть благодарной за то, как меня воспитали и за то, что я американка — гордящаяся своим происхождением, носящая хиджаб и убеждённая в правильности своего выбора.

Мелани Эльтурк, основатель проекта Haute Hijab
Hijab Fashion Blog
www.hautehijab.com

Перевел с английского Али Абу Ясмин

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх